Одна из самых актуальных проблем финансового управления растущей компанией - правильная оценка ее деятельности.
Каждый год часть компаний уходит с рынка. Зато у оставшихся фирм появляется возможность быстро развиваться. Чтобы держаться на плаву и расширять возможности своего бизнеса, владельцы используют разные способы. Некоторые из них предпочитают сосредоточить свои усилия на поглощении конкурентов. Другие стараются набрать в штат перспективных молодых или надежных опытных специалистов, а также внедрить новые стратегии в управлении компанией". [18]
"Растущая фирма вынуждена на каждом шагу преодолевать множество проблем. Любая из них может помешать фирме работать или вообще вывести ее из строя. В первую очередь владельцы развивающихся предприятий должны постараться акцентировать внимание на следующем:
работать, чтобы получать прибыль;
не усложнять деятельность компании;
ориентировать работу фирмы на внешнюю, а не внутреннюю среду;
не пытаться прыгнуть выше головы, то есть не выходить за рамки возможностей своего бизнеса;
создавать креативную рекламу, которая привлечет внимание потенциальных клиентов.
Финансист развивающейся компании должен четко знать основные инструменты управления затратами, правильно классифицировать их, рассчитывать себестоимость по передовым методам, анализировать отклонения от плана. Так, чтобы управлять затратами, необходимо разработать четкую финансовую стратегию. Только тогда можно будет эффективно анализировать их.
Каждая компания с момента открытия проходит определенные этапы в своем развитии. Она растет, добивается успехов, переходит в экономически стабильную фазу. Потом фирма слабеет и в конце концов прекращает свою работу или выходит на новый виток развития, например путем реконструкции.
Финансовое управление компанией напрямую связано с ее стратегической целью. Каждому этапу жизненного цикла фирмы соответствует определенная цель. Таким образом, именно она определяет, какие финансовые инструменты необходимо использовать предприятию, чтобы решить поставленные задачи. "[19]
"Функции финансовых служб в разных компаниях могут отличаться. Однако можно выделить основные направления, которые характерны для большинства фирм:
бюджетирование и прогнозирование;
контроль и анализ отклонений фактических и плановых показателей;
инвестиционная деятельность;
разработка различных внутренних политик и процедур;
управление денежными потоками;
управление активами компании;
обеспечение компании финансами, в том числе привлечение внешних финансовых ресурсов;
налоговое планирование.
Основная цель компании на стадии роста - интенсивное наращивание объема производства и расширение рынков сбыта. Чтобы активно расти, предприятие может осваивать новые производства, расширять продуктовую линейку и географию продаж. При этом фирме необходимо привлекать источники внешнего и внутреннего финансирования, проводить мониторинг их движения и поддерживать их в ликвидном состоянии. Компании очень важно сохранять оптимальную структуру капитала, от которой зависит ее финансовая устойчивость. В условиях динамично развивающейся экономики предприятие, которое использует заемные средства, характеризуется высокой финансовой гибкостью. Кредиторы больше доверяют такой компании. Ведь она обладает способностью привлекать, обслуживать и возвращать кредиты. При этом необходимо помнить о том, что фирме выгодно занимать только тогда, когда рентабельность ее собственного капитала выше стоимости обслуживания кредита.
Безусловно, нельзя забывать и о других аспектах финансового управления компанией. Так, одним из его мощных инструментов является планирование и бюджетирование. При этом необходимо тщательно продумать финансовую структуру фирмы. Также следует распределить ответственность и полномочия менеджеров по управлению доходами и расходами закрепленных за ними подразделений. Эта структура станет основой для системы управленческого учета. Таким образом, компании будет легче создать систему мотивации управленческого звена и всего персонала предприятия.
Создание финансовой структуры - первый шаг к тому, чтобы упорядочить финансовое управление предприятием. Она даст возможность построить качественные бюджеты отдельных бизнес-единиц и консолидированный бюджет. Это поможет руководству лучше управлять компанией и сделать бизнес более прозрачным. "[20]
"Финансовому специалисту компании важно держать под контролем риски, которым она подвергается. Таковых немало - жесткая конкуренция, постоянно растущие требования клиентов к качеству продукции или услуг, а также трудность поиска финансовых ресурсов для развития фирмы. Все это вынуждает финансиста брать на вооружение эффективные методы финансового управления. Однако мало решить, какие методы применять. Нужно еще выработать стратегию их использования.
Перед финансистом каждой фирмы рано или поздно встает задача построить эффективную систему финансового управления. Как правило, в таких компаниях стремятся внедрить финансовую дисциплину и сделать бизнес более прозрачным. При этом качественные показатели работы фирмы становятся важнее количественных.
Так, предприниматель может повысить конкурентоспособность своей компании, если будет эффективно управлять денежными потоками и обладать четкой финансовой стратегией. Как известно, успешность фирмы определяют по динамике роста ее финансовых показателей. В управлении же главное - возможность сравнивать фактическое состояние дел предприятия с запланированным. Обычно владелец руководит растущей компанией при помощи таких инструментов, как управленческий учет, бюджетирование, эффективные методики регулирования затрат и автоматизация финансового отдела предприятия. "[21]
"Финансовые директора сейчас очень востребованы на рынке. А это значит, что если в вашей компании есть такой профессионал, то в скором времени к нему обязательно придут. с более выгодным предложением о работе. Таков закон. Будут предлагать, убеждать, перекупать. В конечном итоге, если вы не дорожите сотрудником, то его переманят конкуренты. В кадровых агентствах по поиску специалистов высшего звена не упускают ни одного потенциального кандидата. Ведь у них такая работа - найти, уговорить и увести. "[22]
"Востребованность специалистов финансовой сферы прежде всего говорит о желании компаний активно работать на рынке капитала, будь то IPO, долговые бумаги или другие инструменты. Подготовка фирмы к таким шагам требует высокой профессиональной квалификации со стороны финансиста и хорошего осознания как возможностей компании, так и специфики используемых инструментов. Сегодня финансовых директоров все больше привлекают на этапе вхождения в новые программы - будь то приобретение бизнеса или начало инвестиционного проекта. В каждом из этих случаев необходимо четко понимать текущую ситуацию и вовремя принимать квалифицированные решения, это поможет предотвратить серьезные финансовые потери. Никто не будет необоснованно рисковать. "[23]
"Принципиально изменились критерии оценки работы финансового директора. Если два-три года назад кандидаты писали о таких достижениях, как внедрение системы бюджетирования, управленческой отчетности, автоматизация работы финансового блока, то сейчас основной упор делается на рост капитализации операционного бизнеса. И такая ситуация сложилась не только в Москве. Многие региональные компании находятся на этом же уровне развития бизнеса и используют те же методы управления. Однако в целом, конечно, концентрация компаний с высоким уровнем требований к кандидатам выше в Москве и Санкт-Петербурге. Если и находились люди с необходимой квалификацией в регионе, то в 50 процентах случаев они приехали туда из крупных городов, в которых сконцентрировано все руководство бизнесом. Наглядно иллюстрирующим такую ситуацию примером может послужить история, случившаяся в одной крупной компании на Дальнем Востоке. HR-служба этой фирмы пыталась найти кандидата на должность финансового директора с хорошим знанием построения внутрикорпоративной отчетности по западным принципам. "Охота" на суперспециалиста продолжалась около полугода, однако найти профессионала, сопоставимого по профкомпетенции с его коллегами из Москвы или Санкт-Петербурга, так и не удалось. Причина проста - несмотря на то что претенденты на эту должность служат в холдинговых структурах, они все же являются исполнителями и работают в рамках определенных из центра форматов отчетности и инструкций к ее заполнению. Они никогда сами не разрабатывали такие стандарты, а часто даже и не видели, как это делают другие, в силу своей удаленности.
Закономерен вопрос - почему же поиск финансового директора - специалиста на такую стандартную, на первый взгляд, должность - является столь сложным и дорогим? Причин здесь несколько.
1. Высокий спрос снижает интерес кандидата к рассмотрению каких-либо предложений о работе. Это понятно - ведь некоторые получают их приблизительно раз в неделю.
Одна из составляющих искусства консультанта кадрового агентства - умение заинтересовать кандидата, показать ему все возможности предлагаемой вакансии. Самым тонким моментом здесь остается грань между умением интересно рассказывать и сохранением объективной оценки компании. Такая профессиональная позиция позволяет "охотникам за головами" успешно работать со сложными клиентами.
2. Кандидаты, даже не собираясь переходить в другую компанию, нередко используют внешнюю заинтересованность для повышения своей заработной платы. Директор нервничает и платит больше, опасаясь, что ценного сотрудника могут увести. Эта тенденция стала особенно заметна последние полтора-два года.
Роль консультанта в этом процессе - постараться максимально сэкономить время клиента и хорошо разобраться в реальной мотивации кандидата.
3. Высокий спрос рождает конкуренцию.
В борьбе за сотрудника одним из преимуществ является скорость принятия решения. На практике существует не один пример, когда люди за два-три дня соглашались на предложение новой компании и уходили туда работать. А все потому, что будущие работодатели быстро принимали положительное решение, а соискатель чувствовал реальный интерес именно к его персоне.
Безусловно, в каждом конкретном случае есть своя специфика, но, как правило, набор качеств, характеризующих профессионального финансиста, включает хорошее финансово-экономическое образование, полученное в одном из ведущих ВУЗов, опыт работы в одной из компаний "Большой четверки". В последнее время примеров неуспешного найма людей с дипломами мировых лидеров на рынке становится все больше и больше. Поэтому приоритет необходимо отдавать соискателю с конкретным опытом и успехами. И все же нередки случаи, когда без красивого диплома не обойтись и компании-работодатели готовы тратить большие деньги не столько на результат работы, сколько на красивые резюме. В особенности это характерно для компаний, планирующих в скором будущем продать свой бизнес. "[24]
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5