В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ и Правительство РФ. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.
Законодательные органы субъектов Федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового Кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.
Органы местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.
Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение.
Законодательство РФ о налогах и сборах состоит из:
- Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах;
- законов о налогах и сборах субъектов РФ, принятых в соответствии с НК РФ;
- нормативных правовых актов органов муниципальных образований о местных налогах и сборах, принятых в соответствии с НК РФ.
Основным документом, определяющим систему налогообложения, является Налоговый кодекс РФ, состоящий из двух частей.
Первой частью НК РФ установлен порядок действия законов о налогах (сборах), изложены основные положения о налогах, права и обязанности участников налоговых отношений, определены основные понятия и определения по налогообложению, изложены принципы налогообложения, виды налоговых правонарушений и ответственность за их совершение.
Вторая часть НК РФ посвящена раскрытию сущности видов налогов, а также раскрытию сути специальных налоговых режимов, действующих на территории РФ. НК РФ в целом определяет концептуальные подходы к регулированию процессов исчисления и изъятия налогов и сборов в РФ.
Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы. Налоговые органы действуют в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством Российской Федерации. Налоговые органы осуществляют свои функции и взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных НК РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации
1.3 Анализ налоговой системы РФ
Рассмотрим динамику доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах.
Таблица 1.Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)
Год/ налоговые доходы
2002
2003
2004
2005
2006
2007
3135,8
3735,2
4942,1
7058,4
8680,8
10656,7
Темп прироста
-
+19,11
+32,31
+42,82
+22,99
+22,76
Из таблицы видно, что в период с 2002 по 2007 год наблюдается стабильный рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ. Наибольший рост налоговых доходов наблюдался в 2005 году (142,82 %).
С точки зрения изучения динамики налоговых доходов консолидированного бюджета представляется целесообразным представление данных, представленных в таблице 1 в сопоставимых ценах. Для этого используем следующие индексы цен: 2006 год – 1,119; 2005 год – 1,220; 2004 год – 1,353; 2003 год – 1,511; 2002 год – 1,692. Для расчета индексов использованы официальные статистические данные о годовых индексах цен в 2002-2007 годах. Таким образом, все данные будут приведены к ценам 2007 года.
Таблица 2.Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в 2002-2007 годах (в сопоставимых ценах, в млрд. рублей)
Показатели
Налоговые доходы всего в текущих ценах
Индекс инфляции
1,692
1,511
1,353
1,220
1,119
1
Налоговые доходы всего в сопоставимых ценах
5305,8
5643,9
6686,7
8611,2
9713,8
Темп прироста налоговых доходов в сопоставимых ценах
+6,4
+18,5
+28,8
+12,8
+9,7
Таким образом, можно говорить о том, что в 2002-2007 годах наблюдается реальный рост налоговых доходов консолидированного бюджета РФ – доходы за рассматриваемый период в сопоставимых ценах возросли практически в два раза. Динамика налоговых доходов консолидированного бюджета РФ в текущих и в сопоставимых ценах представлена на рисунках 2 и 3.
Изучим динамику отдельных видов налогов. Она представлена в таблице 3.
Таблица 3.Динамика отдельных видов налоговых доходов в 2002-2007 годах (в текущих ценах, в млрд. рублей)
из них:
- налог на прибыль организаций
463,4
526,5
867,6
1332,9
1670,6
2172,0
- НДФЛ
358,1
455,7
574,5
707,1
930,4
1266,6
- НДС
752,9
882,1
1069,7
1472,2
1511,0
2261,7
- акцизы
264,1
347,7
247,0
253,7
270,6
254,4
- налог с продаж
50,1
56,4
6,2
0,3
- налоги на совокупный доход
33,4
30,2
50,6
77,5
95,9
123,7
- налоги на имущество
120,4
137,8
146,8
253,1
310,9
411,2
- платежи за пользование природными ресурсами
330,8
395,8
581,0
1001,6
1281,6
1317,5
- налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
323,4
452,8
859,7
1622,8
2237,4
2322,9
- единый социальный налог
339,5
364,6
442,2
267,9
316,0
405,1
- прочие налоги и сборы
99,7
85,6
96,8
69,3
121,6
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7