Рефераты. Основы функционирования и порядок регулирования финансовой системы современной России

Результативность государственного финансового контроля во многом зависит, как от результатов контрольной деятельности органов государственного финансового контроля, так и от затрат на осуществление самого государственного финансового контроля. При этом снижение затрат является важным элементом оценки результативности. Это позволяет определить контуры содержания всех форм (предварительного, текущего и последующего) контроля, его главные цели и методологию осуществления. Как показывает опыт, снижение затрат не всегда приводит к повышению эффективности. Регулирование затрат органов государственного финансового контроля необходимо осуществлять таким образом, чтобы сохранялась оперативность проведения и высокое качество контрольных мероприятий.

При определении степени результативности государственного финансового контроля в части его влияния на эффективное использование бюджетных ресурсов выделить ту долю управленческого эффекта, которая падает именно на государственный финансовый контроль, не представляется возможным. Общий критерий управленческого эффекта, значение факторов и система показателей пока не нашли отражения в статистической отчетности. Между тем реализация мероприятий государственного финансового контроля в полном объеме способствует укреплению финансовой дисциплины и эффективному использованию ресурсов бюджетной системы, от которых зависит положительная динамика объемов фактических расходов, в том числе имеющих социальный характер, направляемых на достижение общественно значимых целей и получение социального эффекта в таких сферах как здравоохранение, образование и т.д. В связи с этим можно предположить, что критерием социального эффекта может быть разница между возможным результатом с позиций справедливости и фактическим результатом, например, снижение социальных рисков (объемов задолженности по заработной плате, пособий и т.д.).

Целостное представление о результативности государственного финансового контроля должно исходить из согласованности его задач с перспективными целями бюджетной политики государства, воздействия внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на реализацию результатов контрольной деятельности органов государственного финансового контроля.

Среди внешних факторов, оказывающих влияние на повышение качества контрольной деятельности, следует выделить своевременное устранение недостатков по результатам контрольных мероприятий объектами контроля и т.д. К внутренним факторам можно отнести научную обоснованность экспертных оценок, количество проверенных объектов контроля, объем проверенных бюджетных средств, количество проведенных контрольных мероприятий, квалификацию сотрудников, применение информационных технологий, выбор методов контроля и т.д.

Можно сформулировать ряд основных направлений, позволяющих достичь высшей степени результативности, а именно:

- соблюдение контрольно-счетными органами РФ порядка, регламентирующего регулярное информирование парламента об основных результатах контрольно-ревизионной и экспертно-аналитической деятельности в целях принятия мер по устранению выявленных недостатков и повышению эффективности исполнения бюджета, управления государственной (муниципальной) собственностью, а также об исполнении представлений и предписаний исполнительной властью;

- использование тех методов контроля, которые обеспечивают наибольшую вероятность обнаружения нарушений в финансово-хозяйственной деятельности объектов контроля и в использовании ими государственных (муниципальных) ресурсов;

- внедрение в контрольный процесс новых технологий, координация контрольной деятельности в части планирования контрольных мероприятий, укрепление двустороннего и многостороннего сотрудничества с органами исполнительной власти, осуществляющих функции управления государственными
(муниципальными) финансами, в том числе по выработке государственной политики в бюджетной сфере, по обеспечению исполнения бюджета, по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере;

- усиление информационного взаимодействия с правоохранительными органами, а также с общественностью, направленного на реализацию результатов контрольной деятельности в полном объеме;

- формирование квалифицированного кадрового потенциала на постоянной основе;

- установление и соблюдение регламентированного порядка для исполнительных органов государственной власти и получателей бюджетных средств в части своевременного рассмотрения и организации контроля исполнения предписаний и представлений контрольно-счетных органов Российской Федерации.

Сегодня среди первоочередных задач для повышения результативности государственного финансового контроля стоит вопрос внедрения в контрольный процесс новых технологий, создания единой информационной системы результатов контрольных мероприятий, которые ускорят решение проблемы оперативного получения информации в ходе осуществления мониторинга за использованием ресурсов бюджетной системы. При этом единая информационная система государственного финансового контроля в перспективе может быть дополнена результатами аудита, осуществляемого негосударственными аудиторскими фирмами и независимыми аудиторами.

Определяющим в достижении максимальной результативности государственного финансового контроля является реализации результатов деятельности контрольно-счетных органов в полном объеме посредством усиления взаимодействия с правоохранительными органами, а также упорядоченности процедуры оперативного устранения недостатков. В связи с этим достаточно важно соблюдать единый подход к реализации результатов контрольной деятельности и вытекающими из этого обстоятельствами. Такой подход к организации сквозной системы исполнения результатов контроля, охватывающий «результаты—меры—отчетность», актуален, поскольку содержит признаки результативного контроля, гармонично сочетающегося с механизмом управления и учета. Это означает не что иное, как встраивание системы контроля в планы социально-экономического развития страны, направленное на достижение социально значимых результатов.

Надлежащая реализация результатов контрольной деятельности может быть достигнута за счет придания гласности не только результатов контрольных мероприятий, но и итогов их реализации посредством введения соответствующей статистической отчетности. Отчетность должна включать необходимые критерии и показатели, характеризующие различные стороны деятельности органов государственного финансового контроля, а также результаты контрольных мероприятий во взаимосвязи с мероприятиями исполнительных органов государственной власти по устранению финансовых и иных нарушений, допущенных получателями бюджетных средств.

К выбору критериев и показателей, характеризующих субъект контроля, необходимо подходить в конкретном случае индивидуально. Например, критерий результативности государственного финансового контроля, с точки зрения достигнутых результатов на один рубль затрат, может измеряться соотношением затрат на осуществление государственного финансового контроля с суммой возвращенных в бюджет средств, неправомерно потраченных их получателями. С позиции действенности государственного финансового контроля характеризующий ее коэффициент может измеряться отношением исполненных представлений и предписаний к общему количеству направленных, срок исполнения которых наступил.

Необходимость комплексной оценки эффективного использования средств бюджетной системы, государственной и муниципальной собственности, всех видов кредитных и заемных средств, а также достижения общественно значимых результатов объектами контроля предопределяет перенос акцентов в работе контрольно-счетных органов Российской Федерации с проверок законности исполнения бюджетов, ревизий финансово-хозяйственной деятельности получателей бюджетных средств на аудит эффективности.

Внедрение аудита эффективности в практическую работу контрольно-счетных органов обусловлено также возрастанием степени гласности и прозрачности организации бюджетного процесса, которая сама по себе приводит к сокращению количества серьезных финансовых нарушений и, прежде всего, нецелевого использования бюджетных средств. В условиях применения казначейского метода исполнения бюджета, практически, отлажен механизм контроля, обеспечивающий достаточно высокую степень обнаружения и пресечения финансовых нарушений, Внедрение аудита эффективности позволит повысить ответственность бюджетополучателей не только за надлежащее расходование бюджетных средств, но и внесет существенный вклад в достижение ими общественно значимых результатов.

Практическим примером может служить аудит эффективности использования государственных средств, выделяемых на оказание гражданам России бесплатной медицинской помощи, проведенный в 2005 г. СП РФ совместно с контрольно-счетными органами субъектов Федерации. Результаты аудита эффективности показали, что конституционная норма обеспечения граждан бесплатной медицинской помощью в полном объеме не выполняется. Объем государственного финансирования здравоохранения составляет менее 3% от ВВП, что значительно ниже рекомендуемого Всемирной организацией здравоохранения — 5 % от ВВП.

Остается несовершенной законодательная база, действующая в сфере здравоохранения, в частности, отсутствует четкое законодательное разграничение платной и бесплатной медицинской помощи. Несбалансированность объемов медицинской помощи по каждому нормативу ограничивает доступность бесплатной медицинской помощи. Серьезной проблемой в системе здравоохранения является неукомплектованность учреждений здравоохранения врачами и средним медицинским персоналом, крайне низкий уровень материально-технического обеспечения лечебно-профилактических учреждений. Исправить сложившуюся в здравоохранении ситуацию призван национальный проект «Здоровье», на реализацию которого в течение двух лет планируется направить около 145 млрд. руб., из них в 2006 г. предусматривалось для отрасли более 62,6 млрд. руб. Среди основных направлений реализации проекта по развитию здравоохранения названы не только повышение заработной платы медицинским работникам первичного звена, но и увеличение государственного заказа медицинским учреждениям на высокотехнологичные услуги, а также строительство современных высокотехнологичных центров и модернизация существующих с целью увеличения доступности квалифицированной медицинской помощи. Вместе с другими национальными проектами («Доступное и комфортное жилье — гражданам России», «Развитие агропромышленного комплекса», «Образование»), он нацелен на преодоление отставания в социально-экономическом развитии общества.

Выводы


В целом можно сказать, что российские коммерческие банки не достигли еще уровня проведения активных операций зарубежными банками, но чтобы повысить уровень использования активных операций коммерческих банков России можно использовать опыт зарубежных стран, но при этом извлекать из него только самое позитивное, то, что применимо к нашим условиям.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.