Центробанка. 2. Налоги. 3. Отчисления во внебюджетные фонды. 4. Платежи населения в местный бюджет. 5. Прочие.
Основные виды финансовых ресурсов на микроуровне: 1. Прибыль. 2. Амортизация. 3. Кредитные инвестиции. 4. Страховые возмещения. 5. Выручка от реализации выбывшего имущества. 6. Устойчивые пассивы. 7. Мобилизация внутренних ресурсов в строительстве. 8. Паевые и другие взносы членов товариществ и кооперативов. 9. Доходы от продажи собственных ценных бумаг. 10. Финансовые ресурсы по перечислению от вышестоящих структур. 11. Бюджетные субсидии. 12. Прочие.
Финансовые ресурсы делятся на:
1) централизованные (выступают в форме бюджетных и внебюджетных фондов и обеспечивают потребности воспроизводства на макроуровне (например, бюджет).
2) децентрализованные (формируются у субъектов хозяйствования и используются на расширение производства или оказание услуг и удовлетворение социально - культурных потребностей работников предприятия).
Децентрализованные ресурсы классифицируются на: 1) собственные и привлеченные (прибыль, амортизация, денежные средства в обороте, выручка от продажи имущества, прибыль от выполнения работ и услуг, все виды кредиторской задолженности); 2) заемные (долгосрочные и краткосрочные кредиты банков, средства различных финансовых структур; 3) ресурсы, получаемые в порядке перераспределения (страховые возмещения, субсидии государства, субвенции).
Они направляются на следующие цели: 1) капиталовложения; 2) увеличение оборотных средств; 3) финансирование НТП; 4) проведение природоохранных мероприятий; 5) обеспечение потребностей социального характера (жилищный фонд, сфера дошкольных учреждений, оздоровительные лагеря, дома культуры); 6) прочие аналогичные цели.
Различают источники и виды финансовых ресурсов. Существует 5 случаев высвобождения финансовых ресурсов из себестоимости:
1-й случай: при ускорении оборачиваемости;
2-й случай: при сокращении производства;
3-й случай: при сокращении запасов;
4-й случай: при сокращении материалоемкости;
5-й случай: замена собственных средств заемными. Существует четыре источника финансовых ресурсов из заработной платы (V):
1) налоги в бюджет и внебюджетные фонды;
2) уплата страховых взносов;
3) покупка ценных бумаг;
4) хранение средств на счетах в банках.
Прибыль же выступает источником финансовых ресурсов в полном объеме.
Структура финансовых ресурсов:
27 % - амортизационные отчисления (из-за переоценки);
24% - прибыль;
18% - косвенные налоги;
15% - во внебюджетные фонды.
Пути увеличения финансовых ресурсов: 1. Внешние займы - привлечение финансовых ресурсов других государств. 2. Своеобразный источник финансовых ресурсов - денежная эмиссия. Обращаясь к печатному станку, государство облагает нас незримым косвенным налогом.
Еще один путь - национальное имущество, которое лишь частично входит в состав финансовых ресурсов через выручку от реализации государственного имущества и приватизации, от продажи ненужного имущества юридических лиц, остатков неиспользованных финансовых фондов, созданных в прошлые годы (бюджетные, внебюджетные, резервные, экономического стимулирования), выручка от реализации бесхозного, конфискованного имущества, возврат кредитов некоторыми странами-должниками.
Объем финансовых ресурсов в первую очередь зависит от объема ВВП, создаваемого в стране, их номинальная величина также зависит и от масштаба цен, а также от соотношения отдельных частей общественного продукта, и прежде всего необходимого и прибавочного продукта (чем больше прибавочный, тем больше величина финансовых ресурсов. Увеличение финансовых ресурсов также может происходить за счет увеличения стоимости основных фондов в результате изменения нормы амортизации или переоценки основных фондов.
Факторы, влияющие на величину отдельных видов финансовых ресурсов: 1) На величину амортизации влияют: уровень амортизационных норм, балансовая стоимость основных фондов, соотношение между отдельными элементами основных фондов. 2) Отчисления во внебюджетные фонды, т.к. они установлены в % от ФОТ, то зависят от величины ФОТ, ставок страховых взносов, уровня собираемости. 3) Прибыль зависит от уровня рентабельности (издержек), объема производства и реализации, структурных сдвигов и цены - как основного фактора. 4) Косвенные налоги зависят от объема облагаемого оборота, уровня ставок косвенных налогов, собираемости (налоговой дисциплины) и уровня налоговых льгот.
Нехватка финансовых ресурсов, с одной стороны в результате прямого сокращения их реального объема из-за спада производства, а с другой стороны - резкое увеличение потребности в финансовых ресурсах всех сфер финансовых отношений, вызванных необходимостью инвестирования структурной перестройки экономики (демилитаризация, демонополизация); дезинтеграция производства и социальная защита малоимущих, кроме того увеличение затрат в результате обнищания большой группы населения.
Дополнительные источники финансовых ресурсов, из-за чего недополучаем - несовершенство законов; - ошибки принятия управленческих решений (уход за рубеж огромных капиталов, в больших масштабах оказывается экономическая помощь другим странам.
Потеря финансовых ресурсов происходит в результате продажи крупных предприятий за мизерные цены во времена ваучеризации (Англия в свое время от этого получила $100 млрд.).
Огромный источник финансовых ресурсов заключен в полезных ископаемых.
Кроме того, огромный финансовый потенциал заключается в высококвалифицированной рабочей силе, однако государство не создает благоприятных условий для ее экспорта, в то время как во многих других странах грамотно поставленный экспорт рабочей силы значительно пополняет государственную казну.
Основные направления использования финансовых ресурсов:
1. Расходы (использование финансовых ресурсов на обеспечение воспроизводственного процесса - средства коммерческих предприятий).
Сюда относятся: расходы на финансирование капвложений, затраты на ремонт, на приобретение нематериальных активов, восполнение недостатка и финансирование прироста оборотных средств; выплата премий работникам для стимулирования труда; предоставление дотаций убыточным предприятиям; формирование резервного фонда; выплата страхового возмещения предприятиям и организациям, финансирование
НИОКР.
2. Финансирование социально-культурных расходов. Выплаты нетрудоспособным, малоимущим, финансирование социально-культурных учреждений некоммерческого типа; страховые возмещения по личному страхованию, выплачиваемые гражданам страховыми органами, оказание материальной помощи, различные социальные льготы.
3. Использование финансовых ресурсов на нужды обороны, правоохранительных органов, органов госвласти.
Финансовое планирование - один из элементов управления финансами, объектом которого является распределительный процесс.
Оно охватывает формирование и распределение финансовых ресурсов, образования и использование на их основе различных денежных фондов и осуществляется на основе производственных и финансовых показателей.
В процессе финансового планирования определяются: источники и размеры финансовых ресурсов на планируемый период; объемы денежных фондов, создаваемых на их основе; рассчитываются направления и структура использования средств денежных фондов. При этом решаются задачи выбора наиболее эффективного использования финансовых ресурсов и денежных фондов, создаваемых на их основе.
В процессе составления финансовых планов изыскиваются материальные, трудовые, финансовые резервы для роста финансовых ресурсов и сокращения непроизводительных расходов.
Резервы – часть финансовых ресурсов, которая предназначена для финансирования потребностей возникающих непредвиденно, и направленные как на простое, так и на расширенное воспроизводство и потребление. Страховые резервы – часть финансовых ресурсов, направленная на возмещение ущерба по страховым случаям. Страховые финансовые резервы – финансовые резервы страховых компаний. Эти резервы необходимы, когда текущих средств не хватает на выплаты.
Финансовые ресурсы, их рациональное использование в воспроизведственной деятельности переходного к рынку общества определяют материальную основу практического реформирования переходной экономики, успешного преодоления кризисных неудач, повышение уровня социальной защиты населения, в особенности его малообеспеченных слоев, слоев. Иначе говоря, среди самых важных факторов экономического возрастания, целенаправленного и последовательного реформирования народного хозяйства суверенной Украины на здоровых рыночных основах роль финансовой системы государства тяжело преувеличить, переоценить.
Учитывая этого всяческого внимания и серьезной поддержки заслуживает исследование научных основ достижения эффективного механизма функционирования общественной финансовой системы, ее отделов и подразделений, неотъемлемой части финансовых ресурсов государства.
К.В. Павлюк справедливо делает замечание: сложность проблемы состоит в том, что в известной экономической литературе, что показывает поведение финансов при условиях социализма, понятие финансов толкуется исходя с классовых позиций, то есть финансам приписываются черты, присущие лишь категориям социалистической экономики. В самом деле, в условиях социализма роль финансов в экономике отличается от роли финансов в рыночных условиях. Но это отличие состоит, на взгляд автора, в упрощенном использовании финансов как орудия перераспределения финансовых ресурсов в соответствия с политикой, что ее проводила правящая партия в своих интересах.
Формирование финансовых ресурсов, их использование тесно взаимосвязано со стоимостной структурой валового внутреннего продукта страны. В настоящее время украинский ВВП оставляет желать лучшего. Большего размаха набрала теневая экономика, которая, по оценкам зарубежных исследователей, составляет 45% ВВП (когда 30-35% считается максимально возможным).
Весьма интересен и такой вопрос как современная система налогообложения, что существует в Украинском государстве. Налоговая система нашего государства требует не "мелкого ремонта", а взвешенного реформирования, с тем чтобы она была адекватней требованиям здоровой рыночной системы с ее четко выраженной социальной ориентацией, социальной защитой населения, возможностями стимулирования цивилизованного предпринимательства, среднего и в особенности малого частного бизнеса, прежде всего в сфере материального производства, где он еще достаточно слабо развит в сравнении с передовыми в индустриальном развитии государствами зарубежья - США, Швецией, Германией, Голландией, Финляндией и пр.
Очень слабо развита законодательная база. Эта проблема еще не имеет полного и окончательного решения, она дискутируется среди законодательных и исполнительских структур, ученых-финансистов, юристов, специалистов по административному, финансовому, хозяйственному, конституционному праву.
Конечно, функционирование Конституции нашего государства, иных законодательных актов общества, в частности закона "О бюджетной системе в Украине", есть существенным шагом к утверждению настоящего, реального самоуправления в общегосударственной управленческой структуре, регулятивной системе воспроизводственной жизнедеятельности общества. Тем не менее существет еще целый ряд сложных вопросов относительно практического, а не декларативного обеспечения.
Существует и такая актуальная проблема, как обеспечение финансовой независимости местного самоуправления. Большой государственный долг.
Украина переживает сегодня большие трудности не только в области государственного устройства, но и в сфере экономики и финансов. Успешное осуществление экономической реформы во многом связано с достижением финансовой стабилизации.
Несомненно, только научный подход, знание и изучение всех факторов, определяющих политику, служат гарантией тому, что ее относительная самостоятельность не перерастет в независимость от объективных экономических отношений. Опыт показывает, что отрыв финансовой политики от экономики оборачивается серьезными экономическими трудностями, неизбежно сдерживает реализацию возможностей заложенных в последней. Научный подход к выработке финансовой политики предполагает ее соответствия закономерностям общественного развития, постоянный учет выводов финансовой теории. Нарушение этого важнейшего требования приводит к большим потерям в народном хозяйстве.
В последние годы проблемам формирования и использования финансовых ресурсов и резервов в экономике Украины в условиях рыночных отношений посвящается значительное количество публикаций. Однако единства мнений по теоретическим аспектам этого вопроса не достигнуто.
Исходя из вышесказанного, мне представляется возможным определить актуальность проблем формирования и использования финансовых ресурсов и резервов в экономике Украины. Разрешение перечисленных выше и других проблем будет способствовать повышению уровня жизни граждан и улучшению экономической стабильности государства.
Литература:
1. Дробозина Л.А. “Финансы”, - Москва: Финансы, ЮНИТИ, 1999. 2. Задоя А.О., Ткаченко І.П. “Структура та функції сучасного фінансового ринку”// Фінанси України №5,1999. 3. Павлюк К.В. “ Фінансові ресурси держави. Монографія.”, - Київ: Ніос,
1998. 4. Паламарчук В.О. “Фінансові підвалини держави”// Фінанси України №2,1999. 5. Родионова В.М. “Финансы”, - Москва: Финансы и статистика, 1995.
Страницы: 1, 2