Если рассматривать структуру финансирования инвестиций подробнее, можно увидеть, что 80 % направляются в добывающие отрасли и только 20 % — в обрабатывающие. Таковы печальные итоги применения гл. 25 НК РФ.
Возникает парадокс: государство приглашает и стимулирует западных инвесторов, а инвестиционную активность своих работодателей и предпринимателей не поощряет. А свои в результате попали в зависимость от иностранных банков, причем некоторые кредиты были получены под гарантию государства. Именно данное обстоятельство привело к ситуации, способствующей проникновению в нашу страну кризиса из США и Западной Европы.
В период кризиса в России был принят ряд срочных мер. Одной из них стало снижение ставки налога на прибыль с 24 до 20 % за счет части, поступающей в федеральный бюджет, а также возможность для регионов снижать ставку не на 4,0 а на 4,5 %. В разряд антикризисных мер входит и изменение порядка уплаты авансов по налогу на прибыль.
По налогу на прибыль увеличен норматив применения расходов на уплату процентов за пользование заемными средствами. Это решение принималось с учетом непростой ситуации, сложившейся на кредитном рынке.
Не отрицая полезность принятых мер, они все таки не недостаточны. Ведь сегодня налог снижен для всех. А предпочтение следовало бы отдать тем, кто инвестирует собственную прибыль в развитие производства.
Налог на доходы физических лиц. Введение НДФЛ вместо подоходного налога и установление единой для всех ставки 13 % вызвало резкий рост поступлений от этого вида налога. Сейчас, с началом кризиса, многие специалисты добиваются возврата принятого в большинстве стран налога с прогрессивной шкалой. По их прогнозам, это поможет в какой-то степени сгладить противоречия в обществе, перераспределив доходы. К сожалению, столь простым способом, как введение прогрессивного налога на доходы физических лиц, уменьшить расслоение общества и добиться справедливости в налогообложении не удастся. Можно уверенно сказать лишь одно: наиболее пострадавшим окажется средний класс. Тем более что у нас не существует закона, позволяющего контролировать соответствие расходов граждан их доходам. Обязанность налоговой службы — контролировать крупные расходы граждан и, соответственно, их доходы — исчезла из НК РФ, хотя такой закон есть почти во всех развитых странах. Он необходим не только для обеспечения справедливости налогообложения, но и для эффективной борьбы с коррупцией [38, с.51].
3.2 Реформирование ЕСН
С 1 января 2010 года отменен ЕСН и введены страховые взносы, в соответствии с Федеральным законом № 212 от 24.06.2009 года с 1 января 2010 года. Необходимо изучить каким образом данное законодательство повлияет на налоговую нагрузку предприятия в целом.
Совершенствование законодательных актов в части ЕСН явилось мерой необходимой, так как российская система пенсионного, медицинского и социального страхования пребывает в глубоком кризисе уже несколько лет. Достаточно сказать, что дефицит бюджета того же Пенсионного фонда ежегодно составляет несколько десятков миллиардов рублей. Немногим лучше в других внебюджетных фондах. Например, по итогам 2008 года расходы Федерального фонда обязательного медицинского страхования превысили доходы на 6 миллиардов рублей. Более благополучна ситуация в Фонде социального страхования. Однако и в нем начиная с 2007 года наблюдается устойчивый дефицит средств. И дело не в том, что покрывать эти дыры вынужден федеральный бюджет. А в том, что нарушается главный принцип всей системы социальной защиты - его страховая сущность. А значит, делает эту систему весьма неустойчивой в условиях кризиса. Повышение пенсий обеспечивается за счет госбюджета - то есть за счет сбора всех видов доходов бюджета [35, с. 2].
Простым повышением зарплатных налогов ситуацию с низкими пенсиями все равно не решить. По всей видимости, государству придется в очередной раз начинать реформу социальной сферы. Сделать это в условиях кризиса будет непросто. Но зато именно он может стать мотивацией для правительства к переходу от простых латаний социальных дыр к исправлению ранее допущенных в ходе пенсионной реформы и реформы социального страхования ошибок.
С начала 2010 года вступил в силу Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», ( принятый для реализации очередного этапа совершенствования пенсионной системы РФ.
Основные положения данного закона:
Налогоплательщики:
– лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (организации, индивидуальные предприниматели, а также физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями);
– плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и вознаграждения физическим лицам (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой).
Объект налогообложения:
– Для организаций и предпринимателей — это выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки.
– Для физических лиц — это выплаты и иные вознаграждения по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, выплачиваемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц.
Не относятся к объекту обложения страховыми взносами выплаты и вознаграждения, производимые в рамках гражданско-правовых договоров, предметом которых является переход права собственности или иных вещных прав на имущество (имущественные права), и договоров, связанных с передачей в пользование имущества (имущественных прав), за исключением договоров авторского заказа, договоров об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы.
Налоговая база:
База для начисления взносов для организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц.
База для начисления страховых взносов в отношении каждого физического лица устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С выплат, превышающих 415 тыс. рублей, страховые взносы не взимаются. Предельная величина базы для начисления страховых взносов подлежит ежегодной индексации. Размер индексации должен определяться правительством России. Норма вступит в силу 1 января 2011 года.
Не включена в перечень выплат, не подлежащих обложению страховыми взносами, компенсация заисключением неиспользованный отпуск. А для некоторых выплат, включенных в перечень, предусмотрены ограничения: так, в частности, выплата единовременной материальной помощи работникам (родителям, усыновителям, опекунам) при рождении (усыновлении) ребенка должна производиться в течение первого года после рождения (усыновления) ребенка.
Налоговым периодом признается календарный год. Отчетными периодами являются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Налоговые ставки:
С 1 января 2010 года тарифов страховые взносы устанавливаются в государственные внебюджетные фонды в размере действующей ставки ЕСН - 26 %. Так, размер взноса в Пенсионный фонд РФ составит 20 %, в Фонд социального страхования - 2,9 % и Фонды обязательного медицинского страхования - 3,1 %.
Однако с 1 января 2011 года страховые взносы будут повышены: в ПФРФ - до 26 %, в ФОМС - до 5,1 %. Взнос в ФСС останется в размере 2,9 %. Таким образом, общая ставка по страховым взносам возрастет до 34 %.
Для работодателей база для начисления страховых взносов на каждое физическое лицо устанавливается в сумме, не превышающей 415 тыс. рублей нарастающим итогом с начала расчетного периода. С сумм выплат, превышающих 415 тыс. рублей, страховые взносы взиматься не будут. Данную предельную величину предлагается ежегодно индексировать в соответствии с ростом средней заработной платы.
Действующие льготы по уплате ЕСН не будут распространяться на страховые взносы.
Но они будут сохраняться в 2010 году для сельхозпроизводителей (тарифы страховых взносов в ПФРФ, ФСС и ФОМС сохраняются в размере действующих ставок ЕСН), организаций и индивидуальных предпринимателей, имеющих статус резидента технико-внедренческой особой экономической зоны (устанавливаются только страховые взносы в ПФРФ в размере 14 %), уплачивающих единый сельскохозяйственный налог (только взносы в ПФРФ в размере 10,3 %), применяющих упрощенную систему налогообложения, а также уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (только взносы в ПФРФ в размере 14 %), плательщиков страховых взносов, использующих труд инвалидов (только взносы в ПФРФ в размере 14 %).
Кроме того, для части этих категорий плательщиков предусматривается постепенное повышение тарифов страховых взносов в течение 2011-2014 годов: в ПФРФ в 2011-2011 годах - до 16 %, в 2013-2014 годах - до 21 %; в ФСС - до 1,9 % и 2,4 %; в ФФОМС - до 1,1 % и 1,6 %; в ТФОМС - до 1,2 % и 2,1 % соответственно. Предусматривается также компенсация выпадающих в 2011-2014 годах доходов бюджетов внебюджетных фондов в связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов за счет трансфертов из федерального бюджета. В 2010 году такая компенсация предусматривается только в отношении бюджета ПФР. Приведем тарифы на следующие периоды в таблице 9 для предприятий общей системы налогообложения и спецрежимах.
Таблица 9 – Размеры тарифов страховых взносов на 2009 – 2015 гг.
Фонд
Организация
2009-2010, %
2011-2012,%
2013-2014,%
2015,%
ПФР
на обычной системе налогообложения
20
26
на спецрежимах
14
16
21
ФСС
2,9
-
1,9
2,4
ФФОМС
1,1
2,1
1,6
ТФОМС
2
3
1,2
Итого
34
20,2
27,1
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13