Рефераты. Правовые основы безналичных расчетов

Порядок оплаты чека или передачи прав по чеку

Чек оплачивается за счет средств чекодателя плательщиком при условии предъявления его к оплате в установленный срок. Кредитная организация как плательщик по чеку обязана удостовериться всеми доступными ей способами в подлинности чека, а также в том, что предъявитель чека является уполномоченным по нему лицом. При оплате индоссированного чека плательщик обязан проверить правильность индоссаментов (передаточных надписей). Правильность подписей индоссантов при этом плательщиком не проверяется.

Лицо, оплатившее чек, вправе требовать передачи ему чека с распиской в получении платежа (ст. 879 ГК РФ).

Платеж по чеку может быть гарантирован полностью или частично посредством аваля (ст. 881 ГК РФ). Гарантия платежа по чеку (аваль) может даваться любым лицом, за исключением плательщика, путем совершения на лицевой стороне чека или на дополнительном листе надписи «считать за аваль» и указанием, кем и за кого он дан. Если не указано, за кого он дан, считается, что аваль дан за чекодателя.

Авалист отвечает так же, как и тот, за кого он дал аваль. При оплате чека авалист приобретает права, вытекающие из чека, против того, за кого он дал гарантию, и против тех, кто обязан перед последним.

Предъявление чека к платежу осуществляется чекодержателем путем представления чека в банк, обслуживающий чекодержателя, на инкассо (инкассирование чека). В этом случае оплата чека производится в общем порядке, предусмотренном для исполнения инкассового поручения. В случае отказа плательщика от оплаты чека, предъявленного к платежу, данное обстоятельство должно быть удостоверено одним из способов, предусмотренных Гражданским кодексом РФ (ст. 883), а именно:

- протестом нотариуса либо составлением равнозначного акта;

- отметкой плательщика на чеке об отказе в его оплате с указанием даты представления чека к оплате;

- отметкой инкассирующего банка с указанием даты, свидетельствующей о том, что чек своевременно выставлен и не оплачен.

О неоплате чека чекодержатель должен известить своего индоссанта и чекодателя в течение двух рабочих дней, следующих за днем совершения протеста или равнозначного ему акта. В тот же срок направляется извещение авалисту тем лицом, за кого дан аваль.

При удостоверении отказа от оплаты чека нотариусом извещение чекодателя также производится самим нотариусом на основании ст. 96 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате.

Не пославший извещение в указанный срок не теряет своих прав. Однако он обязан возместить убытки, которые могут произойти вследствие неоплаты чека, причем размер этих убытков не может превышать сумму чека.

Согласно ст. 885 ГК РФ в случае отказа плательщика от оплаты чека чекодержатель вправе по своему выбору предъявить иск (об оплате суммы чека, издержек, процентов за пользование чужими денежными средствами) к одному, нескольким или ко всем обязанным по чеку лицам (чекодателю, авалистам, индоссантам), которые несут перед ним солидарную ответственность. Такое же право принадлежит обязанному по чеку лицу после того, как оно оплатило чек.

Иск чекодержателя может быть предъявлен в течение шести месяцев со дня окончания срока предъявления чека к платежу. Регрессные требования по искам обязанных лиц друг к другу погашаются с истечением шести месяцев со дня, когда соответствующее обязанное лицо удовлетворило требование, или со дня предъявления ему иска (в случае, когда решение о взыскании принято, но не исполнено).

Этот срок по-разному оценивается в юридической литературе. Так Н. Ю. Рассказова считает, что этот срок пресекательный, по аналогии с сроками для предъявления требований к вексельным должникам.[120]

Схожих взглядов придерживается О.А. Беляева, которая в отношении давностных сроков, предусмотренных ст. 885 Кодекса, пишет: «Эти сроки установлены в отношении иска чекодержателя к обязанным по чеку лицам, а также исков обязанных по чеку лиц друг к другу, и составляют в обоих случаях шесть месяцев. Давностные сроки имеют пресекательный (преклюзивный) характер, их истечение погашает само право требования уплаты чековой суммы. Эти сроки установлены законом для осуществления прав требования, вытекающих из чека, а не для защиты этих прав»[121].

Между тем специальное правило, свидетельствующее о пресекательном характере шестимесячного давностного срока, установлено в п. 3 ст. 885 ГК РФ только в отношении регрессного требования обязанного по чеку лица, оплатившего чек, к иным лицам, обязанным по чеку, которое погашается с истечением указанного срока. Что же касается требования чекодержателя к чекодателю и иным обязанным по чеку лицам, то закон не предусматривает каких-либо специальных оговорок, которые позволили бы квалифицировать давностный срок на его предъявление как пресекательный.

При этих условиях закономерен вывод о том, что в данном случае речь идет о сокращенном сроке исковой давности, на который распространяются все общие положения об исковой давности.

При этом необходимо учитывать, что, так как сама выдача чека не прекращает основное обязательство, то и утрата возможности взыскания по чеку (например, в связи с истечением шестимесячного срока на предъявление требований) не лишает чекодержателя права требовать оплаты основного обязательства в общем порядке.

Ответственность чекодателя и плательщика в случае оплаты подложного, похищенного или утраченного чека состоит в возмещении возникших вследствие этого убытков. Указанные убытки возлагаются на плательщика или чекодержателя в зависимости от того, по чьей вине они были причинены (п. 4 ст. 879 ГК РФ). Данное отступление от общих правил ответственности по обязательствам, связанным с предпринимательской деятельностью, когда ответственность наступает независимо от вины, обусловлено намерением законодателя побудить участников чековых правоотношений быть максимально заботливыми и осмотрительными при использовании чеков в расчетных отношениях.

В заключение главы следует отметить, что далеко не все формы безналичных расчетов одинаково интенсивно используются на практике. Согласно статистике ЦБ РФ[122] основным платежным инструментом в структуре безналичных платежей являются платежные поручения: 77% - по количеству и 90% - по объему платежей. Преобладание данной формы расчетов обусловлено ее широким применением как по платежам за товары и услуги, так и по операциям нетоварного характера, в основном при перечислении налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды, а также интенсивным распространением электронных платежей, распространяемых на основе платежных поручений. Такие платежные инструменты, как платежные требования, инкассовые поручения и аккредитивы, используются незначительно: 1,9% - по количеству и 0,7% - по объему платежей.



Глава III ИСПОЛЬЗОВАНИЕ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ В РАЗЛИЧНЫХ СФЕРАХ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ

 

3.1 Безналичные расчеты в налоговых и таможенных отношениях


Очевидно, что, используясь во всех сферах общественных отношений, безналичные расчеты должны находить применение и в публичных сферах, в том числе в налоговых и таможенных отношениях.

Статья 58 Налогового кодекса РФ[123] устанавливает, что «уплата налогов производится в наличной и безналичной форме». При этом из систематического толкования иных норм Налогового кодекса очевидно, что правилом видится именно уплата в безналичной форме.

Так, уплата в наличной форме допустима только в отношении налогоплательщиков - физических лиц, в то время как организации производят уплату налога платежными поручениями в соответствии со статьей 45 Налогового кодекса.

Особенности налогового обязательства (по своей сути публично-правового) хорошо иллюстрируют два ограничения, установленных государством не в свою пользу по сравнению с обычным контрагентом в гражданско-правовом обязательстве.

Так, в силу ст. 75 Налогового кодекса, взыскиваемые с налогоплательщика суммы в первую очередь направляются на погашение недоимки, а лишь затем пени, в то время как согласно ст. 319 Гражданского кодекса, основной долг погашается в последнюю очередь.

Еще рельефнее отличия проявляются в моменте исполнения налогового обязательства.

Указанный вопрос был предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ еще в 1998 г., который своим постановлением[124] признал соответствующими Конституции положения, согласно которым обязанность налогоплательщика - юридического лица по уплате налога прекращается со дня списания кредитной организацией платежа с расчетного счета плательщика независимо от зачисления сумм на соответствующий бюджетный или внебюджетный счет (в гражданско-правовых отношениях, как мы помним, требуется поступление средств на корреспондентский счет получателя).

С 1 января 1999 года действует часть первая Налогового кодекса, согласно п. 2 ст. 45 которого обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, хотя в сам момент предъявления поручения на уплату налога изъятия имущества не происходит.

Указанной статьей предусмотрены два основания, при наличии которых налоговая обязанность не признается исполненной.

Налог не признается уплаченным в случае отзыва налогоплательщиком или возврата банком плательщику платежного поручения.

Возврат платежного поручения может быть произведен только до его исполнения. При этом на практике отмечено, что некоторые банки, оказавшиеся неплатежеспособными, под различными предлогами возвращали клиентам платежные поручения, вследствие чего обязанности последних не считались исполненными.

В поручении должны быть надлежащим образом указаны реквизиты плательщика, получателя денежных средств, обязательные для осуществления банковской операции. В случае отсутствия кодового показателя «основание платежа» налоговые органы самостоятельно относят поступившие денежные средства к одному из оснований платежа. Во избежание подобных ситуаций, с 1 июня 2003 года был введен новый формат платежных поручений[125]., согласно которому в расчетные документы был добавлен новый показатель - дата списания денежных средств с расчетного счета налогоплательщика (поле 71), определяющая момент исполнения налогоплательщиком обязанности по уплате налога и сбора. В настоящий момент указанный нормативный акт заменен аналогичным по содержанием Приказом Минфина РФ[126].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.