Рефераты. Основные виды финансовых рисков

Информация играет важную роль в риск-менеджменте. Финан­совому менеджеру часто приходится принимать рисковые реше­ния, когда результаты вложения капитала не определены и осно­ваны на ограниченной информации. Если бы у него была более полная информация, то он мог бы сделать более точный прогноз и снизить риск. Это делает информацию товаром, причем очень ценным. Инвестор готов заплатить за полную информацию.

Стоимость полной информации рассчитывается как разница между ожидаемой стоимостью какого-либо приобретения или вложения капитала, когда имеется полная информация, и ожидае­мой стоимостью, когда информация неполная.


Лимитирование - это установление лимита, т.е. предельных сумм расходов, продажи, кредита и т.п. Лимитирование является важным приемом снижения степени риска и применяется банка­ми при выдаче ссуд, при заключении договора на овердрафт и т.п. Хозяйствующими субъектами он применяется при продаже то­варов в кредит, предоставлении займов, определении сумм вложе­ния капитала и т.п.


Самострахование означает, что предприниматель предпочитает подстраховаться сам, чем покупать страховку в страховой компа­нии. Тем самым он экономит на затратах капитала по страхова­нию. Самострахование представляет собой децентрализованную форму создания натуральных и страховых (резервных) фондов не­посредственно в хозяйствующем субъекте, особенно в тех, чья де­ятельность подвержена риску.

Создание предпринимателем обособленного фонда возмеще­ния возможных убытков в производственно-торговом процессе выражает сущность самострахования. Основная задача самострахования заключается в оперативном преодолении временных за­труднений финансово-коммерческой деятельности. В процессе самострахования создаются различные резервные и страховые фонды. Эти фонды в зависимости от цели назначения могут со­здаваться в натуральной или денежной форме.

Так, фермеры и другие субъекты сельского хозяйства создают прежде всего натуральные страховые фонды: семенной, фураж­ный и др. Их создание вызвано вероятностью наступления небла­гоприятных климатических и природных условий.

Резервные денежные фонды создаются прежде всего на случай покрытия непредвиденных расходов, кредиторской задолженности, расходов по ликвидации хозяйствующего субъекта. Создание их является обязательным для акционерных обществ.

Акционерные общества и предприятия с участием иностранно­го капитала обязаны в законодательном порядке создавать резерв­ный фонд в размере не менее 15% и не более 25% от уставного капитала.

Акционерное общество зачисляет в резервный фонд также эмиссионный доход, т.е. сумму разницы между продажной и но­минальной стоимостью акций, вырученной при их реализации по цене, превышающей номинальную стоимость. Эта сумма не под­лежит какому-либо использованию или распределению, кроме случаев реализации акций по цене ниже номинальной стоимости.

Резервный фонд акционерного общества используется для фи­нансирования непредвиденных расходов, в том числе также на выплату процентов по облигациям и дивидендов по привилегиро­ванным акциям в случае недостаточности прибыли для этих це­лей.

Хозяйствующие субъекты и граждане для страховой защиты своих имущественных интересов могут создавать общества взаим­ного страхования.

Наиболее важным и самым распространенным приемом сниже­ния степени риска является страхование риска.

Сущность страхования выражается в том, что инвестор готов отказаться от части своих доходов, чтобы избежать риска, т.е. он готов заплатить за снижение степени риска до нуля.


Хеджирование (англ. heaging - ограждать) используется в бан­ковской, биржевой и коммерческой практике для обозначения различных методов страхования валютных рисков. Так, в книге Долан Э. Дж. и др. «Деньги, банковское дело и денежно-кредитная политика» этому термину дается следующее определение: «Хед­жирование - система заключения срочных контрактов и сделок, учитывающая вероятностные в будущем изменения обменных ва­лютных курсов и преследующая цель избежать неблагоприятных последствий этих изменений». В отечественной литературе тер­мин «хеджирование» стал применяться в более широком смысле как страхование рисков от неблагоприятных изменений цен на любые товарно-материальные ценности по контрактам и коммер­ческим операциям, предусматривающим поставки (продажи) то­варов в будущих периодах.

Контракт, который служит для страховки от рисков изменения курсов (цен), носит название «хедж» (англ. hedge - изгородь, ог­рада). Хозяйствующий субъект, осуществляющий хеджирование, называется «хеджер». Существуют две операции хеджирования: хеджирование на повышение; хеджирование на понижение.


Хеджирование на повышение, или хеджирование покупкой, представляет собой биржевую операцию по покупке срочных кон­трактов или опционов. Хедж на повышение применяется в тех случаях, когда необходимо застраховаться от возможного повы­шения цен (курсов) в будущем. Он позволяет установить покуп­ную цену намного раньше, чем был приобретен реальный товар. Предположим, что цена товара (курс валюты или ценных бумаг) через три месяца возрастет, а товар нужен будет именно через три месяца. Для компенсации потерь от предполагаемого роста цен необходимо купить сейчас по сегодняшней цене срочный кон­тракт, связанный с этим товаром, и продать его через три месяца в тот момент, когда будет приобретаться товар. Поскольку цена на товар и на связанный с ним срочный контракт изменяется пропорционально в одном направлении, то купленный ранее кон­тракт можно продать дороже почти на столько же, на сколько возрастет к этому времени цена товара. Таким образом, хеджер, осуществляющий хеджирование на повышение, страхует себя от возможного повышения цен в будущем.


Хеджирование на понижение, или хеджирование продажей - это биржевая операция с продажей срочного контракта. Хеджер, осуществляющий хеджирование на понижение, предполагает со­вершить в будущем продажу товара, и поэтому, продавая на бирже срочный контракт или опцион, он страхует себя от возможного снижения цен в будущем. Предположим, что цена товара (курс валюты, ценных бумаг) через три месяца снижается, а товар нуж­но будет продавать через три месяца. Для компенсации предпола­гаемых потерь от снижения цены хеджер продает срочный кон­тракт сегодня по высокой цене, а при продаже своего товара через три месяца, когда цена на него упала, покупает такой же срочный контракт по снизившейся (почти настолько же) цене. Таким об­разом, хедж на понижение применяется в тех случаях, когда товар необходимо продать позднее.

Хеджер стремится снизить риск, вызванный неопределеннос­тью цен на рынке, с помощью покупки или продажи срочных контрактов. Это дает возможность зафиксировать цену и сделать доходы или расходы более предсказуемыми. При этом риск, свя­занный с хеджированием, не исчезает. Его берут на себя спеку­лянты, т.е. предприниматели, идущие на определенный, заранее рассчитанный риск.

Спекулянты на рынке срочных контрактов играют большую роль. Принимая на себя риск в надежде на получение прибыли при игре на разнице цен, они выполняют роль стабилизатора цен. При покупке срочных контрактов на бирже спекулянт вносит га­рантийный взнос, которым и определяется величина риска спеку­лянта. Если цена товара (курс валюты, ценных бумаг) снизилась, то спекулянт, купивший ранее контракт, теряет сумму, равную гарантийному взносу. Если цена товара возросла, то спекулянт возвращает себе сумму, равную гарантийному взносу, и получает дополнительный доход от разницы в ценах товара и купленного кон­тракта.


























Заключение.

Управление рисками в России пока практикуется мало, однако участники кредитного рынка, первыми столкнувшись с необходимостью учета рисковых факторов, уже используют этот инструментарий (особенно в банковской и страховой сферах).

При выборе конкретного средства разрешения финансового риска следует исходить из следующих принципов: нельзя рисковать больше, чем это моет позволить собственный капитал; нельзя рисковать многим ради малого; следует предугадывать последствия риска. Применение на практике этих принципов означает, что необходимо рассчитать максимально возможный убыток по данному виду риска, сопоставить его с объемом капитала предприятия, подвергаемого данному риску, а затем сопоставить весь возможный убыток с общим объемом собственных финансовых ресурсов. И только сделав последний шаг возможно определить: не приведет ли данный риск к банкротству предприятия. Таким образом в управлении финансовыми рисками и рисками вообще участвую все функции цикла финансового менеджмента: от планирования до контроля.

Важным аспектом проблемы рисков являются организационные моменты управления рисками. На каждом предприятии должен существовать орган управления рисками с определенными функциональными обязанностями и необходимыми материальными, финансовыми, трудовыми и информационными ресурсами.

Выводы:

1.            Финансовый риск - это опасность потерь денежных средств.

2.            Финансовые риски являются частью коммерческих рисков и представляют собой спекулятивные риски.

3.            К финансовым рискам относятся кредитные, процентные, валютные риски и риски упущенной финансовой выгоды.

4.            Критериями степени риска являются среднее ожидаемое значение и  колеблемость возможного результата.

5.            Средства снижения степени риска: избежание риска, удержание его, передача риска.

6.                     Способы снижения степени риска: диверсификация, приобретение дополнительной информации, лимитирование, страхование, хеджирование.



 

 

                      

Список литературы:


1.     Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент: Учебник. – Москва. Финансы и статистика, 2001.

2.     Горфинкель В.Я. «Экономика предприятия» - М.: Юнити, 2000

3.     Гражданский кодекс РФ. (В 2 частях) - М., 1996.

4.     Ковалев В.В., О.Н.Волкова «Анализ хозяйственной деятельности предприятия» -М.: Проспект, 2000.

5.     Ковалева А. М. «Финансы фирмы», 2002

6.     Лялин В.А., Воробьев П.В. Финансовый менеджмент (управление финансами фирмы). – СПб: Юность, 2000.

7.     Лапуста М. Г. «Финансы фирмы; учебное пособие», 2003.

8.     Организация управления рисками в Коммерческом Банке / [А. О. Овчаров] Банковское дело - 99 - №1.

9.     Первозванский А.А., Т.Н. Первозванская «Финансовый рынок: расчет и риск» - М.: Инфра-М, 1999.

10. Райзберг Б.Г.  «Азбука предпринимательства» - М.: Экономика, 1999.

11. Райзберг Б. А. Курс экономики: Учебное пособие. – М.: 2000.

12. Риски в современном бизнесе / [П. Г. Грабовый, С. Н. Петрова, С. И. Полтавцев и др.] - М. Аланс, 1999.

13. Ресурсы Интернета:

     www.finrisk.ru – управление финансовыми рисками, теория и практика.

14. Райзберг Б. А. Основы бизнеса: Учебное пособие. – М.: 2000.

15. Раицкий К. А. Экономика предприятия: Учебник. – М.: 1999.

16. Смирнов Э.А.  «Разработка управленческих решений» - М.: Юнити, 2000.

17. Управление финансовыми рисками / [И. Д. Сердюкова] Финансы - 99 - №12, с. 6-9.

18. Управление рисками как составная часть процесса управления активами и пассивами банка / [М. Л. Поморина] Банковское дело - 99 - №3, с. 12-17.

19. Управление риском» 2002 №2

20. Финансовый рынок: расчет и риск» Первозванский А.А. и Первозванская

Т.Н.

21 Финансовый менеджмент: теория и практика: Учебник / под ред. Е.С. 

     Стояновой. – Москва: Перспектива, 2002.

22. Финансовый бизнес» 2001 №1

23. Финансовый бизнес» 2002 №2

24.  Хизрич Р., Питерс М. «Предпринимательство или Как завести собственное дело и добиться успеха.» Пер. с англ., - М.:,Прогресс-Универс, 1998

25..Шумпетер Й. «Теория экономического развития» Пер. с нем. - М.:   

     Прогресс, 1998.

26. Шахов В. В. Страхование: Учебник. – М.: 1999.

27. Шуляк «Финансы предприятия», 2002

28. Экономика и жизнь 1993-№51.с.8.


* Дж. К. Ван Хорн. Основы управления финансами.– М.: Финансы и статистика, 1996, с.391-392.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.