Согласно нового Плана счетов, действующего с 1 января 2001 г., метод учета выручки для большинства предприятий определен по моменту отгрузки.
Прибыль от выполнения работ и оказания услуг рассчитывается аналогично прибыли от реализации продукции. Формирование выручки тесно связано с особенностями выполняемых работ и услуг и применяемыми формами расчетов.
Прибыль (убыток) от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия — это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Он отражается по статье "Прочие доходы и расходы".
К операционным и внереализационным относятся:
• поступления, связанные с предоставлением за плату во временное пользование (временное владение и пользование) активов организации — в корреспонденции со счетами расчетов или денежных средств;
• поступления, связанные с предоставлением за плату прав, возникающих из патентов на изобретения, промышленные образцы и другие виды интеллектуальной собственности, — в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
• поступления, связанные с участием в уставных капиталах других организаций, а также проценты и иные доходы по ценным бумагам — в корреспонденции со счетами учета расчетов;
• прибыль, полученная организацией по договору простого товарищества (в результате совместной деятельности) — в корреспонденции со счетом 76 "Расчеты с различными дебиторами и кредиторами" (субсчет по причитающимся дивидендам и другим доходам);
• поступления, связанные с продажей и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств в российской валюте, продукции, товаров — в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
• поступления от операций с тарой — в корреспонденции со счетами учета тары и расчетов;
• проценты, полученные (подлежащие получению) за предоставленные в пользование денежных средств организации, а также проценты за использование кредитной организацией денежных средств, находящихся на счете организации в этой кредитной организации, — в корреспонденции со счетами учета финансовых вложений или денежных средств.
Внереализационные:
•штрафы, пени, неустойки за нарушение условий договоров, полученные или признанные к получению, — в корреспонденции со счетами учета расчетов или денежных средств;
• поступления, связанные с безвозмездным пользованием активов, — в корреспонденции со счетом учета доходов будущих периодов;
• поступления в возмещение причиненных организации убытков — в корреспонденции со счетами учета расчетов;
• прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, — в корреспонденции со счетами учета расчетов;
• суммы кредиторской задолженности, по которым истек срок исковой давности, — в корреспонденции со счетами учета кредиторской задолженности;
• курсовые разницы — в корреспонденции со счетами учета денежных средств, финансовых вложений, расчетов и др.
• прочие доходы, признанные операционными и внереализационными.
Признанные доходы от обычных видов деятельности, операционные и внереализационные, являются выручкой при наличии следующих условий.
1. Наличия у организации конкретного договора или подтвержденные выполнением работ иным соответствующим образом.
2. Сумма выручки должна быть четко определена.
3. Имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, т. е. получен в оплату актив, либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива.
4. Право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к получателю или работа принята заказчиком (услуга оказана).
5. Расходы, которые произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.
В этом случае, если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату не исполнено хотя бы одно из указанных выше условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка.
Налоговая система представляет собой совокупность налогов и сборов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты, форм и методов контроля и ответственности за нарушение законодательства, предусмотренных Налоговым кодексом Республики Беларусь. Законодательство о налогах и сборах Республики Беларусь состоит из Налогового кодекса и принятых в соответствии с ним законов о налогах и сборах; декретов, указов и распоряжений Президента Республики Беларусь по налогообложению; постановлений Правительства Республики Беларусь по налогообложению; нормативных правовых актов республиканских и местных органов управления, регулирующих вопросы налогообложения.
Налоговый кодекс государства устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в бюджет, а также общие принципы налогообложения; отношения по исполнению налогового обязательства, по осуществлению налогового контроля; регулирует отношения по установлению, введению, изменению, прекращению действия налоговых платежей; определяет права и обязанности плательщиков, налоговых органов; формы и методы налогового контроля; ответственность за совершение налоговых правонарушений и порядок обжалования актов налоговых органов и действий (бездействия) их должностных лиц.
Декреты и указы Президента Республики Беларусь по налогообложению приравнены к законам государства. Постановления Правительства Республики Беларусь призваны обеспечить исполнение законов, декретов, указов. Они содержат механизм практической реализации налоговых отношений. Нормативные правовые акты республиканских и местных органов управления по налогообложению по своей сути являются инструкциями по расчету и взиманию налогов. Налоговая система Республики Беларусь соответствует бюджетному устройству государства, включает республиканские и местные налоговые платежи. Республиканскими налоговые платежи признаются, если они установлены законодательными актами и являются обязательными к уплате на всей территории Республики Беларусь. [9, с. 15]
Принципы организации налоговой системы Республики Беларусь:
1. Каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
2.Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.
3.Не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство страны и единую налоговую политику.
4.При установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.
5.Установление налогов не должно ограничивать свободное перемещение в пределах республики капитала, товаров, денежных средств.
6.Не должно быть установления дополнительных налогов или увеличенных ставок налогов в зависимости от форм собственности, организационно-правовой формы субъектов хозяйствования, гражданства физического лица.
Задачи налоговой системы - обеспечение государства финансовыми ресурсами с помощью перераспределения национального дохода; противодействие спаду производства (в качестве «встроенных амортизаторов»); создание благоприятных условий для развития предпринимательства; реализация социальных программ.
Главная функция налоговой системы - фискальная (формирование доходной части государственного бюджета). Прочие функции - ослабление дифференциации общества по доходам; воздействие на структуру и объем производства через механизм спроса и предложения; стимулирование научно-технического прогресса; регулирование внешнеэкономической деятельности.
Эффективность налоговой системы определяется двумя факторами. Первый - полнота выявления источников доходов в целях обложения их налогом; второй - минимизация расходов по взиманию налогов. Эффективность определяется как чистый доход государства от налогов, т.е. как разница между валовым доходом и издержками взимания.
Раньше в СССР была фактически одноуровневая система налогов: все платежи поступали в единый государственный бюджет и потом волевым порядком перераспределялись сверху вниз бюджетам нижестоящих органов управления.
Налоговая система включает не только виды налоговых платежей на республиканском и местном уровнях управления, но также охватывает: порядок установления и ввода в действие налоговых платежей; налоговые органы управления, их права и обязанности; права и обязанности налогоплательщиков; ответственность участников налоговых отношений; защита прав и интересов налогоплательщиков; налоговое законодательство.
Налоги, формирующие доходы Республиканского бюджета на 2008 год:
1. Налог на доходы и прибыль.
Объектом налогообложения налогом на прибыль признается валовая прибыль. Валовой прибылью в целях Закона РБ от 22.12.1991 № 1330-XII "О налогах на доходы и прибыль" (далее – Закон № 1330-XII) для белорусских организаций признается сумма прибыли от реализации товаров (работ, услуг), иных ценностей (включая основные средства), имущественных прав и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Налоговой базой налога на прибыль признается денежное выражение валовой прибыли, определяемой в соответствии с Законом № 1330-XII, подлежащей налогообложению. Прибыль организаций облагается налогом по ставке 24 %.
Организации, осуществляющие производство лазерно-оптической техники, у которых доля этой техники в стоимостном выражении в общем объеме их производства составляет не менее 50 %, уплачивают налог по ставке 10 %.
Налог на прибыль организаций и учреждений, получаемую от деятельности, связанной с культурно-бытовым, торговым и иными видами обслуживания населения и строительством в зонах последующего отселения и с правом на отселение, взимается по ставке, уменьшенной на 30 %. Перечни таких организаций и учреждений устанавливаются Советом Министров РБ.
Страницы: 1, 2, 3, 4