- порядок учета расходов, принимаемых для целей налогообложения в ограниченных размерах, – расходы на содержание служебного транспорта, а также расходы на компенсацию за использование для служебных поездок личных легковых автомобилей и мотоциклов; расходы на командировки; плату государственному и (или) частному нотариусу за нотариальное оформление документов и т.п.;
- порядок осуществления и признания расходов на бухгалтерские услуги – в случае, если для ведения бухгалтерского учета привлекается специализированная организация;
- наличие задолженности по налогам и сборам на начало налогового периода и порядок ее погашения (в целях реализации подпункта 3 пункта 2 статьи 346.17 НК РФ);
- порядок ведения кассовых операций – прием и выдача наличных денег, сроки выплат, система материальной ответственности;
- сведения о численности работников за прошедший налоговый период и порядок ее расчета в каждом отчетном периоде (если средняя численность превысит 100 человек, организация утратит право на использование УСН с начала того квартала, в котором произошло превышение предельной численности работающих);
- размер остаточной стоимости основных средств и нематериальных активов (амортизируемого имущества – в соответствии с главой 25 НК РФ);
- порядок признания процентов, уплачиваемых за предоставление в пользование денежных средств (кредитов, займов). Глава 26.2 не оговаривает возможности выбора метода признания в учете данного вида расходов. Однако из норм главы 25 НК РФ (положения которой могут быть использованы при реализации требований главы 26.2 НК РФ) следует, что уплаченные проценты могут приниматься к учету равномерно – в течение всего срока договора займа или кредита, либо по мере начисления или уплаты процентов в соответствии с условиями договора.
Помимо перечисленных элементов в учетной политике могут быть отражены другие аспекты, которые позволяют однозначно формализовать бухгалтерский и налоговый учет, а также могут использоваться в качестве вспомогательных внутренних нормативных актов, для минимизации трудозатрат по ведению учета – например, сроки уплаты обязательных взносов на пенсионное страхование, сроки уплаты авансовых платежей по налогу, сроки представления налоговых деклараций, порядок зачета сумм ранее уплаченного минимального налога (если в прошедшие налоговые периоды налог уплачивался в минимальном размере) и т.п.
Добавив в учетную политику данные элементы, которые позволяют однозначно формализовать бухгалтерский и налоговый учет, ООО «Сердоликс» может использовать их в качестве вспомогательных внутренних нормативных актов, для минимизации трудозатрат по ведению учета, а также чтобы обезопасить свою организацию от претензий со стороны налоговых органов.
Различие методик определения уровня налоговой нагрузки проявляется в основном в использовании того или иного количества налогов, включаемых в расчет налоговой нагрузки, а также в способе определения интегрального показателя, с которым сравнивается общая сумма налогов за расчетный период. Основная идея каждой методики проявляется в том, чтобы сделать интегральный показатель налоговой нагрузки экономического субъекта универсальным, позволяющим сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях народного хозяйства. Для наибольшей точности расчетов при проведении мероприятий по оптимизации налогообложения на конкретном предприятии специалистам не стоит ограничиваться одной методикой. Целесообразно использовать две-три методики, чтобы полученные с их помощью результаты наиболее полно описывали текущую или ретроспективную налоговую ситуацию на предприятии.
Рассмотрим несколько методик расчета налоговой нагрузки.
1. Методика Департамента налоговой политики Министерства финансов РФ.
В соответствии с методикой, разработанной специалистами Департамента налоговой политики Министерства Финансов Российской Федерации, предлагается оценивать тяжесть налогового бремени отношением всех уплачиваемых налогов к выручке от реализации продукции (работ, услуг) включая выручку от прочей реализации:
НБ = (Нобщ / Вобщ)·100%, (1.1)
где НБ – налоговое бремя; Нобщ – общая сумма налогов; Вобщ – общая сумма выручки от реализации.
Показатель налогового бремени, рассчитанный в соответствии с этой формулой, позволяет определить долю налогов в выручке от реализации, однако он не характеризует влияние налогов на финансовое состояние экономического субъекта, поскольку не учитывает отношение каждого налога к выручке от реализации.
НБ = (237 / 7210)) · 100% = 3,29%.
Налоги в ООО «Сердоликс» занимают всего 3,29% в общей сумме доходов. Такой низкий показатель можно объяснить отсутствием многих налогов, от которых освобождается предприятие, применяя УСН.
2. Методика М.Н. Крейниной
Методика определения налоговой нагрузки, разработанная М.Н. Крейниной, заключается в сопоставлении налога и источника его уплаты. Каждая группа налогов в зависимости от источника, за счет которого уплачиваются налоги, имеет свой критерий оценки тяжести налогового бремени. Для проведения расчетов по этой методике используют формулу:
НБ = (В-Ср – ПЧ)/(В-Ср)·100%, (1.2)
где НБ – налоговое бремя; В-выручка от реализации; Ср – затраты на производство реализованной продукции (работ, услуг) за вычетом косвенных налогов; Пч – фактическая прибыль, остающаяся после уплаты налогов в распоряжении экономического субъекта.
НБ = (В-Ср – ПЧ)/(В-Ср)·100% = (7210 – 6982 – 156)/(7210 – 6982)·100%.
НБ = 31,6%.
Интегральным показателем в данной методике выступает прибыль экономического субъекта, к которой приводится сумма всех налогов. Данные формулы показывают, во сколько раз суммарная величина уплаченных налогов отличается от прибыли. Данная методика представляется действенным средством анализа воздействия прямых налогов на финансовое состояние экономического субъекта. При таком подходе недооценивается влияние косвенных налогов на финансовое состояние экономического субъекта. Поэтому применение этой методики должно обязательно происходить в сочетании с оценкой влияния косвенных налогов на налоговую нагрузку экономического субъекта.
Также рассчитаем коэффициенты относительной налоговой нагрузки.
Коэффициент эффективности К1 в динамике в течение 2009 года рассчитан в таблице 1.
Таблица 1. Динамика коэффициента эффективности К1
№ п/п
Наименование показателя
1‑й кв.
2‑й кв.
3‑й кв.
4‑й кв.
1.
Выручка, тыс. руб.
1085400
1235000
2893800
1996100
2.
Налоги, тыс. руб. (стр. 3 + стр. 4)
38794
54541
71661
72353
3.
– постоянные налоговые платежи (ЕСН, налог на имущество, ЕНВД и т.д.), тыс. руб.
27940
42191
42723
52392
4.
– переменные налоговые платежи (НДС, налог на прибыль и т.д.), тыс. руб.
10854
12350
28938
19961
5.
Коэффициент общий (стр. 2: стр. 1 * 100)
3,57
4,42
2,48
3,62
6.
Коэффициент по постоянным платежам (стр. 3: стр. 1 *100)
2,57
3,42
1,48
2,62
7.
Коэффициент по переменным платежам (стр. 4: стр. 1 * 100)
1,00
Рассматривая динамику общего коэффициента эффективности отметим, что наблюдается незначительное увеличение налоговой нагрузки к концу 2009 года, в течение года показатель то растет, то падает. Наименьшее значение коэффициента эффективности наблюдалось в 3 квартале 2009 года, когда предприятие имело наибольшую выручку от реализации товаров. В составе переменных налоговых платежей присутствует лишь единый налог при УСН. Коэффициент по переменным платежам равен единице, так как единый налог, уплачиваемый при УСН, брался за все периоды в размере минимального платежа, т.е. его величина зависела от выручки, не принимая во внимание расходы предприятия. Для коэффициента по постоянным платежам наблюдается такая же тенденция как для общего коэффициента эффективности.
1. Коэффициент К1 определяли по формуле:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9