Рефераты. Перспективы введения налога на недвижимость в РФ

Охарактеризуем теперь консервационную функцию. В связи с возрастанием экстенсивных способов использования природных ресурсов в промышленном производстве, повлекших за собой резкое увеличение негативного воздействия на природную среду, постепенно пришло осознание важности разработки и внедрения ресурсосберегающих технологий. Необходимость сохранения и даже консервации особо ценных видов природных ресурсов - плодородных сельскохозяйственных угодий, участков лесного фонда, пресной воды - обусловлена созданием перспектив для безопасного общественного развития.

Для казначейской функции важно достижение поставленных ориентиров в формировании бюджетных доходов и безразлично, что произойдет с налогоплательщиками после уплаты налогов. Поскольку все налоги в современных экономических условиях представляют собой денежные средства, а казначейская функция направлена на аккумулирование в бюджете денежных средств, признаваемых налогом, именно эта функция обезличивает налоги. Для казначейской функции не имеют значения индивидуальные признаки и особенности тех или иных налогов. Главное - обеспечить их поступление в единую кассу, где налоги теряют свою индивидуальность и выступают только как денежные средства.

Компенсационная функции. Компенсация ущерба, причиненного недвижимости, производится также частными и государственными страховыми организациями, которые осуществляют добровольное и обязательное имущественное страхование. Страховые компенсационные выплаты не исключают, а дополняют те суммы, которые направляются на восстановление недвижимости и компенсацию материального ущерба из специального бюджетного фонда.


2. Анализ перспектив введения налога на недвижимость

 

2.1 Предпосылки введения налога


В течение последних нескольких лет при обсуждении вопросов, связанных с налоговой системой России, наиболее интересным направлением является совершенствование имущественного налогообложения, в частности возможное введение в стране налога на недвижимость.

Идеи применения у нас этого налога были сформулированы еще в середине 1990-х годов. В июле 1997 г. был принят Федеральный закон № 110-ФЗ «О проведении эксперимента по налогообложению недвижимости в городах Великом Новгороде и Твери». И хотя с момента принятия этого закона прошло почти 10 лет, перспективы применения у нас налога на недвижимость пока остаются неясными.

В целях лучшего понимания этого вопроса в Совете Федерации был организован круглый стол «Налогообложение недвижимости организаций». Исходя из заявленной темы предполагалось в основном обсудить подготовленный в рамках законотворческой деятельности Совета Федерации специалистами Научно-исследовательского института развития налоговой системы законопроект, дополняющий Налоговый кодекс РФ главой по налогу на недвижимость организаций. Однако заинтересованные специалисты рассмотрели более широкой круг проблем налогообложения недвижимости.

Большинство выступивших на круглом столе в целом не отвергали идею введения налога на недвижимость. Тем более анализ международного опыта свидетельствует, что такой налог может стать весьма значимым источником доходов бюджетной системы, в основном региональных или муниципальных бюджетов. Этот вид налогообложения используется во многих странах Организации экономического сотрудничества и развития и характеризуется такими достоинствами, как немобильная налоговая база, равномерное распределение по территории страны, устойчивость к циклическим колебаниям экономики по сравнению с другими налогами.

Специалистами был обозначен целый ряд необходимых подготовительных мероприятий и вопросов, без решения которых налог на недвижимость может создать очень серьезные проблемы. В частности, были отмечены следующие аспекты, связанные с возможным использованием в нашей стране данного налога[3]:

1. Качественное администрирование является достаточно дорогим и сложным. Для правильного исчисления налога необходимо собирать, обрабатывать и периодически актуализировать значительный объем информации. Процедуры оценки недвижимости требуют как адекватного нормативного обеспечения, так и высокой квалификации занимающихся оценкой специалистов.

В настоящее время Россия только приступает к решению задачи по формированию и регистрации прав на единые объекты недвижимости: начато формирование кадастра недвижимости. Проект закона «О государственном кадастре недвижимости» принят Государственной Думой в первом чтении. Вопрос о регистрации прав на единый объект недвижимости сегодня законодательно вообще не урегулирован. Мероприятия по формированию государственного кадастра недвижимости и результатов государственной кадастровой оценки недвижимости, по мнению Роснедвижимости, могут быть завершены не ранее 2012 г.

2. Поскольку в условиях современной России наличие недвижимости не связано напрямую с текущим доходом и, следовательно, с фактической способностью уплачивать налог, налог на недвижимость может привести к дополнительным социальным проблемам.

3. Налог на недвижимость часто является непопулярным среди налогоплательщиков, особенно населения. Переоценка недвижимости в целях налогообложения, которая должна постоянно проводиться, сопряжена с большими политическими и социальными рисками.

4. Социально-политические причины могут спровоцировать власти переложить непропорционально большую долю нагрузки налога на недвижимость на бизнес с целью облегчить положение населения, что обусловит несправедливое налогообложение.

5. В настоящее время неочевидно, к какому уровню налогообложения целесообразно отнести налог на недвижимость и в бюджеты какого уровня должен зачисляться этот налог. Более того, новые законодательные подходы к земельному налогу, налогу на имущество организаций пока не сформировали правоприменительную практику, свидетельствующую о недостатках этих налогов по сравнению с налогом на недвижимость.

 

2.2 Причины введения налога


Минфин России как орган, непосредственно проводящий и реализующий налоговую политику, впервые обнародовал документ «Основные направления налоговой политики в РФ на 2008 - 2010 гг.». В докладе в качестве одного из таковых назвал совершенствование налога на имущество физических лиц (посредством введения налога на недвижимость).

Согласно указанной концепции реформирования налоговой системы введение налога на недвижимость предполагает преобразование налога на имущество физических лиц и земельного налога в единый налог на недвижимость.

Введение нового налога, заменяющего собой два существующих ныне, а также нового принципа налогообложения недвижимости на основе рыночной стоимости полностью соответствует целям налоговой политики государства. А именно обеспечения справедливости и эффективности налоговой системы, упрощения системы налогов, снижения затрат на сбор налогов.

Говоря о причинах, способствующих введению в России единого налога на недвижимое имущество, также нужно отметить, что меры налоговой политики направлены на снижение других налогов (НДС, налога на прибыль, налога на доходы, акцизов), налог на недвижимость как имущественный налог более экономически нейтрален. Нужно учитывать и международную налоговую конкуренцию по другим налогам, к налогу на недвижимое имущество это не относится. Упрощение сбора и контроля не вызывает сомнений[4].

Одним из безусловных преимуществ обсуждаемого налога является то, что он позволяет предприятиям развивать производство без дополнительных налоговых издержек.

Анализируя причины введения налога на недвижимость, нельзя не увидеть, что порядок исчисления налога в зависимости от рыночной стоимости объекта и, как следствие, увеличение налогового бремени на владельцев нескольких объектов направлены также на стимулирование отчуждения собственниками подобных объектов.

Установление налога на недвижимость жилого назначения обеспечит возможность финансирования инфраструктуры и подготовки земельных участков под застройку с участием налогообложения уже построенного жилья. Создастся возможность снижения инвестиционной себестоимости возводимого жилья и увеличения вводов жилья, развития застройки и расширения налоговой базы. Кроме того, введение налога позволит повысить самостоятельность и независимость местных властей. Но нельзя забывать о том, что налог на имущество организаций является региональным, в связи с чем с введением местного налога на недвижимость бюджеты субъектов Федерации понесут значительные потери. Кроме того, в связи с обширностью территории нашего государства в разных регионах муниципалитеты обладают различной способностью к собиранию указанного налога, соответственно, налоговые поступления могут значительно отличаться.

Если рассматривать введение налога на недвижимость с позиций тех целей, которых хочет достигнуть государство, устанавливая этот налог, можно отметить следующее. Если налог на недвижимость юридических лиц, кроме фискальной, должен выполнять именно стимулирующую роль, то налоги на недвижимость и земельный участок, на физических лиц, прежде всего, призваны реализовать принцип справедливого распределения налогового бремени, потому что так или иначе оба эти налога - налоги на богатство в той или иной степени.

Придание первоочередного значения введению в РФ налога на недвижимость физических лиц связано с направленностью государства, прежде всего, на реализацию идей социальной справедливости. Соответственно, развитие бизнес-сектора за счет применения методов налогового стимулирования отодвигается на второй план.

Кроме того, введение налога на жилую недвижимость граждан не приведет к упрощению налоговой системы, уменьшению количества налогов.

 

2.3 Проблемы, связанные с введением налога


В качестве причин, вызвавших появление проблем с налогообложением недвижимости в нашей стране, можно отметить следующие:

- недостаточное развитие рынков земли и недвижимости;

- отсутствие адекватной системы учета объектов недвижимости;

- политические и социальные риски, ограничивающие его эффективное использование;

- незначительная роль в доходах территориальных и прежде всего местных бюджетов;

- отрыв в определении налоговой базы от рыночной стоимости недвижимости;

- неравномерность распределения налогового бремени (по видам недвижимости - жилая и нежилая, по объектам - земля, здания и сооружения);

- жесткое централизованное регулирование налоговой базы и налоговых ставок[5].

Главная проблема введения этого налога связана с тем, что объект и налоговая база связаны с формированием кадастра объектов недвижимости и с разработкой методов кадастровой оценки объектов. И на сегодняшний день, пока работа с кадастром не завершена, говорить о том, чтобы ввести этот налог не очень правильно. Ее решение также требует разработки и принятия целого ряда документов, в частности:

Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.