Предоставление кредитов и выполнение расчетных операций для правительственных органов осуществляются следующим образом. В государственных бюджетах аккумулируется до половины и больше ВВП стран. Эти средства накапливаются на счетах в центральных банках и расходуются с них. Поэтому центральные банки ведут счета государственных учреждений и организаций, местных органов власти, аккумулируют на этих счетах средства и проводят выплаты с них. Кроме того, они осуществляют операции с государственными ценными бумагами, предоставляют государству кредит в форме прямых краткосрочных и долгосрочных ссуд или покупки государственных облигаций. Центральные банки также проводят по поручению правительственных органов операции с золотом и иностранной валютой.
Безналичные расчеты, основанные на зачете взаимных требований и обязательств, т.е. клиринги, являются важной функцией центральных банков. В ряде стран центральный банк ведет операции по общенациональному клирингу, выступая посредником между коммерческими банками, расположенными в разных районах страны. Примером общенациональной расчетной палаты служит Федеральная резервная система Соединенных Штатов Америки.
Совокупность мероприятий денежной политики (она, прежде всего, регулирует изменение денежной массы) и кредитной политики (нацелена на регулирование объема кредитов, уровня процентных ставок и других показателей рынка ссудных капиталов) получила название денежно-кредитной политики.
Функции коммерческих банков — это, прежде всего, аккумулирование депозитов и ведение текущих счетов; оплата выписанных на эти банки чеков; предоставление кредитов предпринимателям. Коммерческие банки часто называются финансовыми универмагами или супермаркетами кредита. Ведь они осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабах всего национального хозяйства. На базе их операций возникают кредитные деньги (чеки, банковские векселя) [6].
На рубеже 80—90-х гг. началось активное внедрение коммерческих банков в страховой бизнес. В результате клиенты коммерческих банков могут пользоваться услугами самого широкого диапазона. Очевидно, данное направление универсализации коммерческих банков будет развиваться и в ближайшие годы.
Специализированные кредитные организации (финансово-кредитные институты) возникли в XIX в. Длительное время они играли в денежно-кредитной сфере подчиненную роль, уступая коммерческим банкам. Однако их роль резко возросла в странах с рыночной экономикой после Второй мировой войны. Это произошло, с одной стороны, из-за усиления значения операций, на которых специализировались эти институты, а с другой — из-за проникновения этих финансово усилившихся специализированных институтов в сферу действия коммерческих банков. Примером могут служить пенсионные фонды, капиталы которых сильно возросли в последние десятилетия и которые на Западе являются одними из крупнейших покупателей ценных бумаг.
Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Они не имеют права принимать депозиты и привлекают капитал, как правило, путем продажи собственных акций или за счет кредита коммерческих банков. Свой капитал они используют для долгосрочного кредитования различных отраслей хозяйства. В России эти банки немногочисленны.
Важное место в инфраструктуре кредитного рынка занимает обширная группа сберегательных учреждений. Они привлекают мелкие сбережения и доходы, которые без помощи кредитной системы не могут функционировать как капитал. Существуют разные типы сберегательных учреждений: сберегательные банки и кассы, взаимно-сберегательные банки (разновидность кооперативных банковских учреждений в США), доверительно-сберегательные банки (в Великобритании), ссудосберегательные ассоциации (в США), кредитные кооперативы (союзы, ассоциации). В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (на февраль 1999 г. имел 1848 филиалов).
Для страховых компаний характерна специфическая форма привлечения средств — продажа страховых полисов. Полученные доходы они вкладывают, прежде всего, в облигации и акции других компаний, государственные ценные бумаги. Они также предоставляют долгосрочные кредиты предприятиям и государству.
Пенсионные фонды различаются по организации и управлению, по структуре активов. Так, имеются фонды застрахованные управляемые страховыми компаниями) и незастрахованные (управляемые предприятиями или по их доверенности банками), фундированные (их средства инвестированы в ценные бумаги) и нефундированные (пенсии выплачиваются из текущих поступлений и доходов) и т.д.
В России наряду со страховыми компаниями вопросами пенсионного обеспечения занимаются также негосударственные пенсионные фонды (НПФ). По своей сути они являются сберегательными институтами. Однако в деятельности НПФ существует еще немало проблем и изъянов. В частности, некоторые НПФ основаны на пирамидальных схемах, что, несомненно, приведет их к банкротству и может дискредитировать в глазах населения идею негосударственного пенсионного обеспечения.
Инвестиционные компании размещают среди мелких держателей свои обязательства (акции) и используют полученные средства для покупки ценных бумаг различных отраслей хозяйства.
Мелкие инвесторы охотно покупают обязательства инвестиционных компаний, так как благодаря значительной диверсификации (вложение средств в различные предприятия) достигается известное рассредоточение активов, снижается опасность потери сбережений из-за банкротств фирм, в чьи акции вложен капитал. Инвестиционные чековые фонды в России являются, в сущности, тоже инвестиционными компаниями.
Специализированные кредитные учреждения играют важную роль в содействии переливу капитала, а стало быть, структурным сдвигам в экономике. В то время как коммерческие банки обслуживают прежде всего кругооборот оборотных фондов, на долю специализированных учреждений приходится оборот основного капитала, т.е. кредитование инвестиционного процесса.
В России, как и в большинстве других стран мира, действует двухуровневая кредитная система: Центральный банк — банковские институты и небанковские кредитные организации. Центральный банк РФ (Банк России, Центробанк, ЦБ РФ) является эмиссионным центром страны, обладает монопольным правом выпуска в обращение и изъятия из него наличных денежных знаков в форме банкнот и монет. В качестве «банка банков» он предоставляет централизованные кредиты коммерческим банкам, является главным банкиром Правительства РФ, выполняет функции управляющего золотовалютными резервами, осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета (прежде всего организацию через свои управления и отделения приема бюджетных платежей в регионах и на местах) и проч.
Коммерческие банки являются основой кредитной системы России. Некоторые из них возникли на базе ранее функционировавших специализированных государственных банков, имевших устойчивое финансовое положение и обладавших разветвленной сетью филиалов (Сбербанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк и др.), другие создавались практически «с нуля».
В России уже сложилась кредитная система, отличная от двух основных мировых моделей: американской и немецкой. В стране действуют универсальные банки (этим она отличается от американской модели), а также функционирует достаточно развитый сектор специализированных кредитных организаций (этим она отличается от немецкой модели).
Обострению кризиса способствовали также отток вкладов населения и усиление недоверия к банкам. Общая сумма вкладов в рублевом выражении сократилась на 40%. Сужение ресурсной базы и повышение кредитных рисков привели к резкому сокращению кредитной активности.
В результате банковская система оказалась отброшенной на несколько лет назад. Но, несмотря на это, она продолжает функционировать, средние и небольшие банки развиваются, увеличивают капиталы и расширяют клиентуру.
В сложившихся условиях остро стоит вопрос о реструктуризации банковской системы. В частности, в рамках подготовки Банком России Концепции развития банковской системы предлагается принятие закона «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» и закона «О реструктуризации кредитных организаций», а также обеспечение результативной деятельности Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) [10].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Мы рассмотрели тему «Особенности инфраструктуры кредитного рынка России». Проведя параллель между кредитной политикой Российской Федерации и зарубежных стран можно сделать следующие выводы.
1. Важное место в инфраструктуре кредитного рынка занимает обширная группа сберегательных учреждений. В России среди сберегательных учреждений доминирует Сбербанк РФ (имеет самую обширную филиальную сеть);
2. Для страховых компаний характерна специфическая форма привлечения средств — продажа страховых полисов;
3. В России развиваются такие финансовые институты как НПФ (негосударственные пенсионные фонды). Однако они еще имеют некоторые недочеты и изъяны, что несколько подрывает доверие к ним;
4. Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, т.е. проводят операции по выпуску и размещению на фондовом рынке ценных бумаг, получая на этом доход. Но таких банков в России не много;
5. Оборот основного капитала приходится на специализированные кредитные учреждения;
6. В России действует двухуровневая кредитная система;
7. Коммерческие банки являются основой кредитной системы России (Сбербанк, Мосбизнесбанк, Промстройбанк и др.);
8. В России существую так называемые универсальные банки. И это отличие от американской и немецкой кредитной системы.
Кредит подразделяется на виды и в зависимости от их отраслевой направленности. Когда кредит обслуживает потребности промышленных предприятий, то это промышленный кредит. Бывает также сельскохозяйственный, торговый кредит. Отраслевая направленность кредита часто находит свое воплощение в государственной статистике ряда стран (отдельно выделяются кредиты промышленности, торговле и т.д.).
1. Нормативная база
1. Федеральный закон «О залоге» 1 от 29 мая 1992 г (с изменениями 29 декабря 2008 г.) №2872-. // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru]
2. Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)» №102-ФЗ от 16 июля 1998 г. (с изменениями от 30 декабря 2004 г.) // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru]
3. Федеральный закон № 218-ФЗ «О кредитных историях» в ред. Федеральных законов от 21.07.2005 N 110-ФЗ, от 24.07.2007 N 214-ФЗ // Консультант Плюс: Версия Проф. Режим доступа: [www.consultant.ru]
2. Учебники и учебные пособия
4. Абрамова М.А. Финансы и кредит: Учебное пособие.- М.: Юриспруденция, 2003.- 448 с.
5. Владимирова М.П. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие.- М.: Кнорус, 2006.- 285 с.
6. Воронин В.П. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие.- М.: Юрайт, 2002.- 269 с.
7. Кредитные организации в России: правовой аспект/Отв. ред. Е.А. Павлодский. - Волтерс Клувер, 2006.
8. Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник для вузов.- М.: Юрайт, 2003.- 575 с.
9. Свиридов О.Ю. Финансы, денежное обращение, кредит.- Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.- 383 с.
10. Сенчагов В.К. Финансы, денежное обращение и кредит: Учебник.- М.: Проспект, 2004.- 719 с.
11. Тарасов В.И. Деньги, кредит, банки: Учебное пособие.- Минск: Мисанта, 2003.- 512 с.
12. Фетисов В.Д. Финансы и кредит: Учебное пособие.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006.- 399 с.
3. Периодические издания
13. Лоссан А.С. Кредитная история необходима рынку -2006. // Режим доступа: [www.allcredits.ru]
14. Утюсов О.Б. Ипотека набирает обороты/ 2006, Режим доступа: [www.rusipoteka.ru]
15. Улучшение условий по ипотечному кредитованию/ Режим доступа: [www.irn.ru]
16. Грядет передел ипотечного рынка России (редакционная статья)// Режим доступа: [www.gocredit.ru]
Страницы: 1, 2, 3