Рефераты. Правовые основы государственных расходов и государственного финансирования

Размер резервных фондов в федеральном бюджете не может превышать 3 процента утвержденных расходов федерального бюджета;[10]

4) в зависимости от функциональной направленности:

 - на оборону;

 - на охрану окружающей природной среды;

 - на международную деятельность и прочие расходы.[11]

Для примера, расходы на содержание Вооруженных Сил РФ охватывают бюджетные ассигнования, направляемые на содержание центрального аппарата Министерства обороны РФ, боевую подготовку и материально-техническое обеспечение войск, содержание и эксплуатацию военных объектов; на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, учебные расходы военно-учебных заведений, ведомственные расходы в области образования и здравоохранения.

расход финансирование бюджетный политика

Глава 2. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ ПУТЕМ ФИНАНСИРОВАНИЯ


Государственные расходы осуществляются различными способами: путем предоставления бюджетных ссуд, бюджетных кредитов и т.д., в том числе и путем финансирования.

Финансирование государственных расходов – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных денежных средств на безвозмездной и безвозвратной основе, в форме дотаций и субвенций. Но в случаях необходимости получения бюджетных ассигнований и невозможности выделения средств на этих принципах участники финансирования в соответствии с законодательством могут получать денежные средства из бюджета на условиях возвратности и возмездности.[12]

Источниками финансирования государственных расходов, включая инвестиции (долгосрочные вложения), выступают средства:

1)       государственных и муниципальных бюджетов;

2)       внебюджетных фондов;

3)       централизованные фонды министерств, ведомств.

4)       собственные финансовые средства предприятий.[13]

К основополагающим принципам финансирования государственных расходов относят:

1) плановость;

2)соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;

3) целевое направление средств (выражается в том, что расходы имеют предметно-целевое назначение – заработная плата, стипендии и т. д.);

4) соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц, государства и муниципальных образований;

5) безвозмездность и безвозвратность выделения средств;

6)соответствие финансируемых расходов экологическим, санитарно-гигиеническим и другим нормам;

7) контроль использования государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.[14]

Можно выделить два основных правовых режима финансирования в зависимости от субъектов, использующих средства:

1) финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закреплено на праве хозяйственного ведения;

2) финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления, то есть сметно-бюджетное финансирование.[15] Оно представляет собой безвозмездное и безвозвратное предоставление денежных средств из бюджетов различных уровней бюджетным учреждениям, т. е. учреждениям, действующим в отраслях непроизводственной сферы. Бюджетные учреждения получают средства на свое содержание из бюджета на основе финансовых документов, которые называются сметами.

Смета - финансово-плановый акт, определяющий объем, целевое направление и поквартальное распределение ассигнований, обеспечивающих финансирование бюджетных учреждений и организаций.

Смета состоит из статей, каждая из которых содержит однородную группу расходов, носящих строго обязательный характер и не подлежащих произвольному изменению. Данные положения следуют из требований сметно-бюджетной дисциплины и природы самого бюджета, имеющего силу закона. Статьи расходов составляются на основе норм расходов, то есть единые типовые измерители сметных расходов по однородным учреждениям.[16]

На смету как финансовый акт распространяется правовое регулирование. Процесс прохождения сметы состоит из стадий свойственных бюджетному процессу: составление, утверждение и исполнение. Смета действует в течение финансового года - с 1 января до 31 декабря. После утверждения бюджета в смету могут вноситься необходимые поправки.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, все свои основные производственные и непроизводственные расходы должны покрывать за счет собственных доходов либо банковского кредита. Финансирование из бюджета их расходов осуществляется только на определенные цели, установленные законом. В сравнении с другими государственными предприятиями казенные предприятия, действующие на праве оперативного управления имуществом, имеют особенности в порядке планирования и использования средств государственных средств, получаемых в порядке финансирования как на расходы по текущей деятельности, так и на инвестиционную деятельность.[17]

Учреждения и организации бюджетной сферы и сметно-бюджетного финансирования могут иметь источники доходов, существующие вне бюджета. Эти источники называются внебюджетными и строго регулируются законодательством.

Внебюджетные средства можно классифицировать по группам, главным критерием такой классификации следует признать характер источника доходов внебюджетных средств - заработанные доходы и незаработанные доходы.

К заработанным доходам бюджетной организации относятся специальные средства, полученные не от основной его деятельности, но связанные с ней. Эти доходы формируются путем использования принадлежащего бюджетным учреждениям имущества, зданий; сооружений, транспорта и т. д.

Незаработанные доходы - это средства бюджетного учреждения, не связанные с результатами его труда и не подлежащие возвращению. К ним можно отнести доходы от ценных бумаг (акций, облигаций, векселей и др.) в виде дивидендов и процентов; добровольные пожертвования от национальных и иностранных юридических и физических лиц, то есть спонсоров; взносы в виде благотворительных отчислений от государственных, общественных и других организаций.[18]

К внебюджетным средствам относятся депозиты. Они представляют собой сумму денежных средств, временно поступающие в распоряжение бюджетных организаций и при наступлении определенных условий подлежащие возврату или зачислению по принадлежности. К этим средствам относятся: своевременно неполученная заработная плата, стипендии студентам, которые хранятся на счетах до определенного для каждой категории срока, а затем невостребованные суммы перечисляются в доходы соответствующего бюджета.[19]

Самым многочисленным подразделением сметно-бюджетного финансирования являются социально-культурные мероприятия, которые охватывают образование, подготовку кадров, культуру и искусство; средства массовой информации; здравоохранение; физическую культуру; мероприятия в области молодежной политики и социальное обеспечение. Значительная доля финансирования мероприятий этой сферы обеспечивается за счет внебюджетных фондов, которые аккумулируют (накапливают) денежные средства.

Важное место в развитии производства принадлежит инвестициям – вложениям в основной капитал, включающие в себя затраты на новое строительство, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инвентаря и другие затраты. Источниками финансирования капитальных вложений являются собственные или привлеченные средства инвесторов. Инвесторами, осуществляющими капитальные вложения, могут быть государственные органы, органы местного самоуправления, физические и юридические лица, а также иностранные субъекты предпринимательской деятельности. [20]


Глава 3. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА В ПЕРИОД ПЕРЕХОДА К РЫНКУ


Кризис на мировых финансовых рынках застал российскую экономику в начале подъема. С октября 1997 года Правительство и Банк России защищают главные достижения экономической политики последних лет - стабильные цены и твердый рубль, а значит, и уровень жизни народа.

В результате ухудшения внешнеэкономической конъюнктуры и неудовлетворительного положения дел с доходами бюджета резко обострилась проблема управления государственным долгом. Расходы по погашению ранее выпущенных государственных бумаг и уплате процентных платежей по ним при низком уровне налоговых поступлений стали непомерным бременем для государственного бюджета. Правительство России было вынуждено сокращать внутренний государственный долг, урезая расходы федерального бюджета, осуществляя внешние заимствования. Экономическая программа Правительства была поддержана международными финансовыми организациями и ведущими странами мира.

Однако углубившийся кризис в Азии, новое падение мировых цен на нефть не позволило восстановить доверие к российским ценным бумагам, а значит, облегчить положение бюджета. Продолжалось сокращение валютных резервов страны, как следствие, банковская система стала испытывать большие трудности.[21]

Преобладание долга, номинированного в иностранной валюте, является серьезным фактором риска, ставящим управление долгом в жесткую зависимость от валютной политики и состояния платежного баланса, а также от сохраняющихся рисков ограничения доступа на внешние рынки заимствований по не зависящим от Российской Федерации причинам. В этой связи приоритет при осуществлении государственных заимствований был отдан в долгосрочном плане внутренним заимствованиям.

Политика в области государственного долга в среднесрочной перспективе базировалась на следующих принципах:

снижение расходов на обслуживание государственного долга;

завершение урегулирования долга бывшего СССР;

увеличение удельного веса внутреннего долга в структуре государственного долга;

ограничение принятия новых обязательств по привлечению кредитов иностранных государств и займов международных финансовых организаций;

прекращение заимствования по неэффективно используемым займам;

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.