Рефераты. Пенсионные фонды в развитии финансовой системы Республики Казахстан

Активизация рынка акций способствовала бы созданию рыночного механизма, позволяющего обеспечить переток денег из финансового в реальный сектор экономики и решить еще одну проблему - инвестирование за счет пенсионных активов реального сектора экономики Казахстана. Изначально одной из главных целей пенсионной реформы было инвестирование накапливаемых в пенсионных фондах пенсионных взносов в отечественную производственную сферу, как это делается в отечественную производственную сферу, как это делается в большинстве стран, где работают аналогичные пенсионные системы. Именно ради этого фактора многие страны пошли на серьезные расходы, поиски и трудности кардинального изменения своих пенсионных систем. Казахстан трудности и расходы введения новой пенсионной системы понес в полном объеме, а плюсами и достоинствами этой системы пока не воспользовался. Реальный сектор за счет пенсионных активов инвестируется очень слабо.

Укрепление тенге по отношению к доллару США стало новым негативным фактором, поскольку у большинства из них пенсионные активы были вложены не в тенговые, а в долларовые инструменты. Если с момента возникновения накопительной пенсионной системы доллар постоянно укреплялся по отношению к тенге, то соответственно, эмитенты выпускали ценные бумаги, привязанные к доллару. В 2006 году произошел значительный разворот тенденции стоимость доллара. Он начал обесцениваться как по отношению к евро, так и по отношению к тенге и российскому рублю. Потери НПФ в 2006 году составили примерно 80 млн. долларов (исходя из восьми процентной девальвации долларовых активов, которых у фондов было порядка 1 млрд. долларов в валютных бумагах).

Вследствие неликвидности казахстанского фондового рынка, то есть при резко падающем долларе пенсионные фонды не могут оперативно реализовать все свои долларовые активы и перейти на тенговые ценные бумаги, потому что не смогут найти спрос на эти бумаги. Необходим механизм валютного хеджирования, чтобы обезопасить пенсионные активы от подобных неприятностей. Агентство по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций планирует внести необходимые поправки в законодательство, что бы фонды могли защитить свои инвестиции в валютные бумаги от рисков, связанных с изменениями курса.

Для решения проблем профессионализма менеджмента в управлении инвестиционным портфелем и анализе современных финансовых инструментов необходимо использование актуальной оценки, нашедшей широкое применение в мировой практике страхования и пенсионного обеспечения.

В зарубежной практике при организации пенсионного фонда, его управлении необходимо стремиться сбалансировать суммы взносов с учетом накопительных средств с ожидаемыми выплатами пенсий и операционными расходами фонда. Для того, что бы знать, способен ли пенсионный фонд отвечать перед получателями по своим обязательствам, в развитых странах периодически проводят актуальное оценивание. В этих странах актуарное обслуживание пенсионных фондов выделилось в самостоятельный вид деятельности и осуществляется высококвалифицированными специалистами - актуариями. Российское пенсионное законодательство определяет необходимость актуарного оценивания принятых фондом обязательств перед участниками, порядка формирования пенсионных ресурсов и актуарное оценивание инвестиционной политики фондов и управляющих, а также предусматривает методику осуществления актуарных расчетов. Фонды обязаны ежегодно по итогам финансового года проводить актуарное оценивание результатов деятельности по негосударственному пенсионному обеспечению.

Рассмотрим сложившуюся ситуацию с актуарным оцениванием в Казахстане.

Несмотря на то, что актуарий является неотъемлемой частью пенсионной системы в зарубежной практике, в нормативно - правовых актах, регулирующих деятельность казахстанских накопительных пенсионных фондов, отсутствует требование об обязательной актуарной оценке способности пенсионных фондов отвечать по своим обязательствам. Для сравнения, в законе Республики Казахстан "О негосударственных добровольных пенсионных фондах" от 3 июня 1996 года в статье 27 было отмечено, что финансовый отчет должен быть заверен актуарием, подтверждающим достаточность собственных средств фонда для страхования гарантий по выполнению обязательств фонда перед получателями. Рассмотренные нами ранее проблемы, доказывают необходимость включения актуарных расчетов в Правила негосударственных накопительных пенсионных фондов. Для данного процесса необходима законодательная база, регулирующая деятельность актуариев. Это придаст новый импульс в развитии и укреплении накопительной пенсионной системы.

Пенсионные фонды, осознав на примере 2005 года проблемы инвестиционной деятельности, должны были объединиться и по примеру банковской системы создать свой собственный фонд страхования. Закон, предусматривающий создание такого фонда, был принят полтора года назад, но фонда нет.

Данный вопрос носит макроэкономический характер и решается на государственном уровне.

В ближайшее время Правительство должно принять меры, которые обеспечат для инвесторов постоянное превышение дохода по ГЦБ над уровнем инфляции, что позволит сохранить и приумножить пенсионные накопления населения, будет приложен дополнительный инструментарий для инвестирования и расширены квоты по ныне существующим. Есть положительное понимание, что государственные ценные бумаги будут выпускаться независимо от дефицита или профицита бюджета и по ним будет обеспечена положительная реальная доходность, превышающая уровень инфляции. Согласно поручению Президента РК, государственными органами планируется выпуск проектных ценных бумаг, гарантированных государством.

Несмотря на трудные условия, один из главных итогов прошлого года - стабильность накопительной системы. Общая тенденция падения доходности на финансовом рынке отразилась на всех НПФ, но наиболее успешные НПФ и КУПА, управляющие их активами, оперативно ориентировались на рынке, используя принципы инвестиционной политики, основанной на сбалансированности риска и доходности.

Специалисты прогнозируют дальнейший рост пенсионных накоплений вкладчиков, как за счет пенсионных взносов, так и инвестиционного дохода.

Новые инвестиционные стратегии, например, вложение пенсионных активов в акции, своевременная реструктуризация портфеля в связи с укреплением тенге, говорят о продвинутой инвестиционной политике и верных решениях в достижении главных задач пенсионной системы - сохранение и приумножение пенсионных накоплений вкладчиков и инвестирования национальной экономики. Успех пенсионной системы в Казахстане будет зависеть от решения вышеизложенных проблем, а также от сложного комплекса факторов. Важнейшие из них - стабильность экономического развития и банковской системы, надежность инвестиционных механизмов, гарантирующий высокий уровень ликвидности ценных бумаг [27, c.5].


Заключение


По состоянию на 1 мая 2010 года в республике функционируют 14 накопительных пенсионных фондов, которые имеют в регионах республики 76 филиалов и 75 представительств.

Инвестиционное управление пенсионными активами накопительных пенсионных фондов осуществляют 10 организаций, из них 3 накопительных пенсионных фонда, имеющие лицензию на самостоятельное управление пенсионными активами. Пенсионные активы всей системы на 01.05.2010 г. составляют 92 101 528 тыс. тенге [8].

В исследованиях западных экспертов, обобщающих опыт стран мирового сообщества в проведении пенсионных реформ, основанных на накопительной системе, деятельность Казахстана признана одной из наиболее перспективных.

Самым важным достижением накопительной пенсионной реформы не смотря на критику в ее адрес, раздающихся с разных сторон, явилось упрочившееся доверие население по отношению к накопительным пенсионным фондам и всей накопительной пенсионной системе, заинтересованность людей в судьбе своих пенсионных накоплений.

Существуют также проблемы, связанные с проведением пенсионной реформы. Это, прежде всего защита интересов вкладчиков накопительных пенсионных фондов, это не всегда здоровая конкуренция между пенсионными фондами, давление работодателей при выборе работником пенсионного фонда, в результате многие вкладчики имеют накопления в нескольких фондах, что идёт в разрез с Законом и создаёт трудности в поиске пенсионных вкладов.

Учитывая то, что накопительная пенсионная система одна из важнейших сфер социальной защиты населения страны, государственное регулирование должно быть неотъемлемой частью системы.

Система имеет сложную структуру, основанную на трёхстороннем кастодиальном договоре. И если Государство лицензирует деятельность накопительных пенсионных фондов, то оно обязано строго контролировать и регулировать их деятельность.

В целях защиты интересов вкладчиков и получателей пенсий прежде всего необходимо:

установить жёсткий контроль за деятельностью Накопительных пенсионных фондов, банков-кастодианов и организаций, осуществляющих инвестиционное управление;

исключить возможность нецелевого использования пенсионных накоплений накопительными пенсионными фондами посредством их полномочий по распоряжению активами;

обеспечение сохранности пенсионных накоплений посредством инвестирования их в активы по ограниченному перечню, исходя из их надёжности;

исключение обесценения пенсионных накоплений в результате инфляции за счёт создания условий для инвестирования их в активы, включая государственные ценные бумаги Республики Казахстан, обеспечивающие реальную доходность;

публичность и прозрачность информации финансового состояния накопительных пенсионных фондов и организаций осуществляющих инвестиционное управление;

внешний аудит, оценку активов и состояние баланса накопительных пенсионных фондов и организаций осуществляющих инвестиционное управление;

введение механизмов резервирования и страхования средств для защиты от возможных банкротов пенсионных накопительных фондов в период деятельности;

обеспечение возможности свободного перевода вкладчиком пенсионных накоплений из одного фонда в другой;

обеспечение возможности перевода пенсионных активов фондом из одного банка-кастодиана в другой по его выбору, а также в случае банкротства кастодиана;

к организациям осуществляющие инвестиционное управление должны предъявляться следующие требования: надёжность и требовательность, диверсификация рисков, предельные ограничения на маркетинговые и административные расходы, строгое регулирование и контроль со стороны соответствующего надзорного органа.

Значение государственного регулирования пенсионной системы для общества становится всё более существенным.

Кризис на мировом финансовом рынке оказал свое негативное влияние на деятельность накопительной пенсионной системы. Сегодняшняя ситуация - серьезный экзамен накопительных пенсионных фондов. На деле проявляется надежность, которое некоторое время назад многие связывали в первую очередь с масштабами того или иного фонда. Практика показывает, что в кризисной ситуации такие ориентиры оказались не совсем верными. Как раз самые большие потери понесли фонды, входящие по числу вкладчиков в сумме пенсионных активов в первую пятерку.

Подведя итог дипломной работы, можно сделать вывод, что создание новой пенсионной реформы, адекватной рыночной экономике является неотложной задачей реальной защиты населения в новых экономических условиях. В то же время реализация этой задачи возможна при условии проведения государственной реформы всей системы социальной защиты. Была определена основная цель пенсионной реформы - построение финансово устойчивой, учитывающий экономический рост, и справедливой системы, соразмеряющий трудовой вклад с пенсией через персонифицированный учет пенсионных взносов.


Список использованной литературы


Бурда М., Вилош Ч. "Макроэкономика: европейский тест // "Судостроение", С-Петербург, 2003, с.34-37.

Постановление Правительства Республики Казахстан от 16 сентября 1997 года N 1342 "Об утверждении Порядка присвоения социального индивидуального кода гражданам Республики Казахстан в Государственном центре по выплате пенсий".

Постановление Правления Национального Банка РК от 29.05.2005 г. № 177 "Об утверждении правил лицензирования деятельности по инвестиционному управлению пенсионными активами".

Закон Республики Казахстан от 20 июня 1997 года № 136-I "О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан" (с изменениями и дополнениями по состоянию на 19.03.2010 г).

Шарп У., Александер Г., Бейли Дж. Инвестиции: Пер. с англ. - с.28-37

Накопительная система пенсионного обеспечения РК // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003, № 12, с.51-56.

Нурмуханбетов Е. Анализ рынка пенсионных услуг Казахствна // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2002, №7, с.40-49.

Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций.

Пенсионные правила № 10 от 27.04.1998 АО НПФ "Народного Банка Казахстана".

Нурмуханбетов Е. Пенсионная система в действии // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2002, № 9, с.4-10.

Арстанбекова К. Не было ни гроша и вдруг алтын // АльПари, 2001, № 3, с.41-43.

Елимбекова С.К. Десятилетие тенге // Банки Казахстана, 2003, №10, с.57-58.

Нурмуханбетов Е. Анализ рынка пенсионных услуг Казахстана за 3 квартал 2003 г. // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003, №11, с.44-55.

Алимухамбетов Н. Мы будем строить фонд, который в меньшей степени подвержен рискам // Панорама, 2003, 24 октября, с.1.

5 лет пенсионной реформе // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2002, № 6, с.11-23.

РК // АльПари, 2003, №3, с.148-150.

Алимухамбетов Н. Новая методика расчета пенсионных активов // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2003, №9, с.8.

Рыночная оценка пенсионных активов. // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2005, №9, с.9.

Меркурьев А. Доллар упал. И "свалил" инвестдоход // Кызылординские вести, 2004, 02 ноября, с.3.

Биржевой фондовый рынок. Обзор // Рынок ценных бумаг Казахстана, 2005, №12, с.36-56.

Нурланова Н., Еспенбетова Б. Проблемы управления активами пенсионных фондов в условиях нового правового поля // Банки Казахстана, 2005, №6, с.56-60.

#"_Toc281036301">Приложения

Приложение А


Сведения о собственном капитале, обязательствах и активах накопительных пенсионных фондов Республики Казахстан по состоянию на 1 мая 2010 года (в тыс.тенге)


НПФ

Собственный капитал

Нераспределенный доход (непокрытый убыток) отчетного периода (январь-апрель 2010 г.)

Обязательства

Активы

1

2

3

4

5

АО "Накопительный пенсионный фонд "Ұлар Үміт"

7 946 950

651 028

729 073

8 676 023

АО "Открытый Накопительный Пенсионный Фонд "АМАНАТ КАЗАХСТАН"

1 334 325

-51 695

102 330

1 436 655

АО Накопительный пенсионный фонд "Атамекен" ДО АО "Нурбанк"

1 459 535

-32 768

123 051

1 582 586

АО Накопительный пенсионный фонд "ГНПФ"

16 336 560

1 739 070

652 756

16 989 316

АО "Накопительный пенсионный фонд БТА Казахстан"дочерняя организация АО "БТА Банк"

9 483 510

-2 058 644

2 444 486

11 927 996

АО "Накопительный пенсионный фонд Народного Банка Казахстана, дочерняя организация АО "Народный Банк Казахстана"

23 737 381

3 069 068

5 254 139

28 991 520

АО "Накопительный пенсионный Фонд Казахмыс"

1 363 191

53 364

116 182

1 479 373

АО "Накопительный пенсионный фонд "Нефтегаз - ДЕМ"

1 707 173

268 228

49 440

1 756 613

АО "Евразийский накопительный пенсионный фонд"

2 821 330

361 804

154 784

2 976 114

АО Накопительный пенсионный фонд "Коргау"

617 112

-19 757

3 057 511

3 674 623

АО "Накопительный пенсионный фонд "ГРАНТУМ" (Дочерняя организация АО "Казкоммерцбанк")

5 286 763

327 196

317 062

5 603 825

АО "Открытый накопительный пенсионный фонд "Отан" (ДО АО "АТФ Банк")

2 910 197

252 228

61 899

2 972 096

АО "НПФ "Капитал" - Дочерняя организация АО "Банк ЦентрКредит"

2 921 626

197 200

40 053

2 961 679

АО "Накопительный пенсионный фонд "РЕСПУБЛИКА"

1 028 907

5 687

44 202

1 073 109

ИТОГО по НПФ

78 954 560

4 762 009

13 146 968

92 101 528

Примечание - Агентство РК по регулированию и надзору финансового рынка и финансовых организаций [8].



Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.