Рефераты. Организации налично-денежных оборотов субъектов хозяйствования и основные направления ее совершенствования (на материалах Ивацевичского РАЙПО)

Целевые ориентиры денежно-кредитной политики, предусмотренные Основными направлениями на 2004 год, выполнены. Основными итогами денежно-кредитной политики Республики Беларусь в 2004 году явились: обеспечение устойчивости курса белорусского рубля по отношению к иностранным валютам, замедление инфляционных процессов, поддержание процентных ставок на уровнях, способствовавших увеличению сбережений в банковской системе и расширению кредитной поддержки банками экономики, развитие и укрепление банковской системы Республики Беларусь, рост ресурсов, собственного капитала и уставного фонда банков, эффективное, надежное и безопасное функционирование платежной системы [9,c.16].

Главным управлениям центрального аппарата Национального банка, главным управлениям Национального банка по областям и г.Минску и организациям Национального банка, банкам совместно с республиканскими органами государственного управления в 2005 году следует:

- продолжить работу по оптимизации активов и пассивов банков по следующим направлениям:

-диверсификация источников формирования ресурсов банков за счет повышения доли средств предприятий и населения в национальной и иностранных валютах, средств нерезидентов Республики Беларусь;

-осуществление долгосрочных кредитных проектов только при условии соблюдения норм ликвидного функционирования, в частности путем определения источников денежных средств, за счет которых будет осуществляться финансирование проектов;

-снижение удельного веса привлеченных средств с повышенным риском досрочного снятия;

-повышение доли активов, приносящих доход;

-снижение доли проблемных активов;

-расширение перечня современных банковских операций и услуг как в части привлечения средств в банки, так и в части их размещения;

-обеспечить рост уставного фонда и собственного капитала на 20 процентов, ресурсной базы - на 37 процентов;

-поддерживать долю проблемных (субстандартных, сомнительных и безнадежных) активов в активах, подверженных кредитному риску, на уровне, не превышающем 4,5 процента;

-содействовать привлечению банками иностранных инвестиций в экономику в размерах, определенных органами управления банков, с учетом рекомендаций Министерства экономики Республики Беларусь;

-обеспечить прирост валовых кредитов банков экономике на 35 процентов с учетом необходимости выполнения экономических нормативов ликвидного функционирования;

-принять необходимые меры по обеспечению роста средств физических лиц не менее чем в 1,4 раза и внести соответствующие изменения в комплексные программы по привлечению денежных средств населения и расширению спектра розничных банковских услуг на 2004 - 2005 годы [9,c.16].

 В целом же на долю налично-денежного оборота приходится малая часть всего денежного оборота. Однако научная и рациональная организация налично-денежного оборота имеет важное значение для решения многих социально-экономических проблем, так как сфере денежных отношений происходит окончательная реализация стоимости совокупного общественного продукта, произведенные товары получают общественное признание. В процессе реализации товаров устанавливается, на сколько производство удовлетворяет запросы личного потребления, что во многом определяет нормальную циркуляцию денег в стране и устойчивость их покупательной способности, т.е. оптимизирует количество наличных денег.


2. Организация обращения наличных денег в Республике Беларусь


Организация обращения наличных денег в Республике Беларусь осуществляется следующим образом.

Банк устанавливает по согласованию с исполнительным (или иным) органом управления (далее - руководитель) предприятия, предпринимателями, частными нотариусами ежегодно, как правило, в течение I квартала исходя из необходимости ускорения оборачиваемости денег и своевременного поступления их в банки порядок и сроки сдачи наличных денег, порядок использования наличных денег из выручки предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам, лимит остатка касс предприятиям [19,c.66].

Лимит остатка кассы не устанавливается предприятиям с круглосуточным режимом работы, религиозным организациям, предпринимателям, частным нотариусам, а также специализированным кооперативам, общественным организациям (объединениям), осуществляющим предпринимательскую деятельность, направленную только на решение уставных целей и задач в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Вся выручка (за исключением остатка фактической потребности в разменных наличных деньгах, но не более пяти базовых величин в расчете на одно рабочее место кассира) сдается в кассу этих предприятий, предпринимателям либо в банк, эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь в порядке и сроки, установленные банком [14,c.35].

Порядок и сроки сдачи выручки не устанавливаются предпринимателям-плательщикам единого налога в соответствии с законодательством Республики Беларусь независимо от использования ими наемного труда, осуществляющим деятельность с использованием кассовых суммирующих аппаратов или специальных компьютерных систем и ежемесячный размер выручки которых от деятельности, по которой уплачивается единый налог, не превышает сумму, эквивалентную 1000 (одной тысяче) базовых величин.

Банки не вправе отказать при обращении указанных предприятий, предпринимателей, частных нотариусов в установлении им лимитов остатков касс, порядка и сроков сдачи выручки, размера расходования наличных денег из выручки. Предприятия, предприниматели, частные нотариусы несут ответственность за превышение установленных лимитов остатков касс, порядка и сроков сдачи выручки, размера расходования наличных денег из выручки в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Для установления порядка и сроков сдачи наличных денег, размеров расходования выручки предприятиям, предпринимателям, частным нотариусам, а также лимитов остатка касс предприятиям в обслуживающий их банк представляется заявка (приложение В ) [14,c.35].

Заявка на установление лимита остатка кассы, порядка и сроков сдачи выручки и оформление разрешения на расходование наличных денег из выручки действительна в течение срока действия, указанного в решении банка.

Устанавливаются следующие сроки сдачи наличных денег:

ежедневно независимо от дня поступления выручки - для предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, расположенных в населенном пункте, где имеются банки или эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики Беларусь;

один раз в несколько дней, но не реже одного раза в 7 календарных дней - для предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, расположенных в населенном пункте, где нет банков или эксплуатационных предприятий Министерства связи Республики Беларусь, а также находящихся на отдаленном расстоянии от них, и для предприятий, предпринимателей, частных нотариусов, имеющих незначительные ежедневные либо периодические поступления наличных денег в кассы предприятий, предпринимателям, частным нотариусам [19,c.68].

В отдельных случаях, исходя из особенностей деятельности предприятия, предпринимателя, частного нотариуса по их обоснованному ходатайству решением руководителя банка устанавливаются другие сроки сдачи выручки. При этом учитывается необходимость ускорения оборачиваемости и своевременного поступления денег в банки, обеспечение сохранности, специфика работы предприятия, предпринимателя, частного нотариуса.

При образовании сверхлимитного остатка кассы наличные деньги должны быть сданы в банки независимо от установленного срока сдачи наличных денег.

В кассе предприятия, частного нотариуса, предпринимателя, которым установлен лимит остатка кассы, могут храниться наличные деньги в пределах лимитов остатка кассы независимо от установленного обслуживающим банком срока сдачи наличных денег [14,c.37].

При несовпадении дней работы предприятия, предпринимателя, частного нотариуса и банка (эксплуатационного предприятия Министерства связи Республики Беларусь) срок сдачи наличных денег не считается нарушенным при условии сдачи наличных денег в первый рабочий день банка (эксплуатационного предприятия Министерства связи Республики Беларусь).

Лимит остатка кассы устанавливается с учетом особенностей деятельности, режима работы, порядка и сроков сдачи наличных денег в банк, времени заезда инкассации, обеспечения сохранности и сокращения встречных перевозок наличных денег, среднедневной выручки, среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов).

Лимит остатка кассы устанавливается либо в пределах среднедневного прихода, либо среднедневного расхода, либо среднедневного прихода и среднедневного расхода наличных денег исходя из целесообразности, по усмотрению руководителя банка, с учетом специфики работы предприятия.

При установлении лимита остатка кассы не учитывается сумма выручки, поступившей от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), оплаченных в безналичном порядке посредством чеков из чековых книжек, расчетных чеков, банковских пластиковых карточек и других форм безналичных расчетов.

При этом для предприятий устанавливается следующий лимит остатка кассы:

имеющих выручку и сдающих наличные деньги в банки или эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики Беларусь ежедневно в конце рабочего дня - в размерах, необходимых для обеспечения работы предприятия с начала следующего рабочего дня;

имеющих выручку и сдающих наличные деньги в банки или эксплуатационные предприятия Министерства связи Республики Беларусь в течение рабочего дня либо не ежедневно - в зависимости от установленных порядка, сроков сдачи и суммы выручки;

не имеющих выручки - в пределах среднедневного расхода наличных денег (кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов);

не имеющих иных кассовых оборотов, кроме расходов на оплату труда, стипендий, пенсий, пособий, дивидендов, - исходя из целесообразности по усмотрению руководителя банка;

вновь созданных или планирующих рост поступлений выручки, увеличение расхода наличных денег - исходя из прогнозируемых ими данных с последующим пересмотром по фактически сложившимся оборотам за 1 - 3 месяца работы.

В отдельных случаях, учитывая особенности деятельности предприятия и на основании обоснованного ходатайства, по решению руководителя банка может устанавливаться лимит остатка кассы предприятия в размерах, превышающих нормы, установленные настоящим пунктом[14,c.38].

Лимит остатка кассы устанавливается по времени на конец рабочего дня предприятий, их подразделений (Приложение Г). Наличные деньги, полученные от продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) в конце рабочего дня после заезда инкассаторов, сдачи выручки самостоятельно, не являются сверхлимитными в случае документального подтверждения времени продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг) и сдачи их на следующий рабочий день банка либо эксплуатационного предприятия Министерства связи Республики Беларусь. При этом учитывается время на подготовку и формирование инкассаторской сумки, выписку соответствующих сопроводительных документов и их последующую передачу службе инкассации, а также подготовку выручки для последующей сдачи в банк, эксплуатационным предприятиям Министерства связи Республики Беларусь.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.