Рефераты. Особенности государственного финансового контроля в Российской Федерации

Инспекторы Счетной палаты РФ при выполнении своих служебных обязанностей по проведению бюджетно-финансового контроля имеют право:

1) беспрепятственно посещать любые объекты независимо от форм собственности, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;

2) опечатывать кассы, кассовые и служебные помещения, склады и архивы, а при обнаружении подделок, подлогов, хищений и злоупотреблений - изымать необходимые документы, оставляя в делах акт изъятия и копии или опись изъятых документов.[39]

Руководители проверяемых объектов обязаны создавать нормальные условия для работы инспекторов Счетной палаты РФ, проводящих проверку или ревизию, предоставлять им необходимые помещения, средства транспорта и связи, обеспечивать техническое обслуживание инспекторов и выполнение работ по делопроизводству.

В случае отказа сотрудников проверяемых организаций в допуске инспектора, предъявившего удостоверение и распоряжение о проведении мероприятия, на проверяемый объект или в предоставлении необходимой информации, а также в случае задержки с предоставлением необходимой информации инспектор обязан незамедлительно оформить акт об отказе в допуске на объект и (или) в предоставлении информации с указанием даты, времени, места, данных сотрудника, допустившего противоправные действия, и иной необходимой информации. При необходимости требования инспектора предварительно оформляются письменно и передаются руководителю или иному должностному лицу проверяемой организации. Акт в течение суток с момента его составления должен быть направлен в Счетную палату РФ на имя соответствующего аудитора Счетной палаты РФ, который должен принять необходимые меры в соответствии с действующим законодательством в отношении лиц, допускающих или допустивших противоправные действия.

2.3 Взаимодействие Счетной палаты с другими государственными органами финансового контроля в РФ


Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации

В целях повышения эффективности государственного финансового контроля и координации деятельности контрольно-счетных органов в декабре 2000 года была создана Ассоциация контрольно-счетных органов Российской Федерации. Она призвана содействовать разработке и внедрению унифицированной системы контроля за формированием и исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, оказывать контрольно-счетным органам информационную, методическую и правовую помощь. В Ассоциации принят Этический кодекс сотрудников контрольно-счетных органов Российской Федерации. В целях координации работы членов Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации в сфере научного и методического обеспечения контрольно-ревизионной, экспертно-аналитической и иных видов их деятельности, а также обобщения и распространения передового опыта работы контрольно-счетных органов Российской Федерации 26 февраля 2003 года образован Научно-методический совет Ассоциации контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Банк России

О взаимодействии Счетной палаты РФ с Банком России можно сделать вывод из положений ФЗ «О Счетной палате РФ» и ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)».

Счетная палата Российской Федерации как высший конституционный орган государственного финансового контроля осуществляет контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств федеральных внебюджетных фондов в Центральном банке РФ, а также в уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях РФ. При этом в ФЗ «О Счетной палате РФ» говориться, что Счетная палата РФ осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета. Также она осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ по обслуживанию государственного долга Российской Федерации. Счетная палата РФ осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Центрального банка Российской Федерации, его структурных подразделений и учреждений. Указанные проверки осуществляются в соответствии с решениями Государственной Думы, принимаемыми только на основании предложений Национального банковского совета.

Контрольные полномочия Счетной палаты РФ, кроме того, распространяются на счета и операции Банка России, на которые распространяется действие Закона РФ «О государственной тайне».[40] Заключение Счетной палаты РФ по результатам названной проверки также ежегодно предоставляется в Государственную Думу в рамках годового отчета. По требованию Счетной палаты РФ Центральный банк Российской Федерации, коммерческие банки и иные кредитно-финансовые учреждения обязаны предоставлять ей необходимые документальные подтверждения операций и состояния счетов проверяемых объектов по установленным общим формам финансовой отчетности.

Другим вариантом координации деятельности Счетной палаты РФ с другими органами финансового контроля являются соглашения о совместной деятельности и сотрудничестве, заключенные между ними на добровольной основе. В качестве примеров таких соглашений можно назвать соглашение о порядке взаимодействия между Счетной палатой РФ и Министерством РФ по налогам и сборам (преобразовано в Федеральную налоговую службу), протокол о взаимодействии между Министерством РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и Счетной палатой РФ и соглашение о сотрудничестве между Счетной палатой РФ Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом.

Федеральная налоговая служба

Составной частью органов государственного финансового контроля являются органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджетов различных уровней. В соответствии с Законом РФ от 21 марта 1991 г. N 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», налоговые органы РФ - это единая система контроля за соблюдением налогового законодательства РФ, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, установленных законодательством РФ, а также контроля за соблюдением валютного законодательства РФ, осуществляемого в пределах компетенции налоговых органов.

Налоговый контроль охватывает действия налоговых органов по надзору за соблюдением налогоплательщиками и иными обязанными лицами законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов, по осуществлению мер по предотвращению и устранению нарушений, а также по привлечению виновных лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

По соглашению о порядке взаимодействия между Счетной палатой РФ и Министерством Российской Федерации по налогам и сборам (преобразовано в Федеральную налоговую службу) от 10 июля 2001 года, стороны в пределах своей компетенции осуществляют взаимодействие и координацию деятельности по следующим направлениям:

1. Счетная палата РФ направляет ФНС материалы о нарушениях законодательства РФ о налогах и сборах, выявленных в результате проведения контрольных мероприятий.

2. Стороны оказывают друг другу взаимную правовую и экспертную помощь.

3. Организуется доступ должностных лиц Счетной палаты Российской Федерации к сведениям, составляющим налоговую тайну, в порядке, установленном статьей 102 Налогового кодекса РФ и оказание взаимной помощи по вопросам пользования ведомственными базами данных и информационной безопасности.

4. Происходит обмен аналитической и статистической информацией, а также иной информацией, представляющей взаимный интерес.

Федеральная антимонопольная служба

Между Министерством Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (преобразовано в Федеральную антимонопольную службу) и Счетной палатой РФ заключен протокол о взаимодействии.[41] Согласно этому протоколу, ФАС России сообщает в Счетную палату РФ о ставших известными фактах нарушений использования средств федерального бюджета, средств бюджетов федеральных внебюджетных фондов и федеральной собственности. В том числе о фактах их неэффективного и нецелевого использования, нарушениях, допускаемых федеральными органами исполнительной власти, органами власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления при проведении конкурсов в целях определения лиц, привлекаемых для осуществления отдельных операций со средствами соответствующего бюджета. ФАС России информирует Счетную палату РФ, по ее обращениям, о результатах проведенных мероприятий.

Счетная палата РФ, в свою очередь, сообщает в ФАС России о ставших известными фактах нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации; информирует ФАС России, по его обращениям, о результатах контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой РФ. Счетная палата РФ и ФАС России организуют обмен информацией по вопросам, представляющим взаимный интерес.

Агентство по управлению федеральным имуществом

Согласно соглашению о сотрудничестве между Счетной палатой РФ Федеральным агентством по управлению федеральным имуществом, заключенному 11 июля 2005 года, стороны осуществляют и развивают сотрудничество в сфере контроля за федеральной собственностью, содействуя повышению эффективности управления, распоряжения и использования федерального имущества, его сохранности. А также способствуют разработке и внедрению новых методов и технологий контрольно-ревизионной, информационной, научно-технической и иной деятельности.

Сотрудничество сторон данного соглашения осуществляется по следующим направлениям:

 - взаимодействие по вопросам проведения контрольных мероприятий,

- проведение аналитических мероприятий по вопросам эффективности процессов приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, совершенствования контроля за его использованием;

- обмен опытом и координация работ по созданию и обеспечению функционирования информационных систем и телекоммуникационных сетей, а также по формированию информационных ресурсов в интересах эффективного решения поставленных задач;

- осуществление и координация совместных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и инновационных программ и проектов;

- содействие в обучении работников и подготовке научных кадров высшей квалификации.

Сотрудничество в рамках Настоящего Соглашения может реализовываться в следующих основных формах:

- обмен информацией о нарушениях законодательства Российской Федерации, выявленных в ходе осуществления контроля за эффективностью использования и сохранностью федеральной собственности поступлением в федеральный бюджет средств от распоряжения и управления федеральным имуществом;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.