Рефераты. Проблемы формирования и использования финансовых средств регионального бюджета в условиях кризиса

Глава 2. Проблемы формирования и использования бюджетных средств региона

2.1 Региональный бюджет: структура доходной и расходной части

В целях повышения эффективности процесса формирования бюджета региона целесообразно применять специальные управленческие классификации, согласно которым бюджетные доходы и расходы группируются по определенным признакам. Широко распространена классификация, согласно которой в бюджете выделяются две составляющие: текущий бюджет и бюджет развития. В текущем бюджете отражаются расходы и доходы, обеспечивающие необходимую, обязательную деятельность, например расходы на поддержание нормального функционирования всех постоянно действующих хозяйственных структур.[10]

К бюджету развития (инвестиционному бюджету) относятся доходы и расходы, направляемые на совершенствование региональной экономики (в том числе расходы на проведение строительных работ и приобретение материального имущества), и инвестиционные отчисления третьим лицам, отчисления Федерации и субъектам Федерации, доходы от продажи имущества, взносы, а также особые операции по финансированию, например получение и погашение кредитов, отчисления в резервные фонды и изъятия из этих фондов.

Доходы регионального бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных перечислений.[11]

В бюджеты субъектов Федерации зачисляются доходы от региональных налогов и сборов, перечень и ставки которых определяются федеральным налоговым законодательством, а пропорции их разграничения на постоянной основе и распределения в порядке бюджетного регулирования между региональным бюджетом и местными бюджетами определяются законом о бюджете субъекта Федерации на очередной финансовый год и Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

К налоговым доходам бюджетов субъектов Федерации также относятся отчисления от федеральных регулирующих налогов и сборов, распределенных к зачислению в региональные бюджеты по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, за исключением доходов от федеральных налогов и сборов, передаваемых в порядке бюджетного регулирования местным бюджетам. Региональными являются налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом РФ и законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. По региональным налогам представительный орган власти субъекта федерации самостоятельно устанавливает ставки в пределах, установленных Налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога.

В соответствии с Налоговым кодексом РФ к региональным налогам и сборам относятся:

-                   налог на имущество;

-                   транспортный налог;

-                   налог на игорный бизнес.[12]

К неналоговым доходам регионального бюджета относятся:

-                   средства, получаемые от продажи регионального имущества;

-                   средства, получаемые в виде арендной либо иной платы за сдачу во временное владение и пользование или во временное пользование имущества, находящегося в собственности региона;

-                   средства, получаемые в виде процентов по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях;

-                   средства, получаемые от передачи имущества, находящегося в региональной собственности, под залог, в доверительное управление;

-                   плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными другим бюджетам, иностранным государствам или юридическим лицам на возвратной и платной основах;

-                   доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных капиталах хозяйственных товариществ и обществ, или дивидендов по акциям, принадлежащим субъектам Федерации;

-                   часть прибыли региональных унитарных предприятий, остающаяся после уплаты налогов и иных обязательных платежей;

-                   другие предусмотренные законодательством Российской Федерации доходы от использования имущества, находящегося в региональной собственности;

-                   доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

-                   плата за негативное воздействие на окружающую среду (по нормативу 40 %);

-                   платежи за пользование лесным фондом в части, превышающей минимальные ставки платы за древесину, отпускаемую на корню(100%).[13]

Бюджетным кодексом РФ установлен перечень безвозвратных и безвозмездных перечислений в виде:

-                   финансовой помощи из бюджетов других уровней в форме дотаций и субсидий;

-                   субвенций из Федерального фонда компенсаций;

-                   субвенций из местных бюджетов бюджетам других уровней;

-                   иных безвозвратных и безвозмездных перечислений между бюджетами бюджетной системы;

-                   безвозвратных и безвозмездных перечислений из бюджетов государственных и территориальных государственных внебюджетных фондов;

-                   безвозвратных и безвозмездных перечислений от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольных пожертвований.[14]

Формирование расходов бюджета региона осуществляется в соответствии с расходными обязательствами субъекта РФ, исполнение которых согласно законодательству РФ, международным и иным договорам и соглашениям должно происходить в очередном финансовом году.

Следующие функциональные виды расходов финансируются исключительно из бюджетов субъектов Федерации:

-                   обеспечение функционирования органов представительной и исполнительной власти субъектов Федерации;

-                   обслуживание и погашение государственного долга субъектов Федерации;

-                   проведение выборов и референдумов в субъектах Федерации;

-                   обеспечение реализации региональных целевых программ;

-                   формирование государственной собственности субъектов Федерации;

-                   осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Федерации;

-                   содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Федерации;

-                   обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Федерации;

-                   оказание финансовой помощи местным бюджетам;

-                   обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;

-                   компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов;

-                   прочие расходы, связанные с осуществлением полномочий субъектов Федерации.[15]

Совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов:

-                   государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.