Построим сезонную волну:
Рисунок 5 – Коэффициенты сезонности товарооборота предприятия ОАО «Магнит»
Для расчета коэффициентов линейной функции () воспользуемся выражениями, полученными из системы нормальных уравнений после переноса начала координат в середину ряда. Воспользуемся формулами:
, (6)
, (7)
где - коэффициенты, определяемые в методе аналитического выравнивания;
- моменты времени, для которых были получены исходные и соответствующие теоретические уровни ряда динамики, образующие прямую, определяемую коэффициентами .
Построим таблицу:
Таблица 12 – Данные для расчета коэффициентов линейной функции
№
yi
t
yi t
t2
1
3086,9
-3
-9260,7
9
2
3210,4
-1
-3210,4
3
3175,9
4
3569,4
10708,2
итого
13042,6
1413
20
ао = 13042,6/4 = 3260,65
а1 = 1413/20 = 70,65
Получаем уравнение:
ŷ = 3260,65+70,65 t
Используя данное уравнение рассчитаем выровненные значения ряда:
Таблица 13– Расчет выровненных значений ряда
ŷ
3048,7
3190
3331,3
3472,6
Вывод: как видно из расчетов и графика, к концу года заметен постепенный рост показателей. Наибольший спрос на продукцию в IV квартале (116,5%), а наименьший в 2 квартале (85,1%). Это необходимо учитывать, при планировании по кварталам 2010 года.
Региональная структура оборота розничной торговли России отличается неравномерностью:
52,5% оборота розничной торговли в 2009 г приходится на 11 субъектов (Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Свердловская область, Краснодарский край, Самарская область, Республики Татарстан и Башкортостан, Тюменская область, Челябинская и Ростовская области). В 2009 году доля 11 крупнейших регионов снизилась по сравнению с 53,1% по итогам 2008 года.
По итогам 2009 года наибольшее снижение (более 5%) объемов розничного товарооборота среди крупнейших регионов (доля в обороте по РФ более 1%) наблюдалось в Кемеровской области – на 21,2%, в Алтайском крае – на 19,4%, в Ростовской области – на 15,3%, в Тюменской области – на 13,2%, в Нижегородской области – на 10,0%, в Санкт-Петербурге – на 9,4%, в Омской области – на 9,1% в Самарской обл. – на 9,0%, в Иркутской обл. – на 8,2%, в Новосибирской обл. – 7,8%, в Московской области – на 7,7%, в Пермском крае – на 6,2%, в Красноярском крае – на 6,3%, в Саратовской обл. – на 5,2% и в Челябинской обл. – на 5,1%.
Рост среди наиболее крупных регионов продемонстрировали только Краснодарский край (на 0,5%) и Ставропольский край (на 1%).
3.2 Факторный анализ товарооборота ОАО «Магнит»
Главный фактор успешного развития товарооборота - обеспеченность и рациональность использования товарных ресурсов.
По ОАО «Магнит» данные о движении товарных ресурсов приведены в следующей таблице:
Таблица 14 - Товарный баланс по ОАО «Магнит» за 2008-2009 гг. В миллионах рублей.
Показатели
2008 г.
2009 г.
Отклонение в сумме
Влияние на изменение товарооборота (+,-)
Запасы товаров на начало года
142,6
125,8
-16,8
Поступление товаров
14152,6
14945,5
792,9
+792,9
Прочее выбытие товаров
316,2
415,9
99,7
-99,7
Запасы товаров на конец года
138,5
12,7
-12,7
Реализация товаров
13853,2
14516,9
663,7
Розничный товарооборот предприятия ОАО «Магнит» возрос в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 663,7 млн. руб., в том числе за счет влияния факторов:
- рост запасов на начало года сократил реализацию товаров на 16,8 тыс. руб.;
- рост поступления товаров увеличил товарооборот на 792,9 млн. руб.;
- рост прочего выбытия товаров сократил товарооборот на 99,7 млн. руб.;
- рост запасов на конец года сократил товарооборот на 12,7 млн. руб.
Недостатком использования поступающих в предприятие товарных ресурсов является их неполное вовлечение в товарооборот, что явилось следствием завоза товаров, имеющих высокую цену, что снижало спрос покупателей на них, нарушением ритмичности отгрузки товаров поставщиками, связанными с магазином договорными обязательствами. Часть товаров, поступивших в ОАО «Магнит» в излишнем количестве и в конце года, осело на остатках товаров, что может привести к замедлению оборачиваемости оборотных средств, вложенных в товарные запасы, и возникновению потерь.
Товарооборот ОАО «Магнит» изменился также под действием следующих факторов: влияние цен, обеспеченность трудовыми ресурсами и эффективность труда торговых работников; состояние и эффективность использования материально - технической базы предприятия.
Для расчета влияния цен на объем товарооборота рассчитывается сопоставимый товарооборот в ценах прошлого года
Тс = Тф / Јцен, (8)
где Тс – товарооборот в сопоставимых ценах
Тф – товарооборот в фактических ценах;
Јцен – индекс цен
Получаем, что Јцен в 2009г. = 1,09
Таблица 15 - Товарооборот ОАО «Магнит» в действующих и сопоставимых ценах за 2008-2009 г.
Год
Товарооборот в действующих ценах, млн. руб.
Индекс цен
Товарооборот в сопоставимых ценах, млн. руб.
2008
1,0
2009
1,09
13210,4
Тс = 14516,9/1,09= 13210,4 млн. руб.
Влияние изменения цен = 14516,9-13210,4 = 1306,5 млн. руб.
Существует два пути увеличения ресурсов: за счет увеличения ресурсов – экстенсивный путь развития, а за счет ресурсоотдачи – интенсивный.
В том числе за счет изменения физического объема товарооборота:
13210,4-13816,9 = -642,8 млн. руб.
итого: 1306,5-642,8 = 663,7 млн. руб.
Для определения влияния трудовых ресурсов используем метод разниц:
ПТ = Т/Ч, (9)
где ПТ – производительность труда;
Ч – численность рабочих
Таблица 15 – Данные для расчета влияния трудовых ресурсов на товарооборот ОАО «Магнит» за 2008-2009 г.
Отклонение (+,-)
Численность персонала, чел.
59135
75745
16610
Производительность труда
234,3
191,7
-42,6
Влияние численности работников:
(Чф-Чпл)*ПТпл (10)
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9