Рефераты. Платежный баланс страны и методы его регулирования

Основным концептуальным принципом построения платежного баланса является принцип двойной записи, при котором каждая отражаемая в учете операция представляется двумя записями, имеющими одинаковое стоимостное выражение, но с противоположными знаками (по кредиту и дебету). В результате применения принципа двойной записи разница между суммой всех кредитовых и дебетовых записей должна равняться нулю. В том случае, когда происходит безвозмездное предоставление экономических ценностей (товаров, услуг или финансовых активов), для того, чтобы отразить такую операцию в счетах дважды, в платежный баланс вводится особая статья "Трансферты".

По кредиту регистрируются: экспорт реальных ресурсов (счет текущих операций), операции по уменьшению иностранных активов и увеличению внешних обязательств (счет операций с капиталом и финансовых операций).

По дебету регистрируются: импорт реальных ресурсов (счет текущих операций), операции по увеличению иностранных активов и снижению внешних обязательств (счет операций с капиталом и финансовых операций).

При оценке операций платежного баланса должны использоваться фактические рыночные цены.

Время регистрации операций определяется на основе принципа начисления. Регистрация операций осуществляется в тот момент, когда экономическая стоимость создается, преобразуется, обменивается, передается или ликвидируется. Возникновение финансовых требований и обязательств связано с переходом права собственности на какие–либо ресурсы от одного участника внешнеэкономической операции к другому. Такой переход может быть оформлен юридически, а может предполагать фактическую передачу ресурсов или установление контроля над этими ресурсами другой стороной. Если переход права собственности не очевиден, считается, что он происходит в тот момент, когда оба участника операции делают соответствующие записи в своих бухгалтерских книгах или счетах.

Платежный баланс для обеспечения международной сопоставимости рассчитывается в долларах США. Для разработки Минстатом национальных счетов, потребностей Министерства экономики и Министерства финансов платежный баланс рассчитывается также в белорусских рублях.

При оценке операций платежного баланса используется информация из разных источников, поступающая в разные сроки. Это может приводить к неравенству стоимостных оценок операций по дебету и кредиту. Для устранения данного несоответствия вводится статья платежного баланса "Статистические расхождения", которая равна сальдо между суммами всех кредитовых и дебетовых записей с обратным знаком.

Операции платежного баланса делятся по следующим секторам экономики:

1) сектор органов денежно–кредитного регулирования включает органы, владеющие и управляющие международными резервами государства и, как правило, осуществляющие денежную эмиссию. В Республике Беларусь к ним относится Национальный банк;

2) сектор органов государственного управления включает все учреждения и правительственные органы на центральном, региональном и местном уровнях, расположенные на территории Беларуси, а также посольства, консульства, военные учреждения и другие единицы государственного управления, расположенные за границей;

3) финансовые предприятия или банковский сектор охватывает банки Республики Беларусь, а также другие институциональные единицы, занятые оказанием финансовых услуг (за исключением Национального банка Республики Беларусь);

4) другие секторы включают нефинансовые предприятия (занимающиеся производством товаров и услуг), в т.ч. домашние хозяйства, которые обладают и распоряжаются реальными и финансовыми активами и обязательствами, вовлеченными во внешнеэкономическую деятельность;

Стандартное представление платежного баланса описывает в соответствии со стандартной классификацией операций потоки товаров, услуг, доходов, текущих и капитальных трансфертов и движение финансовых ресурсов в страну и за границу.

В аналитическом представлении платежного баланса определяется его общее сальдо, равное сложившемуся изменению официальных международных резервных активов страны.

Аналитическое представление получается из стандартного представления путем выделения из финансового счета платежного баланса операций, связанных с изменением официальных резервных активов Республики Беларусь [23].

Основными источниками информации, используемыми при разработке платежного баланса, являются:

- банковская система отчетности о внешнеэкономической деятельности, которая находится в компетенции Национального банка Республики Беларусь;

- система отчетности предприятий–резидентов о внешнеэкономических операциях;

- другие официальные источники информации Республики Беларусь;

- информация НБ РБ.

При разработке и анализе данных платежного баланса для перекрестной сверки используются данные международной банковской статистики и зеркальная статистика стран–партнеров, получаемая как от разработчиков платежных балансов других стран, так из сборников, публикуемых международными финансовыми организациями.

Система банковской отчетности охватывает два типа респондентов:

- банки Республики Беларусь, которые отчитываются как об внешнеэкономических операциях своих клиентов – резидентов Республики Беларусь, так и своих собственных внешнеэкономических операциях;

- предприятия–резиденты Республики Беларусь, имеющие счета вне банковской системы страны.

Информация в системе банковской отчетности собирается согласно формам, разработанным специалистами управления платежного баланса в соответствии со стандартной классификацией пятого издания Руководства по платежному балансу.

Система отчетности предприятий–резидентов используется Министерством статистики и анализа Республики Беларусь при сборе информации о взаимных обязательствах предприятий республики с внешнеэкономическими партнерами по экспортно–импортным операциям, при сборе информации о привлечении иностранных инвестиций в экономику страны.

Официальные источники информации Республики Беларусь, к которым относятся Министерство статистики и анализа, Министерство финансов, Министерство иностранных дел, Государственный таможенный комитет другие республиканские и местные органы управления, представляют информацию Национальному банку в соответствии со специальными формами отчетности на месячной или квартальной основе.

Платежный баланс разрабатывается на ежеквартальной основе. Для оперативных целей основные показатели платежного баланса могут разрабатываться на ежемесячной основе. Платежный баланс разрабатывается в течение 75 дней после отчетного периода [20].

Платежные балансы направляются руководству Национального банка, высшим органам государственного управления страны, министерствам и ведомствам, международным финансовым и статистическим организациям, центральным банкам стран–партнеров во внешнеэкономической деятельности, другим организациям, а также по индивидуальным запросам юридическим и физическим лицам на основании действующего законодательства.

Платежные балансы публикуются в представительстве Национального банка в сети Интернет, ежемесячном информационно–аналитическом и научно–практическом журнале Национального банка Республики Беларусь "Банковский вестник", "Национальной экономической газете", в изданиях Международного Валютного Фонда – ежемесячно в сборнике "International Financial Statistics" ("Международная финансовая статистика"), ежегодно в сборнике "Balance of Payments Statistics. Yearbook" ("Статистика платежных балансов. Ежегодник").

 

3.2 Прогнозные показатели платежного баланса Республики Беларусь на 2009 г.


Текущий счет платежного баланса прогнозируется Национальным банком Республики Беларусь в 2009 году отрицательным в размере 2455 млн. долларов США против (-2535) млн. долларов США по оценке в 2008 году (приложение А).

На состояние текущего счета определяющее влияние оказывает состояние торгового баланса республики.

Торговый баланс на 2009 год прогнозируется с дефицитом в размере (-3500) млн. долларов США (по оценке 2008 г. – дефицит в размере (-3490) млн. долларов США)[20].

Прогнозные показатели по внешней торговле товарами на 2009 год сформированы с учетом планируемого роста промышленного производства, повышения конкурентоспособности экспортной продукции, создания разветвленной системы государственной поддержки экспортоориентированных производств, снижения материало- и энергоемкости производства, дальнейшего развития импортозамещающих производств. Также учтено повышение цен на импортируемые энергоносители.

В 2009 году прогнозируется рост экспорта товаров на 17% по сравнению с 2008 годом. При этом общий объем экспорта товаров намечается в размере 41220 млн. долларов США (оценка по 2008 году – 35230 млн. долларов США). Росту экспорта будет способствовать также реализация договоренностей с отдельными регионами России о торгово-экономическом сотрудничестве.

Общий объем импорта товаров прогнозируется в размере 44720 млн. долларов США (рост на 15,5%). На динамику импортных поставок будет оказывать влияние ввоз технологического оборудования для модернизации производства, повышения его технического и технологического уровня, повышение цен на энергоносители.

Баланс услуг в 2009 году будет складываться традиционно активным: положительное сальдо определяется в размере 2030 млн. долларов США (в 2008 году – 1700 млн. долларов США). По сравнению с 2008 годом положительное сальдо баланса услуг возрастет на 19,4%[24].

По прогнозу на 2009 год импорт услуг возрастет на 15,5% и составит 3100 млн. долларов США, экспорт увеличится на 17% (5130 млн. долларов США).

Прогноз сформирован с учетом эффективного использования транзитных возможностей республики, стимулирующего дальнейший рост экспорта транспортных услуг, развития экспорта услуг связи, туристических услуг, ускоренного развития компьютерных и информационных услуг.

Сальдо статьи “доходы”, включающее разницу между поступлениями процентов и дивидендов от внешних финансовых активов, принадлежащих резидентам Республики Беларусь, и платежами по внешним обязательствам перед нерезидентами, а также доходами резидентов за рубежом и доходами нерезидентов в республике, прогнозируется в 2009 году в размере (-1180) млн. долларов США. В 2009 году выплаченные доходы могут составить 1580 млн. долларов США, полученные доходы – 400 млн. долларов США. Отрицательное сальдо по данной статье обусловлено обслуживанием внешнего долга государства.

Сальдо статьи “текущие трансферты” в 2009 году прогнозируется положительным в размере 195 млн. долларов США. Это означает, что республика получит чистые суммы гуманитарной и технической помощи от иностранных правительств, неправительственных организаций и переводов от частных лиц на уровне текущего года[20].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.