Рефераты. Налоговое право Республики Узбекистан: понятие, функции. Налоговые правоотношения

Налоговое право Республики Узбекистан: понятие, функции. Налоговые правоотношения
















Реферат

по дисциплине Финансовое право

ТЕМА: Налоговое право Республики Узбекистан: понятие, функции. Налоговые правоотношения









Ташкент 2011


ПЛАН

Введение

1. Понятие налогов и других обязательных платежей

2. Функции налогов и других обязательных платежей

3. Налоговые правоотношения

Заключение

Список использованной литературы

 

ВВЕДЕНИЕ


В условиях развития рыночных отношений главным регулятором в осуществлении экономической политики государства становятся налоги, которые призваны обеспечивать формирование доходной части государственного бюджета в размерах необходимых для решения важнейших общегосударственных народнохозяйственных задач.

Налоги возникли вместе с товарным производством и появлением государства, которому требовались денежные средства на содержание основных атрибутов публичной власти: армии, судов, чиновников, а также на другие государственные нужды.

С экономической точки зрения налоги представляют собой систему денежных отношений, которыми опосредствуются взаимоотношения юридических и физических лиц, с одной стороны, и государством, с другой, по поводу формирования государственных финансов. За счет налогов формируется основная часть финансовых ресурсов государства, которые поступают в его бюджет и используются на нужды общества. В связи с этим при определении экономической природы налогов важнейшим критерием является их сущностная принадлежность к финансово-бюджетной системе государства.

Вместе с тем налог как важнейшая стоимостная экономическая категория не может обеспечить реальное поступление финансовых ресурсов в бюджет государства без соответствующего правового обеспечения. В этой связи особую значимость приобретает вопрос о юридической сущности налога.

1. Понятие налогов и других обязательных платежей

налог правоотношение государственный денежный

Наиболее важными характерными чертами налогов, составляющими их юридическую сущность, являются безвозмездность налоговых платежей, принудительность их выплат, порядок их установления и введения, определение конкретного размера налога и точного срока его внесения плательщики, а также элементы, необходимые для исчисления и уплаты этого налога или другого обязательного платежа. Такими элементами являются:

1. Объект налогообложения;

2. Налогооблагаемая база;

3. Ставка; порядок исчисления;

4. Налоговый период;

5. Порядок представления налоговой отчетности;

6. Порядок уплаты.

В случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, при установлении налога и другого обязательного платежа в налоговом законодательстве могут предусматриваться льготы по ним, а также основания для их применения налогоплательщиком.

Объектом налогообложения являются имущество, действия, результат действия, с наличием которых у налогоплательщика возникает обязательство по исчислению и (или) уплате налога или другого обязательного платежа.

Налогооблагаемая база представляет собой стоимостную, количественную, физическую или иную характеристику объекта налогообложения в показателях, применительно к которым установлена ставка налога или другого обязательного платежа.

Ставка – это величина начислений на единицу измерения налогооблагаемой базы в процентах или в абсолютной сумме.

Порядок исчисления налога и другого обязательного платежа определяет правила расчета суммы налога и другого обязательного платежа за налоговый период исходя из налогооблагаемой базы, ставки, а также льгот при их наличии.

Налоговый период представляет собой период времени, по окончании которого определяется налогооблагаемая база и исчисляется сумма налога или другого обязательного платежа. Налоговый период может быть разделен на несколько отчетных периодов, по итогам которых возникает обязательство по представлению расчетов и уплате причитающихся сумм налогов и других обязательных платежей.

Льготами по налогам и другим обязательным платежам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков предусмотренные Налоговым кодексом, иными законами и решениями Президента Республики Узбекистан преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками, включая возможность не уплачивать налог и (или) другой обязательный платеж либо уплачивать их в меньшем размере.


2. Функции налогов и других обязательных платежей

Роль налогов в любом государстве определяется теми функциями, которые они выполняют. Под функцией налога понимается проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Налогам присущи фискальная, регулирующая, распределительная и контрольная функции.

Фискальная функция налогов определяется самой их природой, которые в обязательном порядке и безвозмездно поступают в доход государства.

До принятия Налогового кодекса 2008 года действующее налоговое законодательство нашей республики не содержало нормативного определения категории «налоги», хотя это имело большое практическое значение для правильного и единообразного применения норм указанного законодательства. Кроме того, понятие налогов является одной из отправных точек при подготовке законодательных актов, регулирующих порядок установления и взимания налогов.

В статье 12 нового Налогового кодекса Республики Узбекистан под налогами понимаются установленные данным Кодексом обязательные денежные платежи в бюджет, взимаемые в определенных размерах, носящие регулярный, безвозвратный и безвозмездный характер. В этом определении в основном нашли отражение те черты налогов, которые как отмечалось, составляют их юридическую сущность.

Следует заметить, что новый Налоговый кодекс содержит перечень не только налогов в собственном значении этого слова, но других обязательных платежей, подлежащих внесению в бюджетную систему государства.

Согласно абзацу 2 ст. 12 Налогового кодекса под другими обязательными платежами понимаются установленные Кодексом обязательные денежные платежи в государственные целевые фонды, таможенные платежи, а также сборы, государственная пошлина, уплата которых является одним из условий совершения в отношении плательщиков уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий и иных разрешительных документов.

Указанные платежи и налоги в узком буквальном смысле обладают как общими, так и существенными специфическими чертами. К числу специфических других обязательных платежей относится то, что они в отличие от налогов носят частично возмездный характер, взимаются за оказание законно установленных услуг или предоставление определенного права (например, сбор за право розничной торговли отдельными видами товаров и оказание отдельных видов услуг). Такие платежи носят, как правило, разовый характер, обязательность их уплаты наступает в результате свободного выбора плательщика осуществлять или воздержаться от действий, за которые они предусмотрены (например, таможенная пошлина). Налогам же, в отличие от них, присуща регулярность их уплаты в установленные законодательством сроки при наличии объекта налогообложения.

Юридическая конструкция налогов и других обязательных платежей включает совокупность внутренних функциональных единиц, которые именуются элементами закона о налоге.

Регулирующая функция налогов состоит в том, что они служат важным инструментом экономического воздействия на общественное производство, его структуру и динамику, ускорение научно-технического прогресса. Налогами можно стимулировать или, наоборот, ограничивать деловую активность. С помощью налогов можно проводить протекционистскую экономическую политику или обеспечить свободу товарному рынку.

Наличие распределительной функции налогов определяется тем, что налоговая система осуществляет перераспределение части валового национального продукта и таким образом непосредственно участвует в структурных преобразованиях экономики, в обеспечении социальных гарантий населению. При помощи налогов государство перераспределяет часть прибыли (дохода) юридических и физических лиц, направляя их на развитие экономики и социальной сферы. Установление прогрессивной шкалы обложения на более высокие доходы, полное или частичное освобождение от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите, позволяет придать рыночным преобразованиям в экономике чётко выраженную социальную направленность. Через налогообложение достигается поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

Контрольная функция налогов проявляется в том, что через систему налогообложения проверяется эффективность налоговых механизмов, состав и налоговая способность плательщиков, уровень их исполнительности.


3. Налоговые правоотношения

Налоговым правом опосредствуется определенная часть общественных отношений, составляющих предмет финансового нрава, и поэтому налоговые правоотношения обладают всеми общими признаками характерными для финансовых правоотношений в целом. Они, как и любые финансовые правоотношения, носят властно-имущественный характер, обязательным субъектом этих отношений является государственный орган, а объектом денежные отношения.

Отличительной особенность налоговых правоотношений является то, что они не связаны со всей совокупностью элементов финансовой деятельности государства, к числу которых, как отмечалось, относятся образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов государства. Нормы налогового права имеют своим предметом общественные отношения по образованию указанных денежных фондов государства и, причем, только в той части, которая связана с установлением и взиманием налоговых платежей, контролем за соблюдением всеми субъектами налоговых отношений требований законодательства. Отношения же, связанные с определением объемов поступлений по конкретным видам налогов и распределением их по уровням бюджетной системы государства, регулируются нормами бюджетного права.

Таким образом, налоговые правоотношения – это общественные финансовые отношения, возникающие в процессе установления и взимания налогов и сборов, контроля за соблюдением налогового законодательства, урегулированные нормами итогового права.

Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.