Рефераты. Организация безналичных расчетов в современных условиях и проблемы их совершенствования

Организация безналичных расчетов в современных условиях и проблемы их совершенствования

Содержание


Введение

1. Безналичные расчеты как средство обеспечения денежных обязательств

1.1 Сущность, правовая природа и принципы организации безналичных расчетов

1.2 Структура расчетных правоотношений

1.3 Основы организации безналичных расчетов

2. Анализ рынка безналичных средств в РФ

2.1 Доля безналичных средств в общей денежной массе

2.2 Анализ рынка платежных карт

3. Развитие и совершенствование системы безналичных расчетов в современных условиях

3.1 Пластиковые карты, как одна из основ системы электронных расчетов

3.2 Управление банковскими счетами через Интернет (Интернет-банкинг)

3.3 Электронные платежные системы в банковском бизнесе

3.4 Проблемы совершенствования безналичных платежей

Заключение

Список литературы



Введение

Актуальность темы связана с тем, что в настоящее время обозначилась острая потребность в изучении и внедрении всеми участниками рыночных отношений механизмов функционирования новых форм безналичных расчетов. Безналичные расчеты приобретают особую актуальность в условиях перехода к рыночной экономике, поскольку позволяют заметно увеличить эффективность банковской деятельности и снизить до минимума затраты на банковские операции.

Своей целью курсовая работа имела – исследовать действующие в настоящее время формы безналичных расчетов, выявить существующие проблемы и перспективы развития.

Для достижения этой цели в работе решается ряд промежуточных задач:

·     определена экономическая сущность и принципы осуществления безналичных расчетов;

·     исследована динамика и тенденции современного рынка безналичных расчетов;

·     выявлены особенности развития безналичных расчетов на современном этапе;

·     обозначены проблемы совершенствования безналичных расчетов и предложены пути их решения.

Объект исследования – безналичные расчеты, осуществляемые банком. Предмет исследования – операции по безналичным расчетам.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав и заключения. В первой главе исследуется организация безналичных расчетов в современных условиях, их экономическая сущность, принципы и формы. Во второй главе проводится анализ рынка безналичных расчетов и рынка платежных карт. В третьей главе будут обозначены современные электронные формы расчета, такие как пластиковые карты и элементы дистанционного обслуживания банковских клиентов, на основе, найденных в ходе написания курсовой, данных рассмотрим проблемы связанные с электронными банковскими системами – рискованность, сложность и т.д.


1. Безналичные расчеты как средство обеспечения денежных обязательств


1.1 Сущность, правовая природа и принципы организации безналичных расчетов


Одной из базовых структур рыночной экономики является платежный механизм, который делится на налично-денежный и безналичный. Безналичный платежный оборот в России составляет более 60%, в экономически развитых странах – до 90%. [9 – 583 с.].

Безналичный платежный оборот осуществляется в виде записей по счетам плательщиков и получателей денежных средств или путем зачетов взаимных требований. Именно широкое развитие безналичных расчетов обусловило необходимость установления связей между банками и превращения их в банковскую систему.

В соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России является органом, координирующим, регулирующим и лицензирующим организацию расчетных, в том числе клиринговых, систем в Российской Федерации, устанавливает правила, формы, сроки и стандарты осуществления безналичных расчетов, осуществляет межбанковские расчеты через свои учреждения.

В результате исследования, проведенного в ходе выполнения курсовой работы, установлены следующие принципы организации безналичных расчетов:

1)  правовой режим осуществления расчетов и платежей;

2)  осуществление расчетов по банковским счетам, которые должны быть у получателя, поставщика и плательщика. Для расчетного обслуживания заключается договор банковского счета между клиентом и банком, а банки и другие кредитные учреждения открывают корреспондентские счета друг у друга для проведения расчетов между собой;

3)                обеспечение ликвидности и платежеспособности участников расчетных отношений. Это необходимое условие своевременного выполнения долговых обязательств;

4)                наличие согласия (акцепта) плательщика на платеж. Механизмом реализации этого принципа является оформление соответствующего платежного документа – чека, векселя, платежного поручения или специального акцепта документов – платежных требований – поручений, платежных требований, переводных векселей, выписанных получателем средств;

5)                срочность платежа. Этот принцип относится не только к периоду оплаты счетов за товары и услуги, но и ко времени выполнения расчетных операций банками;

6)                контроль субъектов расчетных отношений за своевременностью и правильностью совершения расчетов. С этим принципом тесно связан принцип имущественной ответственности за соблюдение договорных условий в форме возмещения убытков, уплаты штрафа, пени и т.п. в случае нарушения договорных обязательств.

 

1.2 Структура расчетных правоотношений


Структура расчетных правоотношений:

1.                Объектом правоотношений являются денежные средства клиента кредитной организации;

2.                Содержание как совокупность прав и корреспондирующих им обязанностей субъектов. [5].

Субъектами указанных правоотношений являются:

1)                плательщик и получатель средств;

2)                кредитные организации, обслуживающие плательщика и получателя денежных средств;

3)                учреждение, через которые проходит платеж:

a)                расчетная сеть ЦБ РФ;

b)                кредитные организации;

c)                 клиринговые центры (финансовые дома).

Далее необходимо разобраться с правами и обязанностями, возникающими в безналичных расчетных правоотношениях, сторон.

Основными правомочиями плательщика и получателя средств являются:

1)                право свободно выбирать форму расчетов и закреплять ее в договорах с кредитными организациями;

2)                право осуществлять зачет взаимных требований, как посредством кредитных организаций, так и минуя их:

3)                право давать обязательные к исполнению банками распоряжения о перечислении денежных средств;

4)                право предъявлять претензии либо обращаться в суд в случае нарушения кредитными организациями порядка осуществления платежей, установленного законом либо договором.

При осуществлении расчетов клиент кредитной организации обязан:

1)                хранить денежные средства на банковском счете в кредитной организации на условиях и в порядке, определенных законом либо договором;

2)                выполнять требования нормативных актов, регулирующих отношения между банком и клиентом по осуществлению расчетов;

3)                правильно оформлять платежные документы;

4)                платить банку вознаграждение за осуществление расчетно-кассовых операций.

Основные права банков:

1)                рекомендовать клиенту наиболее выгодную форму осуществления расчетов;

2)                производить на основаниях, прямо предусмотренных законодательством, безакцептного и бесспорного списания средств со счета плательщика без согласия последнего;

3)                оказывать клиенту дополнительные консультационные услуги;

При осуществлении расчетных операций кредитные организации обязаны:

1)                вести банковские счета клиентов;

2)                исполнять требования нормативных актов, регулирующих отношения между банком и клиентом по осуществлению расчетов;

3)                не вмешиваться в договорные отношения клиентов;

4)                осуществлять банковские операции со счетов клиента только по его распоряжению (за исключение случаев безакцептного и бесспорного списания средств);

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.