Для местного бюджета очень острой является проблема сбора доходов, разработки и реализации эффективной налоговой политики. Налоговая политика нацелена на расширение налогооблагаемой базы, повышение уровня собираемости налогов и сборов, выравнивание условий налогообложения за счет рационализации и сокращения налоговых льгот.
Кредитная политика предполагает: поддержку развития коммерческих банков в целях развития экономики; развитие ипотечного кредитования.
Инвестиционная политика муниципальных образований ориентирована на активизацию инвестиционной деятельности на территории муниципального образования. Её задачами являются: обеспечение благоприятного инвестиционного климата; участие в разработке и финансировании инвестиционных проектов посредством размещения на конкурсной основе средств местных бюджетов, выпуска муниципальных займов.
Политика в сфере страхования направлена на содействие минимизации рисков развития муниципальной экономики путем участия в разработке и осуществлении программ деятельности страховых обществ, поддержки развития страховых компаний.
Бюджет муниципального образования является основным источником финансирования ключевых задач, решаемых на муниципальном уровне.
Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Бюджет муниципального района и свод бюджетов поселений, входящих в состав муниципального района, составляют консолидированный бюджет муниципального района.
Местный бюджет является основой финансовой системы муниципального образования. Основное значение муниципального бюджета состоит в том, что в нем находят отражение все экономические, социально - политические и организационные решения муниципальных органов власти в области вопросов местного значения. В законодательной практике к вопросам местного значения относят различные аспекты непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования.
Согласно Бюджетному кодексу (статья 14) бюджет муниципального образования (местный бюджет) - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования.
Использование органами местного самоуправления иных форм образования и расходования денежных средств для исполнения расходных обязательств муниципальных образований не допускается.
Поскольку местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти, местные бюджеты не относятся к государственным финансам. Денежным фондом в виде бюджета может располагать орган власти поселения, имеющий статус муниципального образования. Если муниципальное образование объединяет ряд поселений, не являющихся самостоятельным муниципальным образованием, в его бюджет в качестве составной части могут быть предусмотрены соответствующие сметы, а все доходы и расходы территорий, находящихся на сметном финансировании, включаются в состав единого бюджета.
Формирование местных бюджетов отличается от формирования Федерального бюджета Российской Федерации.
Средства Федерального бюджета расходуются в интересах всего населения государства, а средства, выделяемые для поддержки субъектов Федерации, используются в целях выравнивания финансового положения и бюджетной обеспеченности данных бюджетов.
Основная часть доходного потенциала федерального бюджета формируется за счет налоговых доходов (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенные пошлины, платежи за пользование природными ресурсами).
Доходы местных бюджетов формируются за счет собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов, а также неналоговых доходов и безвозмездных перечислений.
На местные налоги, неналоговые доходы, а также доходы, закрепленные за местным уровнем федеральным законодательством на постоянной основе, падает около 30% всех доходов местного уровня власти. Остальные поступления муниципальные бюджеты получают в виде регулирующих налогов, дотаций, трансфертов, субвенций из федерального бюджета Российской Федерации и из бюджетов субъектов Российской Федерации.
Основную долю расходов местных бюджетов составляют статьи «Жилищно - коммунальное хозяйство», «Образование», «Здравоохранение».
Большой объем расходов на ЖКХ связан с предоставлением субсидий на оплату жилья и коммунальных услуг.
В сельских и поселковых советах основная доля бюджетных средств расходуется на образование.
Местное самоуправление является уровнем власти, наиболее приближенным к населению и ответственным за удовлетворение его потребностей и обеспечение общественными благами. Основная цель муниципальной деятельности состоит в повышении качества жизни населения на территории местного самоуправления через оказание муниципальных услуг на базе эффективного использования всех видов ресурсов, прав и полномочий местной власти.
1.3 Нормативно-правовое и информационное обеспечение процесса управление доходами и расходами бюджета муниципального образования
Основными нормативно - правовыми документами муниципального образования в Российской Федерации являются Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 06 октября 2003г. №131 - ФЗ, «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации». В соответствии с действующим российским законодательством финансовая политика муниципального образования строится на основе использования следующих основных прав:
- на самостоятельное управление муниципальной собственностью и получение в местные бюджеты всех доходов от её приватизации - статья 29 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- на создание муниципальных предприятий, учреждений и организаций для осуществления хозяйственной деятельности, на регулирование цен и тарифов на их продукцию и услуги - соответственно статья 30 и 31 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- на выдачу муниципального заказа с использованием собственных материальных и финансовых средств - статья 33 Федерального Закона «Об
общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- на самостоятельное формирование местных бюджетов - статья 35 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- на обеспечение уровня доходных источников, необходимых для покрытия минимально необходимых расходов местных бюджетов на основе величин минимальных государственных социальных стандартов - статья 37 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- на установление местных налогов и сборов - статья 39 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
- на участие в финансово - кредитных отношениях, выпуск муниципальных займов и лотерей, что предполагает эмиссию муниципальных ценных бумаг - статья 42 Федерального Закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает принцип самостоятельности бюджетов, определяет полномочия органов местного самоуправления в области формирования доходов и осуществления расходов. Однако Бюджетным и Налоговым кодексами не гарантируется необходимый уровень собственных доходов местных бюджетов, а для обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления явно недостаточно просто провозгласить принцип наличия собственных источников доходов.
В соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации и Федеральным Законом «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» только муниципальным образованиям предоставлено право формировать местные бюджеты, и поэтому каждое муниципальное образование должно иметь свой бюджет.
Основу собственных доходов местных бюджетов должны составлять местные налоги и сборы. Принципиально важное значение имеет необходимость закрепления за местными бюджетами таких налогов, которые гарантировали бы органам местного самоуправления стабильное поступление доходов в местные бюджеты и равномерно распределялись бы на всей территории Российской Федерации.
В целях снижения налогового бремени на предприятия при проведении налоговой реформы сокращается общее количество налогов, снижаются размеры ставок по ним. Однако неприемлемо, когда при этом ежегодные изменения в налоговом и бюджетном законодательстве постоянно уменьшают доходную базу местных бюджетов и ведут к выпадению их доходных источников. Кроме того, компенсация уменьшения доходов местных бюджетов органами государственной власти, как правило, или не осуществляется, или осуществляется не в полном объеме.
Для эффективного управления местными финансами и муниципальной собственностью, а так же применения положений Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федеральных законов «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» органам местного самоуправления необходимо разработать и принять ряд нормативно – правовых актов. Такие нормативно - правовые акты должны, с одной стороны, соответствовать федеральному и региональному законодательству, а с другой - учитывать особенности и специфику экономического положения соответствующих муниципальных образований.
Разработка нормативно - правовых актов, предусматривающих конкретные меры финансового регулирования экономики, является непременной составляющей механизмов, обеспечивающих инвестиционную привлекательность муниципальных образований.
В целом совершенствование правовой базы управления местными финансами должно основываться на следующих принципах:
- четкое разграничение расходов и доходов между уровнями бюджетной системы;
- повышение заинтересованности органов местного самоуправления в максимальной собираемости налогов через механизм долгосрочного закрепления доходных источников;
- повышение заинтересованности муниципалитетов в оптимизации расходной части местных бюджетов через укрепление их самостоятельности.
Можно сделать вывод, бюджетный процесс, который продолжается без конкретного политического руководства, теряет много времени и не служит тем, кто принимает решения, соответствующим образом.
Заключение
Актуальность вопросов управления местными бюджетами в настоящее время заключается в том, что организация бюджетного процесса на муниципальном уровне имеет ряд недостатков, которые необходимо устранять. Решение данной задачи невозможно без проведения повседневной и целенаправленной работы по организации и управлению бюджетным процессом.
Предметом исследования являются процессы управления доходами и расходами бюджета муниципального образования.
- сбор необходимого материала для проведения научных изысканий;
- получение опыта самостоятельной научно-исследовательской работы.
Финансовая политика органов местного самоуправления имеет определенные особенности: существенную зависимость от финансовой политики, федеральных и региональных властей и принимаемых ими решений; объективно существующие ограничения в области налоговой, кредитной, политики, ограниченные объемы располагаемых финансовых ресурсов. Финансовая политика муниципального образования является наиболее приближенной к местному уровню, это определяет специфику ее целей и задач, направленность на достижение конкретных потребностей населения.
Важная роль в реализации задач формирования и исполнения местного бюджета отводится финансовому анализу. При этом в экономической практике финансовый анализ используется для получения достаточного числа наиболее информативных параметров. Они дают объективную и точную картину финансового состояния местного бюджета, его финансового результата. Это даст возможность временно выявить и устранить недостатки в финансовой деятельности, а также найти пути совершенствования бюджетного процесса.
В российской экономике значительный удельный вес доходной части местного бюджета занимают безвозмездные перечисления.
Межбюджетное регулирование должно способствовать разрешению проблем налогового неравенства территорий и стабилизации социально-экономического развития, не снижая заинтересованности местных властей в увеличении закрепленных за ними доходов.
муниципальный доход расход бюджет
Список использованных источников
I. Нормативно - правовые документы
1. Конституция Российской Федерации.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации.
4. Инструкция по бюджетному учету 70Н – М.: «Проспект» 2005 - 234с.
5. Федеральный закон от 06 октября 2003г. № 131 - ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».
6. Федеральный закон от 20 августа 2004г. № 120 – ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений».
7. Федеральный закон от 23 декабря 2004 года №174 – ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации».
8. Устав Муниципального образования Макушинский район.
II. Научно – методическая литература
9. Анализ хозяйственной деятельности бюджетных организаций: учебн. пособие/ Д.А.Панков, Е.А.Головкова, Л.В.Пашковская и др. Под общ. ред. Д.А.Панкова, Е.А.Головковой. – 2 - е изд. испр - М.: Новое знание,
2006. – 409 с.
10. Бабич А.М., Павлова Л.Н. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: ЮНИТИ, 2008.
11. Бюджетная система России: учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2008. – 540 с.
12. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / Под ред.. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М..: Юрайт, 2007.
13. Вахрин П.И. Бюджетная система Российской Федерации: учебник. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2008. – 344с.
14. Вахрин П.И., Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – М.: Маркетинг, 2007.
15. Годин А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации. – М.: Издательско - торговая корпорация «Дашков и К», 2007.
16. Данилов Е.Н., Абарникова В.Е., Шипиков Л.К. Анализ хозяйственной деятельности в бюджетных и научных учреждениях. Учебное пособие. - Мн.: Интерсервис. Экоперспектива, 2006. - 336с.
17. Златкис Б.Х. Пробуем управлять финансами //Финансы 2005. - №6.-С.10-13.
18. Игонина Л.Л., д. э.н., проф. Принципы организации муниципальных финансов// Финансы 2007. - № 8.-С. 15 – 19.
19. Кузнецов С. П. Местное самоуправление: новый этап становления// Финансы 2006.- № 1. - С. 13 – 16.
20. Математические методы в экономике: учеб./ Замков О.О., Толстопятенко А.В. – 2 - е изд.. – М.: Дело и Сервис, 1999, 365с.
21. Мысляева И.Н. Муниципальные финансы: Учебник – М.: ИНФРА -М, 2006. - 268с.
22. Нешитой А.С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. – 4 - е изд., испр. и доп. – М.: Издательско – торговая корпорация «Дашков и К», 2006. – 308 с.
23. Нешитой А.С. О состоянии экономики и финансов Российской Федерации //Финансовый менеджмент 2007. - №4. - С.4 - 8.
24. Основные правила по оформлению письменных работ /Академия труда и социальных отношений – Курган ,2006. - 85с.
25. Практикум по теории статистики: Учеб.пособие /Р.А.Шмойлова, В.Г.Минашкин, Н.А.Садовникова; Под ред. Р.А.Шмойловой . – 2 - е изд., переаб. И доп. - М.: Финансы и статистика , 2007. - 416с.: ил.
26. Практикум по эконометрике: Учеб. пособие/ И.И.Елисеева, С.В.Курышева, Н.М. Гордеенко и др.; Под ред. И.И.Елисеевой. – М.: Финансы и статистика, 2007. - 192с.: ил.
27.Пронина Л. И. д.э.н. Местное самоуправление и межбюджетные отношения// Финансы 2003. - № 8. -С. 10 – 14.
28.Панскова Р.Г. Проблемы формирования расходов бюджета //Вестник Финансовой академии 2007. - №3. - С.5 - 9.
29. Родионова В.М., Баятова И.М., Маркина Е.В. Бух. учет и контроль в бюджетных учреждениях: Учебник проф.В.М. Родионовой. - М: ИД ФКБ-ПЕРСС, 2006. -202с.
30. Семенихина В.В. Бюджетное и целевое финансирование (Под общей редакцией В.В. Семенихина). - М.: Издательство Эксмо, 2008.-160с.
31. Теория статистики: Учебник/ Под ред. Шмойловой Р.А. - 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Финансы и статистика, 2008. – 656с.
32.Финансы бюджетных организаций: Учебник/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка - М.: Вузовский учебник, 2007 - 336с.
33. Шелобаев С.И. Математические методы и модели в экономике, финансах, бизнесе: учеб. пособие – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2006. - 368 с.
34. Шугрина Е. С. Муниципальное право: Учебник. – М.: Дело, 2007. – 495с.
35. Эконометрика: Учебник/ Под ред. И.И. Елисеевой. - М.: Финансы и статистика, 2009. – 344с.: ил.
.ru
Страницы: 1, 2, 3