Рефераты. Негосударственные пенсионные фонды на российском финансовом рынке

Адрес: 123100, г. Москва, Краснопресненская наб., д.6.


2.6 Показатели и достижения фонда

Более 1,4 млн. клиентов - общее количество застрахованных лиц и участников НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ".

312 тыс. человек обратились за формированием накопительной части пенсии в 2009 году - это наивысшее достижение среди НПФ.

Имущество для обеспечения уставной деятельности (ИОУД) НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" составляет 21,5 млрд. руб. 

Динамика прироста клиентской базы НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" представлена на рис. 1.


Рис. 1. Динамика прироста клиентской базы НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ"


Свыше 40 000 пенсионеров получают в НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" негосударственную пенсию. Более 690 млн. рублей составил общий объем пенсионных выплат в 2009 году.

69,7% - накопленная доходность инвестирования пенсионных накоплений в период 2005-2009 г.г.

11,37% - среднегодовая доходность инвестирования пенсионных накоплений в 2005-2009 годах.

Накопленная доходность инвестирования средств пенсионных накоплений НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" в сравнении с аналогичным показателем ПФР представлена на рис. 2.

Рис. 2. Накопленная доходность инвестирования средств пенсионных накоплений НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" в сравнении с аналогичным показателем ПФР

Более 45,5 млрд. рублей - объем собственного имущества НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ".

Свыше 684,7 млн. рублей - совокупный вклад учредителей НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ".

57 городов 49 регионов - охват филиальной сети НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ".

"A++" - наивысший рейтинг надежности, присвоен рейтинговым агентством "Эксперт РА".

"ААА" - наивысший рейтинг надежности, присвоен "Национальным рейтинговым агентством".

Динамика роста пенсионных накоплений под управлением НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" (млн. руб.) представлена на рис. 3.


Рис. 3. Динамика роста пенсионных накоплений под управлением НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" (млн. руб.)


На 31.03.2010 г. объем пенсионных накоплений под управлением НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" составляет 16,6 млрд. руб., объем пенсионных резервов - 12,8 млрд. руб.

2.7 Инвестиционная политика фонда

В основе инвестиционной политики НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» лежит стратегия получения стабильного дохода при минимальном уровне риска. На практике это значит, что доля акций (то есть инструментов с рыночными рисками) в инвестиционном портфеле ограничена размерами фиксированного дохода, который Фонд получит за счет инвестирования в инструменты с фиксированной доходностью – то есть в облигации и банковские депозиты. На 31.12.09г. доля акций составляет 9,9 % от инвестиционного портфеля. Это расчетная величина, которая позволила Фонду свести к практическому минимуму риск убытков.

Структура пенсионных накоплений НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ" на 01.04.10г. представлена на рис. 4.

Рис. 4. Структура пенсионных накоплений НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ"
на 01.04.10г.


Накопленная доходность инвестирования средств пенсионных накоплений НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ представлена на рис. 5.

 

 

Рис. 5. Накопленная доходность инвестирования средств пенсионных накоплений НПФ "ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ

 

Такая политика делает услуги НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» более выгодными по сравнению с недавно созданным «расширенным инвестиционным портфелем» государственной управляющей компании – Внешэкономбанка. Ведь для ВЭБа остался недоступным самый высокодоходный (особенно в период «послекризисного» роста) финансовый инструмент – акции российских эмитентов. Таким образом, в средне- и долгосрочной перспективе доходность Внешэкономбанка будет, скорее всего, существенно ниже, чем доходность НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ».

Средства НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» инвестируются в акции и облигации самых надежных российских компаний: «ЛУКОЙЛ», «Газпром», «Роснефть», «Норильский никель», «Татнефть», «Вымпелком», «Сбербанк» «РЖД» и других. Эти акции и облигации обладают наивысшей степенью надежности и входят в первый котировальный список российской фондовой биржи ММВБ. Банки, на депозитах которых размещаются пенсионные средства, также являются самыми надежными в стране: это «Сбербанк», «Газпромбанк», «ВТБ», «Петрокоммерц», «ТрансКредитБанк» и другие.

Эффективное использование возможностей, предоставляемых законодательством, а также сбалансированная инвестиционная политика позволяют НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ» демонстрировать высокую доходность, что дает основание будущим пенсионерам – клиентам Фонда – уверенно смотреть в будущее.

Все инвестиции осуществляются в соответствии с принципами и ограничениями, изложенными в действующем законодательстве Российской Федерации.

#"#_ftn8" name="_ftnref8" title="">[8]

 стоимость пенсионных резервов, размещенных в один объект, не может превышать 20 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов;

 общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в эмиссионные ценные бумаги, не имеющие признаваемых котировок, не должна превышать 20 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов;

 общая стоимость пенсионных резервов, размещенных в ценные бумаги, выпущенные учредителями и вкладчиками фонда, не должна превышать 30 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов;

 в федеральные государственные ценные бумаги допускается размещать суммарно не более 50 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов, за исключением случаев их получения в результате проведения новации;

 в государственные ценные бумаги субъектов Российской Федерации и муниципальные ценные бумаги допускается размещать суммарно не более 50 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов;

 в акции и облигации предприятий и организаций допускается размещать суммарно не более 50 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов;

 в векселя допускается размещать не более 50 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов;

 в банковские вклады и недвижимость допускается размещать суммарно не более 50 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов.

Средства пенсионных резервов, предназначенные для выполнения текущих обязательств по выплатам участникам и находящиеся на банковских счетах фонда, не должны превышать размера обязательств по выплатам на ближайшие три месяца.

По виду доходности вложения, в которые размещаются пенсионные резервы, разделяются на:

 вложения с установленной доходностью - вложения, доходность которых известна в момент приобретения (облигации, банковские депозиты, векселя и т.п.);

 вложения с рыночной доходностью - вложения, доходность которых определяется конъюнктурой рынка (акции и т.п.).

Во вложения с установленной доходностью должно размещаться не менее 50 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов.

По степени риска объекты размещения пенсионных резервов разделяются на следующие объекты вложения:

 безрисковые объекты вложения, для которых риск потери активов не превышает 10 процентов;

 объекты вложения минимального риска, для которых риск потери активов составляет от 10 до 25 процентов;

 объекты вложения повышенного риска, для которых риск потери активов составляет от 25 до 50 процентов;

 рискованные объекты вложения, для которых риск потери активов превышает 50 процентов;

При размещении пенсионных резервов наряду с ограничениями по составу и виду доходности должны соблюдаться следующие ограничения по степени риска объектов размещения:

 в объекты вложения повышенного риска и в рискованные объекты вложения - суммарно не более 20 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов фондов;

 в рискованные объекты вложения - не более 10 процентов стоимости размещенных пенсионных резервов фондов.

Основными объектами размещения пенсионных средств негосударственных пенсионных фондов на сегодняшний день являются:

 Инвестиции в акции предприятий. При этом НПФ часто используются «материнскими» предприятиями для продажи фонду собственных акций, а также размещения средств фонда в акциях компаний, интересующих создавшую НПФ структуру. Это позволяет установить определенный контроль за деятельностью приобретаемых предприятий;

 Инвестирование в долговые ценные бумаги, прежде всего долгосрочные, позволяющие реализовать преимущества накопленных в фондах «длинных денег».[9]


3.2 Механизм взаимодействия Банка и НПФ

Негосударственные пенсионные фонды представляют для больший интерес в качестве клиентов. Это обусловлено тем, что они имеют в своем распоряжении «длинные деньги». При этом основной их задачей является не столько увеличение, сколько сохранение пенсионных взносов вкладчиков фонда для обеспечения пенсионных выплат в будущем. Основными направлениями взаимодействия Банка и НПФ можно считать:

 расчетно-кассовое обслуживание;

 инвестиционное обслуживание.

Основной интерес представляет инвестиционное обслуживание НПФ. Его можно разделить на:

 Инвестиционное консультирование;

 Брокерское обслуживание;

 Управление инвестиционным портфелем НПФ;

 Контроль за соблюдением накладываемых на структуру инвестиционного портфеля НПФ требований и ограничений;

 Создание специальных фондов вложений, готовых обеспечить пенсионным фондам разумную доходность вложений при незначительном риске;

 Привлечение средств негосударственных пенсионных фондов по договору доверительного управления, с целью управления, в виде пакетов ценных бумаг, принадлежащих на правах собственности НПФ.[10]

Особую актуальность в этой связи представляют услуги, которые могут оказываться пенсионным фондам со стороны управляющей компании ПИФ и спецдепозитария.

Основными положениями, которые могут повлиять на организацию бизнеса с пенсионными фондами, являются:

 В новой редакции закона Пенсионный фонд лишается монополии на средства пенсионных отчислений;

 Дума обязалась дополнить его положениями, необходимыми для «полноправного включения в систему обязательного накопительного пенсионного страхования уполномоченных негосударственных пенсионных фондов». Подключение НПФ к обязательной системе пенсионного страхования планируется в 2004 г.;

 Ужесточается порядок инвестирования средств НПФ в иностранные государственные и корпоративные бумаги. Управляющие компании смогут покупать их только в виде паев индексных инвестиционных фондов.

 Обсуждается вопрос об исключении инструментов срочного рынка из перечня разрешенных объектов инвестирования НПФ.[11]

Среди планируемых мер по поддержки системы негосударственного пенсионного обеспечения можно выделить:

 планируемое освобождение от всех видов налогообложения пенсионных взносов предприятий в негосударственные пенсионные фонды, а также операций, связанных с размещением пенсионных резервов;

 исключение из облагаемой подоходным налогом базы взносов граждан на дополнительное добровольное пенсионное страхование, осуществляемое как через негосударственные пенсионные фонды, так и через страховые компании.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

1. Ресурсы, находящиеся в распоряжении негосударственных пенсионных фондов, имеют ярко выраженную тенденцию к росту.

2. Система НПФ находится на стадии своего начального формирования, в связи с чем для управляющей компании, созданной Банком целесообразно выбрать наиболее агрессивную политику по захвату рынка и оказания услуг этим участникам РЦБ.

3. Необходимо активизировать деятельность по привлечению НПФ из первой сотни по объему инвестиций (см. Приложение) к сотрудничеству с Группой по принципу «инвестиционного магазина» и, прежде всего, в областях:

 Депозитарного обслуживания в спецдепозитарии Банка;

 Брокерского обслуживания;

 Услуг доверительного управления.

4. Требования нормативных актов стимулируют НПФ к использованию не одного, а нескольких управляющих компаний в своей повседневной работе, в связи с чем шансы Управляющей компании Банка на этом рынке можно оценить как позитивные при соответствующей организации маркетинговой политики.

Крупнейшими корпоративными фондами являются НПФ «Газфонд», г. Москва; НПФ «ЛУКОЙЛ-ГАРАНТ», г. Москва; НПФ «Сургутнефтегаз», Ханты-Мансийский АО; НПФ «Электроэнергетики», г. Москва; НПФ «Уголь», г. Москва, созданные крупнейшими корпорациями топливно-энергетического комплекса и действующие в рамках предприятий, входящих в этот комплекс.[12]

Заключение


Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) представляют собой форму некоммерческой организации социального обеспечения. Основные виды их деятельности – осуществление добровольного дополнительного пенсионного обеспечения, обязательного пенсионного и профессионального пенсионного страхования населения.

Добровольное дополнительное пенсионное обеспечение. Негосударственное пенсионное обеспечение во всем мире является одним из важнейших элементов социального обеспечения сотрудников, наряду с заработной платой, премиями и вознаграждением за период работы, медицинским страхованием и т.п.

Корпоративная пенсия является эффективным инструментом повышения лояльности персонала по отношению к компании, сравнимым по эффективности с заработной платой, поскольку ориентировано на удовлетворение во многом идентичных потребностей работника.

Однако заработная плата обеспечивает сегодняшний уровень жизни работника и ориентирована на такие потребности, как безопасное жилище, пища, поддержание социального уровня, опека близких и т.п., в то время как пенсия является материальной основой обеспечения их же, но в будущем. Условно говоря, пенсия представляет собой плату за сегодняшний труд работника, но отложенную на будущее. Размер этой будущей платы и условия ее получения существенно влияют на мотивацию работников уже сегодня, через посредство лояльности по отношению к своему работодателю и правительству.

С 2010 года в российской пенсионной системе произойдут корректировки, направленные на ее совершенствование, повышение уровня пенсионного обеспечения граждан и сбалансированность системы по доходам и расходам. Ряд соответствующих законов были подписаны 24 июля 2009 года Президентом Российской Федерации Дмитрием Медведевым.

В частности, произойдет замена единого социального налога на страховые взносы в государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, фонды – Федеральный и территориальные – обязательного медицинского страхования.

Законы вводят ряд механизмов, направленных на повышение уровня пенсионного обеспечения лиц старшего поколения и ликвидации бедности среди пенсионеров - валоризацию пенсионных прав, установление социальной помощи, если размер пенсии в совокупности с иными мерами социальной поддержки не обеспечивает пенсионеру прожиточный минимум в Российской Федерации, назначение пенсии по инвалидности не по степени ограничения способности к трудовой деятельности, а по группе инвалидности.

Изменится структура пенсии - базовая часть трудовой пенсии переводится в систему обязательного пенсионного страхования, финансируемую за счет страховых взносов, и индексируется в составе страховой части трудовой пенсии с учетом роста доходов Пенсионного фонда Российской Федерации в расчете на одного пенсионера.

С 1 января 2010 года вводится фиксированный базовый размер пенсии, который включается в состав страховой части трудовой пенсии. Фиксированный размер соответствует размерам базовых частей трудовой пенсии, установленных на 31.12.2009г. в зависимости от категории пенсионера и вида пенсии.

Список литературы

1. Галаганов В.П. Право социального обеспечения. – М.: Академия, 2009.

2. Горшков А.В. Право социального обеспечения. – М.: Омега-Л, 2009.

3. Денисова И.П. Социальная политика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009.

4. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения. Конспект лекций. – М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010.

5. Люлев Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования. //Вопросы экономики. - 2007. - №8.

6. Медведик В.П. Пенсионная реформа и негосударственные пенсионные фонды // Каротажник. - 2006. - № 1.

7. Минкина П. О путях повышения эффективности инвестирования средств пенсионных фондов // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 5.

8. Роик В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. – М.: МИК, 2007.

9. Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2008.

10. Чеховских И.А. Управление персоналом. В вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2010.

11. Шафигулин А.Р. Правовые основы пенсионной системы Российской Федерации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

12. Шибалкин Ю.А. Основы управления поведением персонала предприятия. Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2002.


[1] Медведик В.П. Пенсионная реформа и негосударственные пенсионные фонды // Каротажник. - 2006. - № 1. –С.11.

[2] Федоров Л.В. Пенсионный фонд Российской Федерации. – М.: Дашков и Ко, 2008. –С.89.

[3] Горшков А.В. Право социального обеспечения. – М.: Омега-Л, 2009.-С.56.


[4] Минкина П. О путях повышения эффективности инвестирования средств пенсионных фондов // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 5.-С.16.

[5] Денисова И.П. Социальная политика. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2009. –С.114.

[6] Галаганов В.П. Право социального обеспечения. – М.: Академия, 2009.-С.39.

[7] Шафигулин А.Р. Правовые основы пенсионной системы Российской Федерации. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.-С.146.


[8] Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения. Конспект лекций. – М.: Юрайт, ИД Юрайт, 2010.-С.73.

[9] Чеховских И.А. Управление персоналом. В вопросах и ответах. – М.: Эксмо, 2010. –С.18.

[10] Роик В.Д. Пенсионная система России. История, проблемы и пути совершенствования. – М.: МИК, 2007.-С.56.

[11] Минкина П. О путях повышения эффективности инвестирования средств пенсионных фондов // Рынок ценных бумаг. - 2008. - № 5.-С.14.

[12] Люлев Ю.Д. Российская пенсионная система и пути ее реформирования. //Вопросы экономики. - 2007. - №8.-С.12.


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.