вернуть на расчетный счет.
Если у предприятия, переплатившего НДС, есть долги перед бюджетом, то вернуть можно только сумму, оставшуюся после переплаты в счет погашения долгов.
Срок, установленный для фактического возврата предприятию переплаченного налога, - один месяц с момента получения налоговой инспекцией соответствующего заявления (п. 24 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 февраля 2001 г. № 5). Если налоговая инспекция нарушит этот срок, то ей придется заплатить предприятию проценты за каждый день просрочки, исходя из значения ставки рефинансирования Центрального банка РФ.
Положительная разница в пользу предприятия при расчетах с бюджетом по НДС может возникнуть не только в том случае, если налог был переплачен. При определенных условиях может сложиться и ситуация, при которой сумма налоговых вычетов превысит сумму НДС, начисленную предприятием к уплате в бюджет за налоговый период. В этом случае, согласно ст. 173 НК РФ, разница денежных средств подлежит возмещению налогоплательщику. Это правило утрачивает силу, если предприятие сдало декларацию позднее, чем через три года после окончания соответствующего налогового периода.
Порядок возмещения НДС определен ст. 176 НК РФ.
В течение трех месяцев, следующих за месяцем, в котором образовалась разница, налоговая инспекция имеет право самостоятельно зачесть ее в счет уплаты предприятием НДС или других налогов, пеней и штрафов, подлежащих зачислению в федеральный бюджет. По истечении трех месяцев сумма, которая не была зачтена, должна быть возвращена предприятию по соответствующему заявлению.
Налоговая инспекция должна принять решение о возврате денег в течение двух недель после получения заявления о возврате незачтенных средств и сразу передать это решение на исполнение в территориальное отделение федерального казначейства. На возврат денег на счет налогоплательщика отделению также дается две недели. Если же налоговая инспекция или федеральное казначейство нарушат сроки исполнения, на подлежащую возврату сумму начисляются проценты. Размер процентов составляет 1/360 ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день просрочки.
В 2005 году планируется введение качественно новой системы взаиморасчётов налогоплательщиков между собой и с бюджетом по НДС. Наряду с расчетным счетом будет действовать система специальных НДС – счетов. В настоящее время идёт активная дискуссия о последствиях введения этой системы. Высказываются самые различные предположения.
Многие считают, что после введения НДС – счетов уйти от уплаты НДС станет невозможно, но они, всегда находившие варианты ухода от уплаты налога, впали в состояние растерянности и пытаются найти хоть какое-то оправдание своему неприятию специальных счетов НДС, каждый раз выдумывая всевозможные «страшилки» о катастрофических последствиях введения такой формы взаиморасчётов по НДС.
На самом же деле всё обстоит гораздо проще.
Введение системы специальных счетов НДС со специальным режимом использования совершенно не изменяет правила ведения ни налогового, ни бухгалтерского учёта. Всё остаётся по-прежнему. Единственное отличие - техническое, имеется ввиду - для добросовестных налогоплательщиков, это подача в банк, для проведения расчётов с контрагентами вместо одного платёжного поручения – двух, причём вторым со специального счёта НДС перечисляются положенные к перечислению контрагенту суммы НДС или, чтобы, как говориться, не «морозить» средства, любые другие налоговые отчисления в бюджет (или обязательные отчисления во всевозможные фонды). Но есть «небольшое» последствие для недобросовестных налогоплательщиков – со специального счёта НДС наличными денежные средства снять невозможно, и перечислить их на текущий или расчетный счёт, чтобы опять таки снять наличные, тоже невозможно. И вот в чём причина такой активной пропаганды против введения системы специальных счетов НДС. Хотя, честно говоря, ни одного мало-мальски обоснованного аргумента против введения специальных счетов НДС так никто высказать и не смог. Все аргументы «против» основываются исключительно на виртуальных домыслах, не имеющих под собой никакой основы, кроме желания остановить введение системы. А аргументы «за» подтверждены реальным опытом Болгарии, на территории которой уже более года успешно действуют система специальных счетов НДС, которая введена по непосредственному настоянию предпринимательских структур. Полученный при этом эффект подтверждает необходимость и правильность такого шага: существенно упростилось администрирование НДС, все предпринимательские структуры получили равные конкурентные возможности (до этого те, кто уходил от уплаты НДС имели явные преимущества), а бюджет получил налоговых отчислений по НДС в 2,5 раза больше, чем до введения системы специальных счетов НДС. И это уже факты, а не домыслы. Что же касается вопроса – почему только в Болгарии применена система специальных счетов НДС – ответ прост – автор разработал её в июле 2000г., обнародована была в сентябре-октябре 2000г., а первая публикация в международном еженедельнике «Зеркало недели» «Наполовину больше бюджет – наполовину меньше налоги» © Вадима Эпштейна, состоялась в апреле 2001г. Болгария стала первой страной, внедрившей разработку на практике[38]. В дополнение следует особо отметить, что разработка системы специальных счетов НДС была выполнена для достижения следующих целей:
1. Существенно снизить налоговое давление на добропорядочных налогоплательщиков, компенсировав вероятные потери бюджета за счёт равномерного распределения налоговой нагрузки на всех, без исключения, плательщиков налогов.
2. Уровнять конкурентоспособности все субъектов предпринимательской деятельности.
3. Системно решить наболевшую проблему полагающегося возмещения НДС из бюджета.
4. Существенно упростить администрирование НДС
2.7.3 Отчетность по НДС
Отчетность по налогу на добавленную стоимость включает налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость, или, как ее еще называют, «основную декларацию», и налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость по налоговой ставке 0 % (или так называемую декларацию для экспортеров).
В связи со снижением ставки НДС появилась новая декларация по налогу. Все фирмы должны отчитываться по ней уже с января 2004 года.
Новая форма декларации по НДС утверждена приказом МНС от 20 ноября 2003 г. № БГ-3-03/644. На первый взгляд она значительно отличается от старого отчета. На каждом листе декларации появились штрих-коды и ограничительные линии для электронной обработки бланков. Однако при более детальном рассмотрении становится ясно, что революционных изменений не произошло.[39]
Титульный лист теперь занимает две, а не четыре страницы. В нем стало отражаться больше цифр, чем слов. Например, в ячейке «Вид документа» нужно проставить единицу, если декларация за отчетный период подается впервые. В случае сдачи уточненной декларации в этой ячейке ставится тройка. При этом через дробь указывается, какое по счету сдается уточнение.
В ячейке «Налоговый период» ставится цифра 1, если фирма отчитывается по месяцам, или цифра 3 в случае квартальной отчетности. Номер месяца или квартала указывается далее в одноименной ячейке.
После названия организации нужно написать ее основной государственный регистрационный номер (ОГРН).
Титульный лист, как и раньше, подписывают руководитель и главный бухгалтер. Если у этих лиц не указан ИНН, на следующей странице следует сообщить их личные данные (дату и место рождения, адрес, реквизиты паспорта, гражданство и т. д.). Причем если ИНН отсутствует и у главбуха, и у директора, то на каждого из них заполняется отдельный лист.
Разделы 1.1 и 1.2
В декларации появились два новых раздела. В них указываются итоговые суммы начисленного по всей декларации налога. При составлении отчета их следует заполнять последними. В разделе 1.1. общую сумму НДС показывают обычные налогоплательщики, а в разделе 1.2. – налоговые агенты. И те и другие должны отразить помимо суммы налога код бюджетной классификации и код ОКАТО. Кроме этого налоговые агенты должны сообщить сведения о лице, за которого они уплачивают налог. В частности, нужно указать его наименование, ИНН и КПП. В связи с этим те агенты, у которых было несколько «подопечных» партнеров, должны будут заполнить столько экземпляров раздела 1.2., за скольких лиц они платят налог.
Общая сумма налога рассчитывается в разделе 2.1 «Расчет общей суммы налога». Как и раньше, он состоит из трех частей:
– налогооблагаемые объекты;
– налоговые вычеты;
– расчеты по НДС за налоговый период.
Чиновники не только добавили в раздел 2.1 новую налоговую ставку, но и сохранили все прежние ставки. Теперь в декларации указаны 10, 18 и 20 процентов. А также три соответствующие им расчетные ставки (10/110, 18/118, 20/120).
Свое мнение о порядке исчисления и уплаты НДС в период перехода на новую ставку 18 процентов налоговики высказали в письме от 17 декабря 2003 г. № ОС-6-03/1316.
Как и раньше, в подразделе «Налогооблагаемые объекты» нужно будет расшифровать общую сумму облагаемой выручки, указанной в пункте 1, в зависимости от ставок по строкам 010–060. Число приводимых расшифровок уменьшилось. Налоговиков больше не интересует выручка, полученная от бартерных операций, реализации предметов залога и срочных сделок. Кроме этого теперь не нужно отдельно указывать полученные страховые выплаты, финансовую помощь, а также доходы от облигаций, векселей и товарного кредита.
Суммы НДС, принимаемые к вычету, указываются в подразделе «Налоговые вычеты» раздела 2.1. По традиции, сумму налога, уплаченную поставщикам товаров (работ, услуг), нужно будет расшифровать. В этих расшифровках чиновники также сместили акценты. Количество строк, посвященных строительно-монтажным работам, уменьшилось. Вместо них теперь отдельно указывается НДС по командировочным и представительским расходам, а также по товарам, купленным для перепродажи.
В новой декларации НДС, уплаченный на таможне, нужно показывать общей суммой без разбивки по государствам дальнего и ближнего зарубежья.
Налог, принимаемый к вычету с авансовых платежей, указывается в строке 340 декларации. Несмотря на то, что в формулировке строки сказано «сумма налога, исчисленная и уплаченная», фирма не должна перечислять НДС в бюджет, если получение аванса и отгрузка товаров (работ, услуг) по нему состоялись в одном и том же отчетном периоде. В данном случае под указанной формулировкой следует понимать «сумма налога, исчисленная и отраженная в декларации». Это следует из письма МНС от 24 сентября 2003 г. № ОС-6-03/994.
Кроме того, чиновники снова убрали из декларации строку, в которой для справки отражалась общая сумма НДС, уплаченная поставщикам. Эта сумма по разным причинам может отличаться от той, которую разрешено принять к вычету. Теперь такие различия перестали быть интересными для налоговых инспекторов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19