Рефераты. Основные концепции регулирования денежно-кредитных отношений на макроуровне

- бумажные знаки стоимости, то есть кредитные деньги (банковские билеты);

- казначейские билеты;

- разменные монеты.

Эмиссионный механизм включает в себя порядок выпуска и изъятия денег из оборота, денежной эмиссии и обеспечения выпускаемых в оборот денежных знаков. В соответствии с этим поступление новых денежных знаков (безналичных и наличных) в хозяйственный оборот возможно только в результате проведения банками кредитных операций.

Исключительное право выпуска наличных денег принадлежит обычно центральному банку. Так, например, Национальный банк Республики Беларусь осуществляет эмиссию банкнот и монет в форме выпуска их в обращение путем продажи банкам через свои расчетно-кассовые центры.

Безналичные деньги выпускаются коммерческими банками в процессе совершения кредитных операций. При этом центральный банк поддерживает коммерческие банки ресурсами – рефинансирует их в целях поддержания ликвидности и для устойчивости денежного обращения.

Изъятие наличных денег происходит при сдаче (продаже) денежной наличности (обычно коммерческими банками) в расчетно-кассовые центры центрального банка. Изъятие безналичных денег из оборота возможно при погашении ссуд. Эластичность денежного оборота заключается в том, что при необходимости денежный оборот расширяется в соответствии с потребностями экономики в денежных средствах или сокращается с уменьшением этих потребностей.

Принцип обеспеченности выпускаемых в оборот денежных знаков означает поддержку находящимися в активах банков товарно-материальными ценностями, золотом, другими драгоценными металлами, свободно конвертируемой валютой, ценными бумагами и другими обязательствами.

В Банковском кодексе Республики Беларусь (2000 г.) подчеркивается, что банкноты и монеты, выпущенные в обращение Национальным банком, являются безусловным его обязательством. Они обеспечиваются всеми его активами, обязательны к приему по нарицательной стоимости при всех видах платежей, для зачисления на счета, во вклады (депозиты) [4, с.157].

Структура денежного оборота как элемента денежной системы может рассматриваться прежде всего как соотношение наличного денежного обращения и безналичного денежного оборота. Государство в законодательном порядке определяет порядок наличного и безналичного денежного оборота.

Национальный банк в соответствии с законодательством регламентирует организацию наличного денежного обращения, устанавливает:

- порядок ведения кассовых операций и работы банков с денежной наличностью, меры ответственности за их нарушение;

- правила хранения, инкассации и перевозки денежной наличности и других ценностей;

- правила осуществления эмиссионно-кассовых операций;

- порядок определения признаков платежности наличных денег, замены ветхих и поврежденных банкнот и монет, а также их уничтожения.

В области безналичного денежного оборота Национальный банк определяет:

- основные принципы построения платежных систем и порядок их применения;

- правила банковских переводов;

- формы безналичных расчетов;

- стандарты платежных инструментов и т. д.

Важное значение в структуре денежного оборота имеет соотношение сумм денежных знаков различного достоинства в общей массе наличных денег, находящихся в обращении, то есть купюрное строение наличной денежной массы. С увеличением доходов населения, ростом цен обычно повышается доля купюр более высокого достоинства.

Порядок установления валютного курса (котировка валют) – определение соотношения между денежными единицами (валютами) разных стран. Валютный курс характеризует «цену» денежной единицы одной страны, выраженную в денежных единицах других стран. Основой для котировки является покупательная способность национальных валют, а также спрос и предложение той или иной валюты на валютных рынках. Национальный банк Республики Беларусь активно использует валютный курс белорусского рубля при проведении денежно-кредитной политики. Этот инструмент денежно-кредитной политики отличается большой гибкостью и эффективностью. Так, можно заметить, что на протяжении 2010 г. валютный курс белорусского рубля подвергался регулярным корректировкам со стороны Национального банка (табл. 1). Этого требовало, прежде всего, функционирование национальной экономики в условиях мирового финансово-экономического кризиса и изменчивости курсов ведущих мировых валют.


Таблица 1 Динамика курса белорусского рубля в 2010 г.

Период

Средний официальный курс белорусского

рубля по отношению к:

российскому

доллару США

 евро

рублю

1

2

3

4

январь

 95,65

 2 856,00

 4 081,58

февраль

 96,17

 2 903,02

 3 980,75

январь – февраль

 95,91

 2 879,41

 4 030,85

март

 100,11

 2 961,29

 4 021,66

январь – март

 97,29

 2 906,45

 4 027,78

1

2

3

4

апрель

 101,68

 2 969,70

 3 986,20

январь – апрель

 98,37

 2 922,14

 4 017,35

май

 98,45

 2 987,79

 3 765,77

январь – май

 98,39

 2 935,15

 3 965,72

июнь

 96,65

 3 014,13

 3 683,24

апрель – июнь

 98,91

 2 990,48

 3 809,61

январь – июнь

 98,09

 2 948,17

 3 917,18

июль

 97,66

 2 998,18

 3 814,94

январь – июль

 98,03

 2 955,26

 3 902,41

август

 98,55

 2 990,23

 3 866,06

январь – август

 98,10

 2 959,61

 3 897,85

Денежно-кредитная политика в 2006 – 2010 годах направлена на достижение и поддержание с помощью монетарных инструментов, наряду с другими мерами экономической политики, низких темпов инфляции, относительной стабильности национальной валюты как важнейшего условия обеспечения устойчивого экономического роста и повышения реальных денежных доходов населения и субъектов хозяйствования [14].

Денежно-кредитная политика Беларуси в 2010 году направлена на поддержку внешней и внутренней сбалансированности экономики страны как важнейшего условия ее стабильного развития, что находится в полном соответствии с Основными направлениями денежно-кредитной политики Республики Беларусь на 2010 год.

Этот документ разработан в увязке с прогнозом социально-экономического развития и проектом бюджета страны на очередной год. Он определяет основные задачи и инструменты монетарной политики, перспективы развития банковского сектора и платежной системы, международного сотрудничества в банковской сфере.

В соответствии с основными направлениями в 2010 году сохранится действующая в настоящее время система привязки курса белорусского рубля к корзине из трех иностранных валют (евро, доллар США и российский рубль) в рамках коридора колебаний плюс/минус 10% от центрального значения. При этом центральное значение стоимости корзины валют на 2010 год устанавливается на уровне ее стоимости, фактически сложившейся к концу предыдущего, 2009 года.

Следует отметить, что с учетом действующих и прогнозируемых внешних и внутренних экономических факторов Национальный банк не предполагает существенных изменений стоимости корзины иностранных валют по отношению к ее действующему в настоящее время уровню ни до конца текущего, ни в начале 2010 года.

В рамках дальнейшего укрепления финансовой стабильности и с учетом ожидаемого прироста цен в следующем году на уровне не более 8-10% основными направлениями предусматривается снижение ставки рефинансирования к концу 2010 года до 9-12% годовых. Стоимость кредитов банков к этому времени снизится в среднем до 12-15% годовых, а доходность рублевых депозитов в 10-13% годовых позволит сохранить их высокую привлекательность и существенно увеличить вклады физических и юридических лиц в банках. Ставка рефинансирование является одним из основных инструментов денежно-кредитной политики Национального банка Республики Беларусь. Так за последние 3 года она изменялась 13 раз (табл. 2).



Таблица 2 Ставка рефинансирования


Следующим важным инструментом проведения денежно-кредитной политики в Республики Беларусь является установление нормы обязательного резервирования. На основе анализа табл. 3 можно отметить, что в настоящее время данный показатель находится на относительно невысоком уровне по всем позициям, что обеспечивает рост предложения денег в национальной экономике Республики Беларусь и удовлетворение потребностей растущей экономики.

Основные параметры развития банковского сектора, в первую очередь объем предоставляемых предприятиям и населению кредитных ресурсов, соответствуют динамике макроэкономических показателей и обеспечивают дальнейшее повышение роли банковской системы в социально-экономическом развитии страны.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.