Рефераты. Проблемы налогообложения малого и среднего бизнеса в Республике Казахстан

В новом Налоговом кодексе предусмотрено законодательное закрепление ограничения на изменение в течение года количества налоговых и других обязательных платежей в бюджет, ставок и налоговой базы действующих налогов. Такой шаг, безусловно, упростил отношения субъектов МСБ с фискальной системой. Однако, если с прежней скоростью и постоянством будут происходить изменения подзаконных актов, например, регулирующих применение специального налогового режима, запрет, содержащийся в Налоговом кодексе, не сможет значительно снизить остроту проблемы.

Таким образом, создание в Казахстане стабильной законодательной базы будет способствовать постепенному повышению уровня грамотности руководителей субъектов МСБ, увеличению собираемости налогов, сокращению фактов коррумпированности налоговой службы и создаст условия для успешного развития малых и средних предприятий.

Такой недостаток налоговой системы, как завышение ставки налогов и сборов, свидетельствует о том, что названная проблема продолжает оставаться острой несмотря на снижение налоговых ставок по отдельным налогам.

Со временем снижения налоговых ставок прошел небольшой период времени, и предприниматели еще не в полной мере оценили последние изменения в налоговом законодательстве. Сейчас же часть руководителей опрошенных предприятий отвечает на этот вопрос, скорее, по инерции, привыкнув в течение нескольких лет жаловаться на одни и те же проблемы.

Более подробного анализа заслуживает распределение налоговой нагрузки в зависимости от вида деятельности малых предприятий. Из данных, приведенных в таблице 5, видно, что более трети малых производственных предприятий отчисляет в бюджет от 41 до 60% своего дохода.

Более 41% своей прибыли вынуждены уплачивать в виде налогов 43,3% из числа опрошенных СМП, занятых в производственной сфере. Это самая большая доля предприятий, уплачивающих столь большие налоги, по сравнению с остальными сферами деятельности, в том числе со сферой торговли и услуг. Складывается парадоксальная ситуация, при которой приоритетный производственный сектор экономики испытывает большую налоговую нагрузку, чем сфера торговли и услуг. По заявлению опрошенных, налоговая нагрузка возросла вследствие лишения предприятий легкой и пищевой промышленности льгот по уплате НДС, так как основная часть малых производственных предприятий сосредоточена именно в этих отраслях.

Налоговая нагрузка сельскохозяйственных предприятий по сравнению с остальными сферами деятельности значительно ниже: более трети (13,1%) сельскохозяйственных малых предприятий уплачивает в виде налогов до 20% своего дохода, 40,5%-до 40% дохода. Объясняется это существующими льготами по уплате налогов. Но, для реального поднятия агропромышленного комплекса только налоговых льгот недостаточно. Необходимо принятие четко проработанных программ развития сельскохозяйственных малых предприятий в сфере кредитования, обучения кадров, создания и развития инфраструктуры поддержки малых предприятий в сельской местности и т.д.

Что касается сферы торговли и услуг, то налоговая нагрузка в этих секторах довольно высокая: почти половина малых и средних предприятий уплачивает в виде налогов 21-40% своего дохода и четверть опрошенных предприятий – 41-60% прибыли. Несмотря на высокую долю отчислений, ни один из опрошенных руководителей предприятий не планирует перехода своего предприятия в другую сферу деятельности, например в промышленность. По их мнению, перспектив у промышленного производства как объекта деятельности для СМП в Казахстане практически нет, а торговлей и услугами заниматься мешают высокие налоги.


Таблица 8

Часть дохода, уплачиваемая в виде налогов, по отраслям, в %

Отрасль

Часть дохода, уплачиваемая в виде налога, в %

0-20

21-40

41-60

61-80

81-100

Все предприятия

12,7

4,6

27,2

10,3

1,2

Обрабатывающая

промышленность

9,3

47,4

32,0

11,3

0,0

Сельское хозяйство

35,1

40,5

11,5

8,2

2,7

Торговля

12,9

47,7

25,0

12,9

1,5

Услуги

7,5

55,8

2,7

8,3

1,7

При существовавших ранее налоговых ставках предприниматели были вынуждены сокращать налоговые отчисления официальными и неофициальными путями, так как при честной уплате всех причитающихся налогов значительно увеличивается себестоимость производимой продукции, что приводит к повышению цен и, следовательно, к снижению конкурентоспособности продукции на рынке.

Последние изменения в налоговом законодательстве, предполагающие снижение ставок нескольких налогов, должны способствовать снижению общей налоговой нагрузки, расширению налогооблагаемой базы и сокращению таких негативных явлений, как уклонение от уплаты налогов и коррумпированность налоговой службы.

Также, в настоящее время одновременно отмечается уменьшение количества уплачиваемых предприятиями налогов. Так, если в 2000 г. каждое малое предприятие уплачивало в среднем 6-8 видов официальных налогов и сборов, то в 2006 г. более половины предприятий малого и среднего бизнеса уплачивает от 3 до 5 видов платежей (таблица 9).


Таблица 9

Количество уплачиваемых налогов предприятиями малого и среднего бизнеса, по отраслям, в %

Отрасль

Часть дохода, уплачиваемая в виде налога, в %

менее 3

от 3 до 5

от 6 до 8

более 9

Все предприятия

9,8

52,0

29,2

8,9

Обрабатывающая

промышленность

2,1

47,9

34,0

16,0

Сельское хозяйство

36,4

42,3

15,2

6,1

Торговля

8,3

56,4

27,8

7,5

Услуги

9,4

51,3

31,6

7,7


Такая ситуация объясняется несколькими причинами:

1) введение возможности применения специального налогового режима для субъектов малого бизнеса и сельскохозяйственных предприятий позволило несколько снизить количество платежей для предприятий, работающих по упрощенной декларации.

2) повышение доверия к проводимым Центром малого и среднего бизнеса анонимным обследованиям позволяет получать более откровенные ответы на поставленные вопросы. Рост лояльности руководителей малых предприятий, принимающих участие в опросах, позволяет получать информацию не «как положено по закону», а как есть на самом деле.

3) повышение уровня знаний предпринимателей в области налогового законодательства дает возможность отдельным предприятиям официальными и полуофициальными путями сократить количество уплачиваемых налогов. Этому также способствуют наличие в Казахстане теневого сектора экономики и недостаточно отработанная система наказаний за нарушение налогового законодательства.

Рассмотрим более подробно распределение количества уплачиваемых налогов и сборов в зависимости от видов деятельности.

Количество платежей производственных малых предприятий является самым большим и по колонкам «от 6 до 8» и «более 9», что превышает средние показатели. Это делает производственную сферу, и так проблемную для малого бизнеса по причине высокой конкуренции со стороны крупных предприятий и импортной продукции, еще менее привлекательной. Было бы целесообразно разработать специальный налоговый режим для малых предприятий, занятых в производстве, предусматривающий уплату меньшего количества платежей и сокращение сдаваемой отчетности.

Сельскохозяйственные предприятия, напротив, уплачивают наименьшее количество налогов: 36,4% опрошенных – менее 3 налогов, 42,3% - от 3 до 5 налогов. Столь небольшое количество объясняется тем, что значительная часть крестьянских хозяйств, принявших участие в анкетировании, работает по патенту.

Что касается секторов торговли и услуг, то основная часть этих малых предприятий (более 80%) уплачивает от 3 до 8 видов платежей в зависимости от специфики деятельности.

Таким образом, количество налоговых платежей продолжает оставаться значительной проблемой для малых предприятий в основном по причине громоздкой и усложненной отчетности по каждому виду налогов. По некоторым сборам, даже если малое предприятие не являлось их плательщиком, оно обязано было сдавать пустые бланки отчетности.

В области налогообложения предприятий малого и среднего бизнеса существует такая проблема, как недоступность внутренних инструкций налоговых органов, регламентирующих их отношения с налогоплательщиками. В действительности эта проблема намного серьезнее, чем может показаться на первый взгляд. Не имея на руках подзаконных актов, регулирующих его деятельность, предприятие - субъект МСБ заранее поставлено в крайне невыгодное положение, вынуждающее бизнесмена работать «на ощупь», по совету друзей или «под крышей». В любом случае без отсутствия чёткого знания внутренних инструкций бизнес попадает в зависимость от налоговых служащих.

Для преодоления подобной ситуации в первую очередь необходимо наладить эффективное информационное обеспечение предпринимателей, расширить инфраструктуру поддержки малого бизнеса, в том числе организовать доступность для предпринимателей обучающих семинаров, бухгалтерских, аудиторских и консалтинговых услуг и т.п. Также, по мнению предпринимателей, необходимо организовать централизованный выпуск сборников нормативно-законодательных актов для малых предприятий различных сфер деятельности. Это существенно облегчит деятельность предпринимателей, особенно начинающих, сократит нарушения налогового законодательства, будет способствовать уменьшению таких негативных явлений как коррумпированность налоговых органов.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.