Ø установление уровня оплаты труда работников образования в зависимости от уровня оплаты труда в промышленности;
Ø введение социальных доплат, надбавок для работников образования.
Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование из государственного бюджета по разным оценкам в 2-4 раза, что, очевидно, невыполнимо.
Действующий порядок бюджетного финансирования, установленный Бюджетным Кодексом Республики Беларусь, характеризуется наличием противоречий с действующим законодательством об образовании, а также внутренних противоречий, недостатков и неясностей, усугубляющихся практикой его применения. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным транзакционным издержкам.
Нормативно-методическая база бюджетного финансирования образования в основном опирается на документы и материалы, разработанные для условий планово-директивной экономики и отсутствия выраженного дефицита бюджетных средств. В современных условиях это порождает ряд проблем, решить которые не удаётся.
В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием – целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации.
Возможности маневрирования ресурсами носят ограниченный характер, связанный с необходимостью строгого соблюдения установленных бюджетных процедур.
Всё это позволяет предположить, что бюджетная (финансовая, экономическая) политика государства (точнее, финансовых органов) направлена в первую очередь на учёт и контроль бюджетных средств, а не обеспечение деятельности сферы образования [9].
Таким образом, изучив формы и методы бюджетного планирования и финансирования расходов на образование, необходимо отметить, что рассмотрение планирования отдельных элементов расходов по трём типам учреждений образования показывает многогранность проблем отрасли, значительное число которых связанно с несоответствием правового обеспечения и реальной практики выделения средств. Независимо от применяемых при планировании методик жёсткая бюджетная политика предопределяет необходимость учитывать при формировании бюджетов не только потребность, целесообразность, актуальность расходов, но и финансовые возможности государства по их осуществлению. то характерной особенностью современного состояния бюджетного финансирования образования является недостаток выделяемых средств для нормального функционирования бюджетных заведений. Считается, что финансироваться из бюджета должны лишь основные виды расходов образовательных учреждений. И при этом не финансируются даже те расходы, которые предусмотрены законом «Об образовании». В законодательной базе, определяющей процедуру бюджетного финансирования образования, отсутствует механизм, позволяющий с единых позиций решать возникающие частные вопросы финансирования, руководствуясь единственным критерием – целями, на достижение которых направляются бюджетные средства. Такое положение обусловлено принятой в настоящее время трактовкой определения целевого характера использования бюджетных средств, не связанного ни с образовательным процессом, ни с его результатами, а основанного исключительно на соблюдении установленных сметных назначений в рамках экономической бюджетной классификации.
2. Исследование организации планирования и финансирования расходов в учреждениях образования
2.1 Экономическая характеристика Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина»
Учреждение образование «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» является государственным образовательным учреждением общего среднего образования. Школа осуществляет свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, действующим законодательством, нормативными документами Министерства Образования Республики Беларусь, локальными правовыми актами. Школа относится к системе Министерства образования Республики Беларусь.
Имущество Школы является государственной собственностью Республики Беларусь. Также Школа является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс и расчетные счета, в том числе, валютный. Для решения экономических задач Школа имеет право вспомогательную хозяйственную деятельность. Деятельность Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» строится на основе самоуправления, демократии, коллективности руководства, развития инициативы и самостоятельности, широкой гласности и вовлечения общественности в деятельность школы.
Деятельность Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» обеспечивает духовное и физическое становление личности, подготовку молодого поколения к полноценной жизни в обществе, воспитание гражданина Республики Беларусь, овладение им основами наук, государственными языками Республики Беларусь, навыками умственного и физического труда, формирование у него нравственных убеждений, культуры поведения, эстетического вкуса и здорового образа жизни. Учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» являясь государственным образовательным учреждением общего среднего образования включает уровень общего базового и общего начального образования.
Общее базовое образование (срок обучения – десять лет) включает ступень общего начального образования и является обязательной ступенью. Получение общего базового образования является условием для завершения общего среднего образования в учреждениях, обеспечивающих получение общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования.
Общее начальное образование (срок обучения – четыре года) является обязательной ступенью и условием для обучения в общеобразовательном базовом учебно-воспитательном учреждении, а в частности в Учреждении образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина».
Содержание образования и организация образовательного процесса регламентируется учебными планами и программами на основе Государственных образовательных стандартов. Образовательный процесс включает теоретическое обучение и воспитательную работу с учащимися.
Учреждение образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина» открылась 1 сентября 1997 г. Количество учащихся в школе – 1889 человек . Количество классов – 78 . Из которых 1-4 классы – 21, 5-9 классы – 43, 10-11 классы – 14 . Из них 13 учителей имеют высшую категорию, 34 учителя имеют первую категорию, 2 учителя являются призерами республиканского конкурса «НГ» «Открытый урок», 1 учитель имеет звание «Заслуженный учитель РБ», 2 учителя — отличники образования РБ.
Школа ориентирована на обучение, воспитание и развитие каждого учащегося с учетом его индивидуальных способностей, образовательных потребностей и возможностей, цель школы – через гуманизацию образовательного процесса выйти на новый уровень межличностных отношений, помочь ученику состояться как личность.
В целях удовлетворения образовательных потребностей учеников и родителей созданы классы:
Ø углубленного изучения английского языка;
Ø физико-математического профиля;
Ø химико-биологического профиля;
Ø гуманитарного профиля;
Ø технологического профиля.
Школа сотрудничает с Гомельским госуниверситетом им. Ф. Скорыны. На основании договора между районным отделом образования и университетом работают 10-11 классы химико-биологического и общественно-гуманитарного профиля. Преподаватели проводят спецкурсы, корректировку учебных программ, консультации для учащихся и учителей, зачеты, проверочные и экзаменационные сессии. Прием в эти классы ведется на конкурсной основе.
Педколлектив работает над внедрением инновационных технологий:
1. Групповые технологии;
2. Допрофессиональная и профессиональная подготовка в процессе трудового обучения;
3. Инновационный проект «Апробация содержания обучения учащихся молодежи правам человека, основам демократии и гуманитарному праву»;
4. Социально-технологическая модель системы школьно-семейного воспитания младших школьников «Ориентир»;
5. Технология проблемного обучения;
6. Уровневая дифференциация. Модель свободных групп при обучении математике и русскому языку учащихся 3-4 классов;
7. Уровневая дифференциация. Модель свободных групп при проведении знаний по интересам в группах продленного дня.
На базе учебных мастерских школы открыты школьные учебно-производственные мастерские, которые предполагают решение следующих задач:
1. Формирование системы технико-технологических знаний, развитие технических и интеллектуальных способностей, двигательных, сенсорных и манипуляционных навыков.
2. Допрофессиональная и профессиональная подготовка учащихся по следующим рабочим специальностям за период обучения в школе:
Ø «Слесарь механосборочных машин»;
Ø «Машинопись и основы современного делопроизводства»;
Ø «Швея».
3. Проведение общественно-полезного, производительного труда. Изготовление по договорам и заказам изделий (товаров) для нужд школы и реализация их юридическим и физическим лицам (предпринимательская деятельность).
4. Взаимодействие с районным Центром занятости населения Жлобинского райисполкома с целью временной трудовой занятости учащихся 14-16 лет.
Что касается внеучебной деятельности, то в школе работает 10 спортивных кружков и секций: футбол, волейбол, фитнес, военно-спортивный клуб «Барс», плавание, туристический клуб, кружок спортивного танца, легкая атлетика, баскетбол, школа восточных единоборств.
2.2 Разработка сметы расходов Учреждения образования «Средняя общеобразовательная школа № 13 г. Жлобина»
Обязанностью любого образовательного учреждения является своевременное представление учредителю программы развития, обоснований потребности в бюджетных средствах, а также объемов предполагаемого поступления внебюджетных источников финансирования, расходование бюджетных средств по целевому назначению и эффективное использование закрепленных за учреждением объектов собственности.
Под составлением бюджетных смет получателей бюджетных средств понимается установление объемов, целевого направления и поквартального распределения бюджетных средств на основании бюджетных ассигнований, доведенных распорядителями бюджетных средств до получателей бюджетных средств для выполнения ими своих функций [7].
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11