Рефераты. Показатели рентабельности и сфера их применения в финансовом анализе и планировании деятельности предприятия p> [pic][pic]

Эта формула раскрывает связь между рентабельностью всех активов. рентабельностью реализации и оборачиваемостью активов Экономически связь, заключается в том, что формула прямо указывает пути повышения рентабельности при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

Рассмотрим еще одну факторную модель рентабельности.

[pic]

Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости. следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.

Вторая группа показателей формируется на основе расчета уровней и рентабельности по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,

[pic]

Данные показатели характеризуют прибыльность продукции базисного
([pic]) и отчетного ([pic]) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

[pic];
[pic]; или
[pic];
[pic];
[pic],

где - [pic] -прибыль от реализации отчетного и базисного периодов;
[pic]- реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;
[pic]- себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

[pic]- изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)

[pic]

Соответственно влияние изменения себестоимости составит

[pic]

Сумма факторных отклонений дает общее изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

[pic]

Третья группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и второй группам, однако вместо прибыли в расчет принимается чистый приток денежных средств.

[pic]ЧПДС -чистый приток денежных средств

[pic]

Данные показатели дают представление о степени возможности предприятия расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока.
Концепция рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния предприятия.

2. Анализ показателей рентабельности производства в ОАО Гайский завод

«Электропреобразователь» за 1999-2001г.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия ОАО « Электропреобразователь » в целом, доходность производственной , предпринимательской , инвестиционной деятельности , окупаемость затрат. Они более полно, чем прибыль , характеризуют окончательные результаты хозяйствования, потому что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами.

Рассмотрим динамику показателей рентабельности за три анализируемых года , которые представлены в таблице 1.1

Таблица 1.1

Динамика показателей рентабельности в ОАО

« Электропреобразователь » за 1999 – 2000 гг , %.

|№ п|Показатели |1999 г .|2000 г .|2001 г .|0тклонение |
|/ п | | | | | |
| | | | | |2000 |2001 |
| | | | | |1999 |2000 |
|А |1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|1 |Прибыль от реализации |3145 |1732 |4289 |- 1413|2557 |
|2 |Себестоимость |28580 |38113 |69478 |9533 |31365 |
| |реализованной продукции | | | | | |
|3 |Выручка от реализации |31725 |39845 |73767 |8120 |33922 |
|4 |Среднегодовая стоимость |50647 |50641 |50642 |- 6 |1 |
| |капитала | | | | | |
|5 |Балансовая прибыль |3434 |2201 |3493 |- 1233|1292 |
|6 |Рентабельность |11,0 |4,54 |6,17 |- 6,46|1,63 |
| |производства | | | | | |
| |
|Продолжение таблицы 2. 11 |
|А |1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|7 |Рентабельность продаж |9,91 |4,35 |5,81 |- 5,65|1,46 |
|8 |Рентабельность капитала |6,78 |4,35 |6,9 |- 2,43|2,55 |

Как было отмечено выше, рентабельность хозяйственной деятельности характеризует норму возмещения, или вознаграждения, на всю совокупность источников, используемых предприятием. Поэтому анализ хозяйственной деятельности ОАО « Электропреобразователь » станем осуществлять с расчета уровней рентабельности производственной деятельности .

Рентабельность производственной деятельности исчисляется путем отношения валовой прибыли к сумме затрат по реализованной продукции.

Уровень рентабельности производственной деятельности исчисляется в целом по предприятию и видам продукции и зависит от трех основных факторов
: изменения структуры реализованной продукции , ее себестоимости и средних цен реализации .

Способом цепных подстановок произведем расчет влияния этих факторов на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию , и полученные данные внесем в таблицу 1.2 .

Таблица 1.2

Результаты факторного анализа общей рентабельности в

ОАО « Электропреобразователь» за 1999 – 2001 гг , % .
|Показатели |1999 г . |2000 г . |2001 г. |
|А |1 |2 |3 |
|Изменение рентабельности за счет : |6,7 |1,49 |- 0,18 |
|Структуры реализованной продукции |- 0,1 % |0 |+ 0,01 % |
| |
|Продолжение таблицы 2. 12 |
|А |1 |2 |3 |
|Удельного веса рентабельных видов |0 |0 |0 |
|продукции | | | |
|Средних цен реализации |+ 1,4 % |0 |+ 59,13 % |
|Себестоимости реализованной продукции |+ 5,4 % |+ 1,49 % |- 59,32 % |
|Общая рентабельность |+ 6,7 % |+ 1,49 % |- 0,18 % |

Полученные данные свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности в 1999 и 2000 годах перевыполнен , а в 2001 году наоборот не довыполнен на 0,18 % . Перевыполнение плана произошло в 1999 году за счет повышения среднего уровня цен на 1,4 %, в 2001 году – 59,13 % . Рост себестоимости реализованной продукции вызвал повышение уровня рентабельности в 1999 году на 5,4 % , в 2000 году на 1,49 % .А в 2001 году рост себестоимости реализованной продукции вызвал снижение уровня рентабельности на 59,32 %.

Проанализировав общую рентабельность производственной деятельности ОАО « Электропреобразователь » проведем факторный анализ рентабельности по каждому виду продукции . Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения среднереализационных цен и себестоимости единицы продукции .

Производство данного предприятия направлено в основном на выпуск различных видов трансформаторов . Поэтому для данного анализа возьмем три основных вида , так как они занимают наибольший удельный вес в выпуске товарной продукции .

Определив влияние этих факторов , полученные данные внесем в таблицу
1.3.

Таблица 1.3

Рентабельность отдельных видов продукции

ОАО « Электропреобразователь » за 1999 – 2001 гг.

|Вид |Цена единицы |Себестоимость |Рентабельность, % |
|изделия |продукции |единицы продукции | |
| |план |факт |план |факт |план |факт |
|А |1 |2 |3 |4 |5 |6 |
|Прибыль от реализации |1066 |3145 |1080 |1732 |2834 |4289 |
|Внериализационные |+ 18 |- 25 |- |- 218 |- |- 276 |
|финансовые результаты | | | | | | |
|Сумма балансовой прибыли |1084 |3434 |1436 |2201 |2899 |3493 |
|Среднегодовая сумма |50728 |50647 |50647 |50641 |50641 |50642 |
|основного и оборотного | | | | | | |
|капитала | | | | | | |
|Объем реализации продукции |25079 |28580 |35875 |38113 |43150 |44573 |
|в оценке по плановой | | | | | | |
|себестоимости | | | | | | |
|Коэффициент оборачиваемости|0,49 |0,56 |0,71 |0,75 |0,85 |0,88 |
|капитала | | | | | | |
|Расчетная потребность в |- |57809 |- |53806 |- |52311 |
|основном и оборотном | | | | | | |
|капитале | | | | | | |

Используя данные таблицы 1.4 сделаем расчет влияния факторов на уровень рентабельности инвестированного капитала ОАО
«Электропреобразователь», и полученные данные внесем в таблицу 1.5 .

Таблица 1.5

Результаты факторного анализа рентабельности инвестированного капитала в ОАО « Электропреобразователь за 1999 – 2001 гг.

|Показатели |1999 г. |2000 г. |2001 г. |
|Изменение рентабельности за счет : |4,68 |2,22 |1,48 |
|Структуры реализованной продукции |- 0,09 |+ 0,01 |0 |
|Средних цен реализации |+ 5,54 |0 |+ 0,16 |
|Себестоимости реализованной продукции |- 2,11 |+ 1,08 |+ 2,62 |
|Финансовых результатов |+ 0,5 |+ 0,87 |- 1,52 |
|Ускорения оборачиваемости капитала |+ 0,84 |+ 0,26 |+ 0,22 |

Данные расчеты таблицы 1.5 позволяют сделать вывод о том, что лишь благодаря повышения ускорения оборачиваемости капитала в 1999 году план по уровню капитала выполнен .Положительно повлияли также внериализационные финансовые результаты на 0,5 % и повышение цен на 5,54 % . Повышение себестоимости продукции привело к снижению доходности капитала на 2,11% .
На увеличение доходности капитала в 2000 году на 2,22 % положительно повлияли все факторы - это и структура реализованной продукции на 0,01 % , ускорения оборачиваемости капитала на 0,26 %, внериализационные финансовые результаты на 0,87 % . Уровень рентабельности капитала в 2001 году составил
1,48 % , в том числе за счет , повышения цен товарной продукции на 0,16 % , снижения себестоимости товарной продукции на 2,62 %, ускорения оборачиваемости капитала на 0,22%. Отрицательно сказалось на доходности капитала снижение внериализационных результатов на 1,52 % .

3. Методы повышения рентабельности предприятия. Ликвидации убыточности и малорентабельности.

Многообразие показателей рентабельности определяют альтернативность поиска путей повышения. Каждый из исходных показателей раскладывается в факторную систему с различной степенью детализации, что задает границы выявления и оценки производственных резервов.

При анализе путей повышения рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. Такие показатели, как цена продукта и ресурса, объем потребляемых ресурсов и объем производства продукции, прибыль от реализации и рентабельность продаж, находятся между собой в тесной функциональной связи. Для монопродукта и моноресурса взаимосвязь этих показателей можно отразить с помощью следующей схемы:
|Объем продукции в| | | | |
|стоимостном | |Объем продукции в | | |
|выражение (N) |= |физических единицах(q)|[p|Цена единицы продукции(Ц)|
| | | |ic| |
| | | |] | |
|Затраты на | |Объем использованных | | |
|производство в |= |ресурсов( в |[p| |
|денежном | |натуральном |ic|Цена единицы ресурса(С) |
|выражение(S) | |выражение)(z) |] | |
|Доходность | |Производительность |[p|Возмещение затрат в цене |
|(N/S) |= |ресурсов (q/z) |ic|продукта (Ц/С) |
| | | |] | |
|Прибыль (N-S) |= |Объем продукции в | |Затраты на производство в|
| | |стоимостном выражении |- |денежном |
| | |(q[pic]Ц) | |выражении(z[pic]C) |

Доходность производства продукции рассматривается как произведение коэффициента производительности ресурсов и коэффициента соотношения цен единицы продукта и единицы ресурса. Последнее соотношение обычно называют финансовой производительностью ( дефлятором ) цены, потому что оно характеризует меру возмещения дополнительных затрат в цене реализуемой продукции в результате повышения себестоимости ( затрат ресурсов за счет роста цен на ресурсы).

Если представить взаимосвязь данных показателей в индексной форме, то появиться возможность обычным методами факторного анализа дать количественную оценку влияния промышленной и финансовой производительности на доходность предприятия и прибыль.

Имеем :

[pic] или в развернутом виде

[pic],

где J- индекс роста соответствующего показателя;

1;0- означают что показатели исчислены за отчетный и базисный периоды соответственно.

Влияние изменения промышленной производительности на доходность определяется методом цепных подстановок

[pic],

Аналогично рассчитывается влияние изменения финансовой производительности

[pic]

В целом общее изменения доходности за период балансируется с факторными отклонениями

[pic].

Крупные предприятия главное внимание обращают на проблемы контроля за изменениями промышленной производительности и стараются снижать роль внешнего фактора( финансовой производительности). Дело в том , что одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары. Поскольку этот процесс не сопровождается снижением цен на потребляемые ресурсы, то роль дефлятора цены в формирование доходности предприятия понижается. Это естественным образом переключает сферу усилий руководства на контроль за изменением промышленной производительности, т.е. за внутренними факторами: снижение материалоемкости и трудоемкости, повышение отдачи основных средств ( машин, оборудования и т. д.)

Широко используемым методом управления предприятием (а точнее его производственной деятельностью) является .анализ безубыточности. Целью анализа безубыточности могут быть ответы на следующие вопросы:
. Какой объем продаж следует обеспечить чтобы не нести убытков?

. На сколько можно снизить цены при увеличении объема чтобы прибыль осталась на прежне уровне?
. Какова максимальная величина затрат на материалы, при которой выгодно производить продукцию?
. И т.д.

Анализ безубыточности является одним из наиболее важных направлений финансового анализа предприятия. Кроме того его применение необходимо также при формировании рентабельного ассортимента продукции на предприятии, установлении цен и разработке эффективной ценовой политики, что будет рассмотрено нами применительно к практике деятельности российских предприятий во второй главе данной работы.

Итак, постараемся выделить основные задачи финансового анализа применительно к деятельности российских предприятий:

• Оценка текущей платёжеспособности фирмы, возможности своевременно погасить краткосрочные обязательства.
• Оценка финансовой устойчивости, то есть возможности погасить долгосрочные кредиты, нести убытки без риска полной потери собственных

вложений.
• Оценка эффективности управления имуществом и заёмным капиталом.
• Оценка прибыльности от производственной и физической деятельности.
• Анализ эффективности использования имущества.
• Оценка рискованности деятельности предприятия.
• Оценка возможностей предприятия при условии и ухудшения определённых условий деятельности.

Заключение

Показатель рентабельности производства имеет особенно важное значение в современных, рыночных условиях, когда руководству предприятия требуется постоянно принимать ряд неординарных решений для обеспечения прибыльности, а, следовательно, финансовой устойчивости предприятия.

Факторы, оказывающие влияние на рентабельность производства, многочисленны и многообразны. Одни из них зависят от деятельности конкретных коллективов, другие связаны с технологией и организацией производства, эффективности использования производственных ресурсов, внедрением достижений научно-технического прогресса.

Как показали практические расчёты, показатели рентабельности имеют более или менее значительные колебания по годам, что является следствием изменения цен реализации и себестоимости продукции. На уровень реализационных цен оказывает прежде всего количество и качество товарной продукции. В настоящее время большинство предприятий являются нерентабельными (убыточными) или малорентабельными, что является следствием экономического кризиса в стране.

Показатели рентабельности являются важными характеристиками факторной среды формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия. При анализе производства показатели рентабельности используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Список использованной литературы


1. Финансы предприятий. А.Д. Шеремят, Р.С. Сайфуллин, - М. : ИНФРА, 2002г.
2. Финансы предприятий. Под редакцией проф. Колчиной Н.В.- М.: Изд-во
ЮНИТИ, 2001г.
3. Справочник финансиста предприятия.- М.: ИНФРА- М,1999г.
4. Баканов М.И., Шеремят А.Д Теория анализа хозяйственной деятельности. –
М.: Финансы и статистика,1998г.
5. Клецкий В.И, Страх И.В. Прибыль в хозяйственном механизме, - Минск,
1986г.
6. Финансы ( учебное пособие) под редакцией Ковалева А.М.- М.: Изд-во
Финансы и статистика 1999г.
7. Шеремят А., Сайфуллин Р. Методика финансового анализа предпрития. – М.:
ЮНИ-ГЛОБ, 1992г.
8. Справочник финансиста предприятия.-2-е изд. доп. и перераб.-М.:ИНФРА –
М, 1999.-559с.
9. Верещака В.В. Экономический анализ финансового положения предприятия
// Экономист.-2000.-№12.- 12с.
10. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 3-е изд,-

Мн.: ИП «Экоперспектива»; «Новое издание», 1999.-498 с.
11. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред.проф.
Н.А.Сафронова.- М.: Юристъ, 1998.-584с.



Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.