О снятии с учета налоговый орган уведомляет организацию и индивидуального предпринимателя в произвольной форме.
Налоговые органы по месту осуществления организацией или индивидуальным предпринимателем видов предпринимательской деятельности, установленных пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ, обязаны в трехдневный срок с момента постановки на учет или снятия с учета организации или индивидуального предпринимателя уведомить об этом факте налоговые органы по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя.
Данное положение позволяет избежать конфликтов в тех случаях, когда налогоплательщик зарегистрирован в одном регионе, а предпринимательскую деятельность осуществляет в другом.
Если налогоплательщик осуществляет деятельность, облагаемую ЕНВД, в другом субъекте Российской Федерации, он обязан встать на учет в налоговых органах этого региона и уплачивать ЕНВД именно в этом регионе с учетом условий и особенностей, установленных законодательством этого региона.
Если налогоплательщик осуществляет вид деятельности, подлежащий налогообложению ЕНВД, в одном регионе, но в разных городах, встать на налоговый учет достаточно в одном из них. Такой вывод сделал Минфин России в письме от 7 сентября 2004 года N 03-06-05-04/14. Хотя Минфин при этом не уточнил, в какую именно инспекцию в регионе нужно обратиться, если деятельность ведется в разных городах. В данном случае, по нашему мнению, регистрироваться можно в любой удобной инспекции. Платить ЕНВД в этом случае организация будет в инспекцию, где она состоит на учете. Данный вывод был сделан на основании пункта 2 статьи 346.28 НК РФ, в котором говорится, что вставать на учет надо только в тех регионах, где организация еще не зарегистрирована.
Обратите внимание, в настоящее время порядок постановки на учет налогоплательщиков ЕНВД регулируется письмом ФНС России от 19 октября 2007 года N СК-6-09/798@ «О порядке постановки на учет в налоговых органах налогоплательщиков единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности».
2. Действующая система исчисления и уплаты ЕНВД
На основании части 1 статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги.
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.28 НК РФ налогоплательщиками являются организации и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории муниципального района, городского округа, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, в которых введен единый налог, предпринимательскую деятельность, облагаемую единым налогом.
Под индивидуальными предпринимателями для целей НК РФ понимаются физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств. Физические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, но не зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей в нарушение требований гражданского законодательства Российской Федерации, при исполнении обязанностей, возложенных на них НК РФ, не вправе ссылаться на то, что они не являются индивидуальными предпринимателями.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.28 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие виды предпринимательской деятельности, установленные пунктом 2 статьи 346.26 НК РФ, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту осуществления указанной деятельности в срок не позднее пяти дней с начала осуществления этой деятельности и производить уплату единого налога, введенного в этих муниципальных районах, городских округах, городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге.
Пунктом 1 статьи 83 НК РФ установлено, что в целях проведения налогового контроля организации и физические лица подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту жительства по месту нахождения организации, месту нахождения ее обособленных подразделений, месту жительства физического лица, а также по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и транспортных средств и по иным основаниям, предусмотренным НК РФ.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 23 НК РФ закреплена обязанность налогоплательщиков встать на учет в налоговых органах.
Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе влечет ответственность в соответствии со статьей 117 НК РФ.
В соответствии с пунктом 2 статьи 83 НК РФ постановка на учет в налоговом органе организаций и индивидуальных предпринимателей осуществляется независимо от наличия обстоятельств, с которыми НК РФ связывает возникновение обязанности по уплате того или иного налога или сбора.
Пунктом 3 статьи 83 НК РФ установлено, что постановка на учет организации или индивидуального предпринимателя в налоговом органе по месту нахождения или по месту жительства осуществляется на основании сведений, содержащихся соответственно в Едином государственном реестре юридических лиц, Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правила ведения Единого государственного реестра налогоплательщиков, а также Правила взаимодействия регистрирующих органов при государственной регистрации юридических лиц в случае их реорганизации утверждены Постановлением Правительства от 26.02.2004 N 110.
В соответствии с пунктом 5 статьи 83 НК РФ постановка на учет, снятие с учета организации или физического лица в налоговом органе по месту нахождения принадлежащего им недвижимого имущества и (или) транспортных средств осуществляются на основании сведений, сообщаемых органами, указанными в статье 85 НК РФ. В этом случае налоговый орган обязан в соответствии с пунктом 8 статьи 83 НК РФ незамедлительно уведомить физическое лицо о постановке его на учет.
Организация подлежит постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения недвижимого имущества, принадлежащего ей на праве собственности, праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Местом нахождения имущества в целях данной статьи признается:
1) для морских, речных и воздушных транспортных средств - место (порт) приписки, при отсутствии такового - место государственной регистрации, а при отсутствии таковых - место нахождения (жительства) собственника имущества;
2) для транспортных средств, не указанных выше, - место государственной регистрации, а при отсутствии такового - место нахождения (жительства) собственника имущества;
3) для иного недвижимого имущества - место фактического нахождения имущества;
При этом согласно пункту 2 статьи 11 НК РФ местом жительства физического лица для целей налогообложения признается адрес (наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры), по которому физическое лицо зарегистрировано по месту жительства в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 статьи 346.26 НК РФ налогоплательщики, осуществляющие наряду с предпринимательской деятельностью, подлежащей налогообложению единым налогом, иные виды предпринимательской деятельности, исчисляют и уплачивают налоги и сборы в отношении данных видов деятельности в соответствии с иными режимами налогообложения, предусмотренными настоящим НК РФ.
Согласно пункту 1 статьи 226 НК РФ российские организации, индивидуальные предприниматели и постоянные представительства иностранных организаций в Российской Федерации, от которых или в результате отношений с которыми налогоплательщик получил доходы, обязаны исчислить, удержать у налогоплательщика и уплатить сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 224 НК РФ.
В силу пункта 7 статьи 226 НК РФ совокупная сумма налога, исчисленная и удержанная налоговым агентом у налогоплательщика, в отношении которого он признается источником дохода, уплачивается по месту учета налогового агента в налоговом органе.
Исходя из положений вышеизложенных норм, при исполнении обязанностей налогового агента индивидуальный предприниматель независимо от места осуществления предпринимательской деятельности обязан исчислять, удерживать и перечислять в бюджет суммы налога на доходы физических лиц с выплат, производимых физическим лицам, по месту своего жительства.
По мнению Управления МНС России, изложенному в письме по г. Москве от 10.06.2003 N 21-09/30946, если индивидуальный предприниматель является налоговым агентом, то независимо от места осуществления предпринимательской деятельности (в частности, по единому налогу на вмененный доход), он обязан исчислять и перечислять в доход бюджета суммы налога на доходы физических лиц с сумм производимых выплат и представлять в налоговый орган по месту своего жительства сведения о доходах физических лиц и суммах начисленных и удержанных налогов.
Объектом налогообложения для применения единого налога признается вмененный доход налогоплательщика (статья 346.29 НК РФ).
Налоговой базой для исчисления суммы единого налога признается величина вмененного дохода, рассчитываемая как произведение базовой доходности по определенному виду предпринимательской деятельности, исчисленной за налоговый период, и величины физического показателя, характеризующего данный вид деятельности.
Налоговым периодом по единому налогу признается квартал.
Ставка единого налога устанавливается в размере 15 процентов величины вмененного дохода.
Уплата единого налога производится налогоплательщиком по итогам налогового периода не позднее 25-го числа первого месяца следующего налогового периода (ст. 346.32 НК РФ).
Сумма единого налога, исчисленная за налоговый период, уменьшается налогоплательщиками на сумму страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, осуществляемое в соответствии с законодательством Российской Федерации, уплаченных за этот же период времени при выплате налогоплательщиками вознаграждений своим работникам, занятым в тех сферах деятельности налогоплательщика, по которым уплачивается единый налог, а также на сумму страховых взносов в виде фиксированных платежей, уплаченных индивидуальными предпринимателями за свое страхование и на сумму выплаченных пособий по временной нетрудоспособности. При этом сумма единого налога не может быть уменьшена более чем на 50 процентов по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование.
Суммы единого налога зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их последующего распределения в бюджеты всех уровней и бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.
Заключение
В результате выполнения контрольной работы можно сделать следующие выводы.
Одна из основных задач введения единого налога на вмененный доход - это привлечь к уплате налогов организации и индивидуальных предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью в сферах, где налоговый контроль значительно затруднен, а именно: в сфере розничной торговли, общественного питания, бытового и транспортного обслуживания, то есть таких налогоплательщиков, которые значительную часть расчетов с покупателями и заказчиками осуществляют в денежной форме и тем самым имеют возможность избегать налогообложения.
Сформировавшаяся судебная практика указывает на то, что применение системы единого налога на вмененный доход является обязанностью, а не правом налогоплательщика в силу статьи 23 НК РФ, предусматривающей обязанность налогоплательщика уплачивать законно установленные налоги, и положений главы 26.3 НК РФ. Такие выводы содержатся в Постановлениях ФАС Уральского округа от 02.11.2006 N Ф09-9002/06-С1, от 24.10.2006 N Ф09-9283/06-С1 и от 04.09.2006 N Ф09-7729/06-С1, ФАС Центрального округа от 29.11.2006 N А09-3411/06-16 и ФАС Волго-Вятского округа от 27.10.2006 N А38-901-4/188-2006, в которых суды приходят к выводу, что применение режима налогообложения в виде единого налога на вмененный доход осуществляется в силу норм закона и носит обязательный характер.
Кроме того, из положений пункта 1 статьи 346.26 НК РФ следует, что законодательство о налогах и сборах не запрещает одновременное применение двух режимов налогообложения в виде упрощенной системы налогообложения и единого налога на вмененный доход.
Об этом свидетельствует и пункт 4 статьи 346.12 НК РФ, согласно которому организации и индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с главой 26.3 НК РФ на уплату единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности по одному или нескольким видам предпринимательской деятельности, вправе применять упрощенную систему налогообложения в отношении иных осуществляемых ими видов предпринимательской деятельности. С таким подходом согласен и Минфин России, например, письмо от 28.10.2005 N 03-11-04/3/123.
В результате поправок в НК РФ ограничивается круг плательщиков ЕНВД. В частности, путь к ЕНВД предлагается закрыть компаниям, где трудится более 100 человек, и организациям, в которых доля участия других организаций составляет более 25%. Делается это для того, чтобы исключить появление "лжевмененщиков" из числа крупных компаний.
Кроме того, организации, переведенные на уплату единого налога на вмененный доход, не являются плательщиками налога на имущество в отношении имущества, которое используется для ведения предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом.
Если налогоплательщик осуществляет только деятельность, облагаемую единым налогом, то он не платит налог на имущество при условии, что все имеющееся у него имущество используется для осуществления этой деятельности. Если же у налогоплательщика имеется имущество, которое не используется в деятельности, облагаемой ЕНВД, то в отношении этого имущества налогоплательщик должен исчислить и уплатить налог на имущество.
Если налогоплательщик осуществляет несколько видов деятельности, как облагаемых, так и не облагаемых ЕНВД, то согласно положениям статьи 346.26 НК РФ налогоплательщик должен обеспечить ведение раздельного учета имущества, используемого в различных видах деятельности. Если в каждом из видов деятельности используется разное имущество, то налог на имущество уплачивается только в отношении того имущества, которое используется в деятельности, не подлежащей обложению ЕНВД. То есть в отношении видов деятельности, не подлежащих налогообложению ЕНВД, налогоплательщик исчисляет и уплачивает налоги и сборы в соответствии с общим режимом налогообложения.
Список использованных источников
1. Конституция РФ от 12 декабря 1993 года // Российская газета. 1993. 25 декабря.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 5 августа 2010 г. N 117-ФЗ // Собрание законодательства РФ. N 32.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля 1998 г. N 146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1998. N 31. Ст. 3824
4. Постатейный комментарий к Части Второй Налогового кодекса Российской Федерации / под ред. И.А. Феоктистова. – М.: ГроссМедиа, 2006.
5. Налоговый кодекс РФ (часть первая и вторая): в вопросах и ответах / Под ред. А.А. Ялбулганова. – М.: Юристъ, 2010.
6. Демин А.В. Налоговое право России: учебное пособие - .М: РУМЦ ЮО, 2006.
7. Рагимов С.Н. Единый налог на вмененный доход в свете нового законодательства // Финансы. № 12
8. Абрамова Э.В. Объект налогообложения и налоговая база по ЕНВД // Налоги (газета). 2008. № 39.
9. Абрамова Э.В. Возможность применения ЕНВД и других спецрежимов // Налоги (газета). N 36.
10. Абрамова Э.В. Порядок расчета и выплаты пособий по временной нетрудоспособности работодателями - налогоплательщиками ЕНВД // Налоги (газета). 2008. № 31.
11. Кулаева Н.С. Порядок расчетов и особенности исчисления налогов налогоплательщиками ЕНВД // Налоги (газета). 2008. №№ 12, 13
[1] Гордеева О.В. Разграничение полномочий в сфере налогового регулирования: экономико-правовой анализ // Налоги (журнал). 2008. № 1
Страницы: 1, 2