Рефераты. Повышение эффективности использования государственной собственности в РФ

Таблица 2.3

Отраслевая структура

Отрасль

Количество хозяйственных обществ

% к итогу

Сельское хозяйство

6

11,2

Лесной комплекс

8

15,1

Пищевая промышленность

4

7,6

Целлюлозно-бумажная промышленность

4

7,6

Промышленность строительных материалов

2

3,8

Машиностроительный комплекс

3

5,7

Санаторное лечение

3

5,7

Строительство

1

1,9

Торговля

1

1,9

Топливно-энергетический комплекс

2

3,8

Добывающая промышленность

2

3,8

Прочие отрасли

17

32,1

ИТОГО

53*

100%


Выручка от продажи товаров и услуг хозяйственных обществ 2009 год составила 8 423 млн. рублей, что на 23% больше, чем за 2008 год по данному кругу предприятий.

На многих предприятиях достигнут значительный рост объемов реализации. В то же время на ряде предприятий отмечается спад объемов производства по сравнению с уровнем 2008 года.

На 45717 предприятиях финансовым результатом стала чистая прибыль, которая за 9 месяцев 2009 года составила 202 244 млн. рублей. Убыток по основной деятельности получили 4513 хозобществ на общую сумму 122 528 млн. рублей. Чистый убыток по итогам отчетного периода составил 79 417 млн. рублей.

По сравнению с началом года кредиторская задолженность хозобществ возросла на 44% и составила 2 032 271 млн. рублей. Задолженность во внебюджетные фонды возросла на 32%, в бюджет - 28%. Дебиторская задолженность увеличилась на 26,4% и составила на 01.10.09 2 291 276 млн. рублей.

В 2010 году приоритетными направлениями деятельности в сфере управления принадлежащими государству акциями (долями в уставных капиталах) хозяйственных обществ являлись:

обеспечение выработки рациональной дивидендной политики, роста стоимости бизнеса и ликвидности акций в каждом хозяйственном обществе,

участие в систематической ревизии их деятельности, аудит финансовой и бухгалтерской отчетности;

совершенствование системы экономического анализа и мониторинга финансового состояния обществ;

обеспечение разработки и принятия каждым хозяйственным обществом программы развития на перспективу, предусматривающей модернизацию производства, привлечение инвестиций, рост объемов продаж и др.;

проведение эксперимента доверительного управления акциями акционерных обществ лесозаготовительной отрасли.

Основной задачей приватизации государственного имущества я на период до 2014 года является последовательное сокращение государственного имущества, не задействованного в осуществлении публичных полномочий, и увеличение доходной части бюджета.

Приватизация будет осуществляться исходя из следующих принципов:

обеспечение максимальной бюджетной эффективности приватизации государственного имущества;

предложение в ближайшие четыре года к приватизации государственного имущества, которое не используется для обеспечения функций и задач государства;

ориентация на инвестиционный спрос на объекты приватизации.

В 2010 году планируется предложить к приватизации 4411 государственных унитарных предприятий и пакеты акций 449 открытых акционерных обществ, в том числе созданных в 2009 году при акционировании государственных унитарных предприятий.

Кроме того, в 2009 году предлагается выставить на продажу 154459 объектов недвижимого имущества.

В 2010-2011 годах будет продолжена приватизация государственных унитарных предприятий сельскохозяйственной отрасли (животноводство и растениеводство), пищевой промышленности, геологии, строительства, полиграфии, проектных организаций, организаций прочих отраслей.

В отчетном периоде в отношении объектов недвижимого имущества проведена следующая работа:

1) обеспечены надлежащий учет, ведение реестра государственного имущества и регистрация прав собственности на принадлежащие РФ объекты недвижимости. По состоянию на 01.01.2010 года в реестре государственного имущества учтено имущество:

закрепленное за 45896 государственными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения общей остаточной стоимостью 824,4 млн. рублей (1835 объектов);

закрепленное за 45215 государственными учреждениями на праве оперативного управления остаточной стоимостью 1 088,28 млн. рублей (1268 объектов);

не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями имущество остаточной стоимостью порядка 370,5 млн. рублей (564 объекта);

акции (доли в уставных капиталах) 456352 хозяйственных обществ номинальной стоимостью 585,8 млн. рублей.

В единый банк данных реестра государственного имущества внесена информация о 5633 667 объектах недвижимости остаточной стоимостью 5 881,2 млн. рублей;

2) разработан и применен механизм обеспечения страхования государственного имущества. На конкурсной основе отобраны страховые организации для участия в страховании государственного имущества. К настоящему времени застраховано 73,2% сданного в аренду имущества.

3) обеспечен контроль за использованием имущества по назначению;

4) в сфере арендных отношений:

а) проиндексированы (с 1 января и 1 июля 2009 года) ставки арендной платы в соответствии с условиями действующих договоров аренды, в результате чего рост доходов бюджета от аренды имущества в 2009 году по сравнению с 2008 годом составил 33%, дополнительные поступления - около 4548,3 млн. рублей;

б) внесены изменения и дополнения в действующее Положение о порядке передачи имущества, находящегося в государственной собственности, в аренду и безвозмездное пользование;

в) с 1 января 2009 года переведены на арендные отношения федеральные организации, занимающие помещения на безвозмездной основе. В результате дополнительные доходы бюджета составили 2 066 млн. рублей;

г) обеспечено привлечение средств арендаторов на капитальный ремонт и восстановление государственного имущества (более 3,5 млн. рублей в 2009 году);

д) обеспечены учет поступлений арендной платы и положительная динамика доходов от аренды государственного имущества.

По состоянию на 01.01.09 в аренду было сдано 454 тыс. объекта недвижимого имущества общей площадью 12570,1 млн. кв. метров. Средняя арендная плата, сложившаяся на конец 2009 года, составляла 152,1 рублей за 1 кв. метр в месяц (на 28% выше показателя начала года).

В 2009 году доходы бюджета от аренды государственного имущества составили 33,4 млн. рублей, что в 1,33 раза больше, чем в 2008 году. Бюджетное задание выполнено на 119%.

Кроме того, предприятиями и учреждениями заключено 12487 договоров аренды, по которым остающиеся в распоряжении предприятий и учреждений денежные средства составили 6 278 млн. рублей и были направлены на содержание, развитие и ремонт материально-технической базы. Обеспечен постоянный контроль за эффективностью использования переданного в аренду имущества и полнотой сбора арендной платы. В 2004 году проведено 95 проверок эффективности использования имущества, переданного в аренду.

За отчетный период было рассмотрено 112365 землеустроительных дел и подготовлен 45461 проект распоряжений Правительства по вопросам перевода лесных земель в нелесные и в земли иных категорий.

В целях обеспечения контроля за распоряжением земельными ресурсами, находящимися в государственной собственности (до разграничения государственной собственности на землю), проанализировано на соответствие действующему законодательству 455175 актов органов местного самоуправления. Петрозаводска даны соответствующие рекомендации.


Раздел 3. Основные выводы и предложения по повышению эффективности использования государственной собственности


Показатели эффективности управления должны отражать изменения в содержании отношений собственности

• Оценка риска собственников тесно связана с производственно-хозяйственной деятельностью

Отстранение государства от управления принадлежащему ему имуществом привело к масштабной ломке производственных структур. Теперь рыночно-предпринимательская ориентация связывается в большей степени с эффективностью, чем с экономическим ростом. Многообразие форм собственности настойчиво требует усилить внимание к эффективности управления. Однако используемый для этого понятийный аппарат не всегда соответствует новым реалиям. В статье сделана попытка обозначить этот аппарат и показать некоторые важные аспекты проблемы.

Оценка эффективности и критерии управления

Многие экономисты связывают эффективность управления собственностью с той или иной ее формой. Думается, однако, что было бы наивным представлять эту зависимость прямолинейной. В сущности, все решает механизм управления.

Есть и другой подход: чем лучше функционирует объект, тем выше плата за риск, которому подвергается собственник. Риск, таким образом, побуждает к эффективному пользованию объектом. Перед тем как рассмотреть эту тему непосредственно, обратимся к базовым положениям.

Во-первых, управление собственностью должно исключать ущерб народнохозяйственной эффективности. В противном случае нарушится технологическая комплексность различных видов производств.

Во-вторых, в результате акционирования предприятий эффективность той или иной системы управления может быть выражена получением дивидендов. Становится возможным прогнозировать рентабельность таких предприятий и соответственно эффективность, выраженную через дивиденды.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.