Рефераты. Приемы, методы, модели, применяемые в финансовом менеджменте

Приемы, методы, модели, применяемые в финансовом менеджменте

СОДЕРЖАНИЕ


ВВЕДЕНИЕ

1. Приемы финансового менеджмента

2. Методы финансового менеджмента

3. Модели финансового менеджмента

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ


ВВЕДЕНИЕ


Финансы являются основным показателем, характеризующим конечные результаты деятельности предприятия. Количественные и качественные показатели финансового состояния фирмы определяют его место на рынке, способность функционировать в экономическом пространстве, перспективы развития. Все это определяет ключевую роль управления финансами в общем процессе управления экономикой.

В настоящее время, в условиях нестабильной экономической ситуации, хозяйствующие субъекты сталкиваются с множеством проблем, в том числе высоким уровнем неопределенности. В этих условиях финансовый менеджмент выступает одним их главных элементов управления предприятием, а знание его теоретических основ является необходимостью, что и определяет актуальность данной работы.

Тема работы – приемы, методы, модели, применяемые в финансовом менеджменте.

Объектом исследования являются причинно-следственные связи экономических явлений и процессов, возникающие в сфере хозяйственной деятельности субъектов экономики.

Предметом исследования являются базовые понятия финансового менеджмента – методы, модели, приемы.

В соответствии с целью и актуальностью определена цель работы – изучить теоретические основы финансового менеджмента.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи: рассмотреть основные приемы финансового менеджмента и дать характеристику их основным видам; изучить методы финансового менеджмента и описать их основные группы; рассмотреть основные виды моделей, используемых в финансовом менеджменте.

1. Приемы финансового менеджмента


Финансы предприятий представляют собой опосредованную в денежной форме совокупность экономических отношений, которые возникают в процессе образования, распределения, использования денежных средств[1]. Финансовый менеджмент представляет собой управление движением финансовых ресурсов и регулирование финансовых отношений[2].

В основе движения финансовых ресурсов лежит движение капитала, поэтому общим содержанием всех приемов финансового менеджмента являются денежные отношения, связанные с оборотом капитала, а также с движением денег.

Таким образом, приемы финансового менеджмента представляют собой способы воздействия денежных отношений на определенный объект управления для достижения конкретной цели[3].

По направлениям действия приемы финансового менеджмента можно разделить на следующие группы:

-     приемы, направленные на перевод денежных средств;

-     приемы, направленные на перемещение капитала для его прироста;

-     приемы, носящие спекулятивный характер (или спекулятивные операции);

-     приемы, направленные на сохранение способности капитала приносить высокий доход.

Приемы по переводу денежных средств включают приемы, связанные с расчетами за купленные товары, работы, услуги; их основу составляют денежные отношения, связанные с куплей-продажей этих товаров. При изучении приемов данной группы следует рассмотреть понятие расчетов, которые представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам; их основное назначение заключается в обслуживание денежного оборота (платежного оборота).

Существуют следующие основные формы расчетов: наличные и безналичные, которые могут функционировать только в органическом единстве[4]. Наличные расчеты – это налично-денежные расчеты денежными единицами. Безналичные расчеты включают расчеты с помощью кредитных и дебитных карточек, смарт-карты; платежные поручения; инкассо; документарный аккредитив; расчеты чеками, а также расчеты в иных формах, предусмотренные законом, банковскими правилами и применяемыми в практике обычаями делового оборота.

Под перемещением капитала для его прироста понимается инвестиционная сделка, связанная, как правило, с долгосрочным вложением капитала, поэтому приемы, направленные на перемещение капитала, представляют собой способы осуществления его прироста, способы получения дохода на капитал в форме его прироста. К основным приемам данной группы относятся: депозит, рента, лизинг, селинг, факторинг, франчайзинг, овердрафт и множество других. Рассмотрим некоторые из них.

Депозит представляет собой вклад денежных средств или ценных бумаг в банк на хранение. Он является источником банковского кредитного капитала, используемого для выдачи кредитов, проведения факторинговых операций, осуществления инвестиций и других операций, поэтому депозит оплачивается банком.

Рента представляет собой это регулярно получаемый доход на капитал, облигации, имущество, не требующий от получателя осуществления предпринимательской деятельности.

Лизинг – это форма долгосрочной аренды, связанная с передачей в пользование оборудования, транспортных средств и другого движимого и недвижимого имущества, за исключением земельных участков и природных объектов. По сути, лизинг представляет собой форму материально-технического снабжения с одновременным кредитованием и арендой.

Франчайзинг – это вид отношений между рыночными субъектами, когда одна сторона (франчайзер) передаёт другой стороне (франчайзи) за плату (роялти) право на осуществление определённого вида бизнеса, с использованием разработанной системы его ведения.

Разновидностью торгово-комиссионной операции, связанной с кредитованием оборотных средств, является факторинг. Он представляет собой инкассирование дебиторской задолженности покупателя, а также является специфической разновидностью краткосрочного кредитования и посреднической деятельности.

Спекулятивная операция – это краткосрочная сделка по получению прибыли в виде разницы в ценах (курсах) покупки и продажи, разницы в процентах, взятых взаймы и отданных в кредит. Основными приемами, относящимися к спекулятивным операциям, относятся: репорт; депорт; операции с курсовыми разницами; операции своп; валютный арбитраж; процентный арбитраж; валютная спекуляция.

Под приемами, направленными на сохранение способности капитала приносить высокий доход, понимаются приемы управления движением капитала в условиях риска и неопределенности хозяйственной ситуации[5]. К данной группе относятся такие приемы, как страхование и залог. Страхование – это система экономических отношений, включающая образование специального фонда средств (страхового фонда) и его использование (распределение и перераспределение) для преодоления и возмещения разного рода потерь, ущерба, вызванных неблагоприятными событиями (страховыми случаями) путем выплаты страхового возмещения и страховых сумм. Залог является способом обеспечения выполнения обязательств перед кредитором.

Таким образом, в настоящей главе были рассмотрены основные приемы финансового менеджмента и охарактеризованы основные из них.

2. Методы финансового менеджмента


Метод, как инструмент, с помощью которого изучается предмет финансового менеджмента, или происходит управление финансовой деятельностью фирмы, в широком смысле понимается как система теоретико-познавательных категорий, базовых (фундаментальных) концепций, научного инструментария, а также регулятивных принципов управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования[6].

На ранних этапах развития бизнеса управление финансами предприятий осуществлялось в основном на основе интуиции и опыта менеджеров, без применения формализованных методов. По мере усложнения характера деловых отношений (роста числа компаний, отраслей, ужесточения конкурентной борьбы, появления новых оргструктур управления и других факторов), подобный подход становился неприемлемым. Современные средства обработки информации сделали возможным осуществление множественных расчетов в режиме имитационного моделирования, а также выбор наиболее эффективных вариантов действий, комбинации факторов и других альтернатив. Очевидно, что процесс принятия управленческих решений финансового характера в настоящее время в большей степени основывается на формальных индикаторах, методах, моделях.

Любая социально-экономическая система, к каковым относится и любое предприятие, представляет собой механизм, функционирование которого вариабельно из-за воздействия большого количества внешних и внутренних факторов, в том числе, носящих субъективный характер. Таким образом, реальный процесс управления финансами можно охарактеризовать как своеобразный сплав неформализуемого и формализуемого начал. Нахождение оптимального сочетания неформализуемого и формализуемого является одной из основных задач внедрения управления предприятием в целом, и финансами в частности.

Методы финансового менеджмента условно можно разделить на три группы: общеэкономические методы; инструментальные (количественные) методы принятия управленческих решений; специальные методы[7]. Рассмотрим их общую характеристику.

К группе экономических методов относятся следующие: кредитование, ссудо-заемные операции, система кассовых и расчетных операций, система страхования, система расчетов, система финансовых санкций, трастовые операции, трансфертные операции, система производства амортизационных отчислений, система налогообложения и другие. Общая логика таких методов, их основные параметры, возможность или обязательность их исполнения задаются централизованно в рамках системы государственного управления, а вариабельность их применения ограничена.

В группу инструментальных (количественных) методов входят методы прогнозирования, факторный анализ, методы финансовой математики, моделирование и другие методы. Число инструментальных методов очень велико, и наиболее важными для финансового менеджмента являются следующие их подгруппы: методы факторного анализа, методы прогнозирования, методы теории принятия решений. Дадим их краткую характеристику.

Под факторным анализом понимается процесс выявления причинно-следственной связи, идентификации и оценки значимости участвующих в ней факторов. В ходе факторного анализа целью исследователя является идентификация факторов, оказывающих позитивное или негативное влияние на результативные показатели; а по результатам анализа разрабатываются меры, способствующие усилению воздействия одних и снижению воздействия других факторов. Определение факторов может осуществляться неформализовано, когда их совокупность устанавливается на интуитивной основе. Тем не менее, основным вариантом является формализованный анализ, в основе которого лежит применение двух моделей – стохастических и жестко детерминированных.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.