Рефераты. Налоговое регулирование инновационной деятельности (на примере предприятий Железнодорожного района г. Витебска)

На стадии исследований и разработок осуществляются фундаментальные исследования, прикладные исследования, опытно-конструкторские и опытно-технологические разработки.

Результаты фундаментальных исследований являются научной базой для генерирования новых идей и направлений инновационных процессов.

Прикладные исследования направлены на исследования путей практического применения открытых ранее закономерностей, процессов и явлений. Научно-исследовательская работа прикладного характера ставит своей целью решение технической проблемы, уточнение неясных теоретических вопросов, получение конкретных результатов, которые будут использованы в качестве научно-технического задела в опытно-конструкторских и технологических работах.

Разработка – деятельность, направленная на создание или усовершенствование способов и средств осуществления процессов в конкретной области практической деятельности, в частности на создание новой продукции и технологий. Разработка новой продукции и технологий включает проведение опытно-технологических работ.

В промышленно развитых государствах до 80 - 95 процентов прироста валового внутреннего продукта (далее - ВВП) приходится на долю новых знаний, воплощенных в технике и технологиях. Высокое качество экономического роста таких стран обусловлено созданием ими национальных инновационных систем (далее - НИС).

Стратегия развития НИС определяется проводимой государством научно-технической и инновационной политикой, нормативным правовым обеспечением, формами прямого и косвенного государственного регулирования, состоянием научно-технического потенциала, внутренних товарных рынков, рынков труда, а также историческими и культурными традициями и особенностями.

Активное воздействие на функционирование НИС оказывает предпринимательский сектор. При этом наибольшую инновационную активность в развитых странах проявляют крупные предприятия (свыше 250 работающих). В странах Европейского союза 80 процентов крупных и одна треть малых предприятий относятся к инновационно активным.

Особую значимость в процессах функционирования НИС развитых стран имеет организация передачи инноваций из сферы получения знаний в производство. Достигается это посредством создания рынка объектов интеллектуальной собственности и инновационной инфраструктуры. В странах Европейского союза активно поддерживается кооперация университетов и промышленных предприятий, реализуемая посредством развития университетских инновационных центров (технопарков).

В части регулирования развития НИС государства осуществляют:

– разработку стратегии инновационного развития экономики;

– разработку прогнозов технологического развития на определенный период и определение научно-технологических приоритетов;

– формирование государственной научно-технической и инновационной политики и ее нормативное, ресурсное и кадровое обеспечение;

– содействие развитию инновационного предпринимательства, улучшению взаимодействия ключевых субъектов НИС;

– поддержку развития инновационной инфраструктуры;

– разработку и реализацию финансовых мер по прямому и косвенному стимулированию инновационной деятельности;

– подготовку кадров в области инновационного менеджмента;

– поддержку сферы исследований и разработок.

Развитые страны обеспечивают показатель наукоемкости ВВП (исчисляемого как соотношение внутренних затрат на исследования и разработки к ВВП) на уровне трех процентов.

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и Европейский союз проводят активную политику по выработке общей стратегии инновационного развития стран-членов и механизмов ее реализации прежде всего в таких сферах, как развитие человеческих ресурсов; информационные и коммуникационные технологии; деловая среда. Особое внимание в странах ОЭСР уделяется страхованию инновационных рисков государством.

В настоящее время в Республике Беларусь также ведется работа по активизации инновационной деятельности.

Переход на инновационный путь развития является приоритетным направлением социально-экономического развития Республики Беларусь. Одним из векторов реализуемой в настоящее время в стране инновационной политики является Государственная программа инновационного развития Республики Беларусь на 2007–2010 годы, подробнее о которой будет сказано во втором разделе.


1.3 Зарубежный опыт налогового регулирования инновационной деятельности


Определяющую роль в целенаправленном развитии научной и инновационной деятельности играет государство. Государственное регулирование инновационной деятельности рассматривается в развитых странах как важнейший инструмент развития экономики, как фактор обеспечения долгосрочной национальной конкурентоспособности и устойчивого повышения благосостояния населения.

Государство осуществляет регулирование инновационной деятельности прямыми и косвенными методами. К прямым методам государственного регулирования относятся: финансирование НИОКР и инновационных проектов из бюджета, правовое регулирование, формирование инновационной инфраструктуры.

Косвенные методы регулирования инновационной деятельности за рубежом направлены, с одной стороны – на стимулирование инновационных процессов, а с другой – на создание благоприятных экономических условий и социально-политического климата для научно-технического развития.

Они основаны на том, что государство прямо не ограничивает самостоятельности предприятий в принятии хозяйственных решений. Воздействие этих методов успешно, если они способствуют формированию общественных, а не индивидуальных условий хозяйствования. Среди косвенных методов управления традиционно выделяются налоговое и амортизационное регулирование, кредитная и финансовая политика, ценовое регулирование, политика протекционизма, либерализация налогового и амортизационного законодательства.

Важнейшую роль играют налоговые льготы, используемые для поощрения тех направлений деятельности корпораций, которые желательны с точки зрения государства, в том числе льготы, направленные на стимулирование научно-технического прогресса, экспорта и деловой активности инновационного бизнеса.

Налоговое регулирование инновационной деятельности используется практически во всех странах.

Налоговое регулирование осуществляется через:

– Предоставление налоговых льгот, которое реализуется путем льготного налогообложения прибыли, сокращения налогооблагаемой базы, уменьшения налоговых ставок, вычетов из налоговых платежей. Льготное налогообложение прибыли осуществляется отнесением различного рода инновационных затрат на издержки производства. Так, в США расходы компаний на НИОКР, проводимых за свой счет, приравниваются к издержкам производства.

– Предоставление льгот по уплате налога на прибыль, а именно: уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направленных на перевооружение, реконструкцию, расширение и обновление производства.

– Уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму средств, направленных фирмами на проведение НИОКР.

– Предоставление исследовательского и инвестиционного налогового кредита, т.е. отсрочка налоговых платежей в части затрат из прибыли на инновационные цели.

– Уменьшение налога на прирост инновационных затрат.

– Освобождение в течение нескольких лет от уплаты налога на прибыль, полученную от реализации инвестиционных проектов.

– Льготное налогообложение дивидендов юридических и физических лиц, полученных по акциям инновационных предприятий.

– Связь предоставления льгот с учетом приоритетности выполняемых проектов.

– Льготное налогообложение прибыли, полученной в результате использования патентов, лицензий, ноу-хау и других нематериальных активов.

– Снижение ставок налогов на прибыль, направленную на заказные и совместно проводимые НИОКР.

– Вычет из налогооблагаемой прибыли взносов в фонды, деятельность которых связана с финансированием инноваций.

– Уменьшение налогооблагаемой прибыли на сумму стоимости приборов и оборудования, передаваемым учебным заведениям, научно-исследовательским организациям.

Налоговые инструменты, стимулирующие инвестиции в сферу НИОКР со стороны частного бизнеса, непосредственно связаны с налогом на прибыль и делятся на две категории:

– Налоговые льготы. В этом случае фирмам, инвестирующим средства на проведение научных исследований и разработок, разрешается вычесть эти расходы из налогооблагаемого дохода или прибыли, затрачиваемой на НИОКР

– Налоговый кредит – предоставление отсрочки налоговых платежей с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов

Существуют два основных различия между налоговыми льготами и налоговым кредитом: 1) величина налоговых льгот зависит от дохода и нормы прибыли, в то время как налоговый кредит напрямую от них не зависит; и 2) в обычных условиях неиспользованные налоговые льготы могут быть перенесены на другой период и компенсированы будущими налогами, в то время как неиспользованный налоговый кредит требует дополнительных организационных усилий для контроля за его целевым использованием в каждом конкретном случае. В последние годы в практике налогового стимулирования НИОКР в странах ОЭСР произошло заметное смещение акцентов от пользования налоговыми льготами в сторону налоговых кредитов.

Существует большое многообразие в практике использования этих двух инструментов. Одни позволяют увеличить расходы на исследования и разработки за счет уменьшения налогов. Такой подход, например, характерен для Франции и США. При этом основная идея состоит в том, чтобы поддерживать дополнительные усилия компаний на проведение НИОКР, а не общие затраты. Другие – выделяют только особые виды НИОКР, на которые распространяются налоговые льготы. В Нидерландах, например, обеспечивается поддержка только трудовых затрат на НИОКР. Это – попытка остановить транснациональные компании, которые стремятся перенести свои исследования в страны с низким уровнем трудовых затрат. Наконец, третий подход заключается в предоставлении компаниям налогового кредита в денежной форме, независимо от факта получения ими прибыли (такой опыт характерен для Канады) [4].

Одним из существующих вариантов налоговых льгот является снижение стоимости основного капитала (амортизация), используемое для проведения исследований и разработок. Большинство стран ОЭСР предоставляет компаниям право осуществлять ускоренную амортизацию научного оборудования.

Еще одна группа налоговых инструментов связана с поддержкой начинающих компаний на ранних стадиях развития. В этой сфере обычно используется широкое разнообразие используемых инструментов, включая прямую и косвенную поддержку, а также широкий спектр налоговых льгот. Например, в странах ОЭСР используются следующие налоговые инструменты, стимулирующие создание малых инновационных компаний:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.