Рефераты. Налоговая система Франции

В целом, французский НДС представляет собой более гибкую структуру, нежели российский. Это проявляется в широкой системе скидок и льгот. Во многом, эти льготы идентичны российским, например, как в случае освобождения от уплаты НДС экспортной деятельности, медицины, страхования. Но есть и отличительные черты: это освобождение от уплаты НДС предприятий с незначительным оборотом, льготы по уплате, предоставляемые мелким ремесленникам. Важная особенность французского НДС – это возможность его уменьшения на сумму, направленную на инвестиции. Но при всей своей гибкости французский НДС обеспечивает 45 % всех налоговых поступлений, что говорит о его эффективности.

Налог на добавленную стоимость дополняется рядом косвенных пошлин (или акцизов), которые также представляют собой налоги на потребление. Некоторые из них взимаются в пользу государства, другие перечисляются в бюджеты местных органов управления.

Так к косвенным налогам относятся:

- Налоговые надбавки на бензин. Дают ежегодно до 9,6 % налоговых поступлений, или около 150 млрд. франков. С каждого литра бензина в пользу государства отчисляется до 70 проц. цены.

- Налоговые надбавки на алкогольные напитки. В 1985 году отменена государственная монополия на продажу и торговлю отдельными спиртными напитками, но налог сохранился.

- Налоговые надбавки на табак и спички. Один из самых древних налогов, связанный с государственной монополией на коммерцию этими товарами. С 1995 года табачная компания Сеита приватизирована и котируется на бирже. Однако налог на потребление табака сохранился. С каждой пачки сигарет покупатель выплачивает 75 проц. цены в пользу государства – в общей сложности более 40 млрд. франков в год.

Другие налоги (регистрационные сборы на услуги, на марки, на биржевые операции и т.д.). Поступления от них превышают 80 млрд. франков в год. Весьма высоким остается, например, во Франции налог на право наследования. Так, с состояния в 13 млн. франков два прямых наследника должны выплатить государству 3 млн. С состояния в 1 млн. франков – около 60 тыс. Более высокие ставки лишь в Испании и Нидерландах. В Великобритании и США налог на наследство возрастает по более крутой шкале, чем во Франции и, например, с состояния в 1 млн. франков в пользу государства не отчисляется ничего, а с состояния в 13 млн. – уже почти 5 млн. В целом налоги на наследство достигают 0,35 % ВНП (в Германии – 1%).

3. Международные налоговые соглашения Франции


Рассматривая налоги Франции в международном аспекте, можно отметить значительное количество международных налоговых соглашений. При всей самобытности своей системы страна стремится к сближению с налоговыми системами других стран мира. Это является положительной тенденцией в контексте мировой налоговой гармонизации.

Вообще международные налоговые соглашения обычно называются «соглашениями об избежании двойного налогообложения в отношении налогов на доходы и имущество». Иногда по просьбе партнеров их называют конвенциями, реже – договорами. В ряде случаев соглашения имеют более длинное название – «об избежании двойного налогообложения и предотвращения уклонения от налогообложения в отношении налогов на доходы и капитал». Первые налоговые соглашения были заключены почти 150 лет назад. Это были как раз соглашения Бельгии с Францией (1843г.) они касались в основном вопросов административной помощи и обмена налоговой информацией[10].

Среди стран-членов Европейского Союза Франция занимает второе место после Великобритании по числу международных налоговых соглашений

Этот факт говорит, в первую очередь, о значительной интеграции страны в международные налоговые отношения, а также о том, что общество осознает необходимость унификации налоговых систем стран мира.

Рассматривая налоговые соглашения Франции в территориальном аспекте, можно выделить три региона основных экономико-политических интересов страны. Прежде всего, это развитые страны Европы, США и Япония. По числу соглашений с ними (27) Франция занимает 2-е место в ЕС. Франция имеет по 24 международных налоговых соглашения со странами Африки и со странами Азии. Среди стран-членов ЕС это лучший показатель. Можно предположить, что этот факт обусловлен не только экономической целесообразностью, но и историческими особенностями отношений Франции с этими регионами.

Что касается Латинской Америки и государств Карибского бассейна, то Франция имеет соглашения только с 7 из них (4-ое место в ЕС).

Франция и Россия подписали конвенцию об устранении двойного налогообложения. Последний вариант ее был подписан в Париже 26.11.96. и вступил в силу 1.01.2000. До этого страны обходились более лаконичным соглашением от 4.10.85. Первое соглашение между Францией и Россией было подписано в 1970 году. Оно и последующее соглашение прекратили свое действие с первого января 2000 года.

В соответствии с вновь принятой Конвенцией становится возможным обмен информацией между налоговыми органами России и Франции. При этом такой обмен строиться на основе принципа взаимности: французские налоговые органы никогда не дадут больше информации о российских гражданах, проживающих во Франции, чем получат сведений о французских гражданах, проживающих в России[11].

В ноябре 2009г. было подписано соглашение между Францией и Швейцарией об обмене налоговой информацией. Французские власти получили право, при наличии подозрений, запросить у Швейцарии информацию о финансовой и налоговой ситуации любого французского физического или юридического лица. Франция крайне заинтересована в том, чтобы собрать все причитающиеся государству налоги, ведь доход государственного бюджета страны более чем на 93 % состоит из налоговых поступлений. Кстати в декабре 2009 г. Швейцария приостановила процесс ратификации соглашения об обмене налоговой информацией с Францией из-за скандала, разразившегося в связи с использованием Францией похищенных данных о счетах французов в швейцарском филиале банка HSBC.

Заключение


Вся налоговая система Франции вырабатывается и осуществляется с целью развития экономики, иными словами стабильность бюджетной и налоговой системы является важнейшим фактором развития экономики.

Изучив налоговую систему Франции можно сделать следующие выводы:

1. Налоговая система Франции имеет ряд сходных черт с российской налоговой системой, но в то же время она является более эффективной, более эластичной и в то же время более строгой и стабильной.

2. Налоговую систему Франции составляют: законодательная база, которая включает в себя помимо основного нормативно-правового акта - Налогового Кодекса – международные налоговые соглашения; совокупность налогов и сборов, и система государственных органов, осуществляющих контроль за своевременной уплатой налогов и сборов.

3. Налоговая система Франции имеет ряд особенностей, а именно:

- ярко выраженную социальную направленность;

- преобладание косвенных налогов, несмотря на довольно широкий перечень прямых налогов;

- наличие широкой системы налоговых льгот и скидок;

- наличие довольно разветвленной структуры налоговой службы и ряд других.

4. Классификация налогов во Франции стандартная: налоги делятся на федеральные, региональные и местные, прямые и косвенные.

К прямым налогам, т.е. тем, которые обращены непосредственно к налогоплательщику – его доходам, имуществу, другим объектам налогообложения относятся: подоходный налог; налог на прибыль акционерных обществ; налог на прибыль; налог на собственность; налог на автотранспортные средства.

К косвенным налогам, т.е. тем, которые включаются в цену товара и тем самым оплачиваются за счет покупателя, относятся: основной налог, дающий большую часть поступлений – налог на добавленную стоимость, акцизы (на бензин, на алкоголь, на товар, на спички), пошлины.

5. Во Франции все больше в последнее время усиливается тенденция к сближению с налоговыми системами других стран, это проявляется в заключении Францией международных налоговым соглашений с другими странами.

Библиография:


1. Водопьянова В.А., Терентьева Т.В. Налоговые системы зарубежных стран. Учебное пособие. – М.: ИНФРА, 2005. – 356 с.

2. Воронков В.А., Иоффе М.Я. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1997. – 191 с.

3. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. – СПб.: Питер, 2004. – 256 с.

4. Маслов Б. Г., Попова Л. В., Дрожжина И. А. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник. – М.: София, 2008. – 211 с.

5. Налоговые системы зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. проф. В. Г. Князева, проф, Д. Г. Черника. — 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1997. – 191 с.

6. Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник. – М.: Дашков и К, 2009. – 176 с.

7. Артамошкин С.Н. Качественные особенности налоговой системы в странах с рыночной и переходной экономикой. Диссертация кандидата экономических наук. – М.: МГУ, 1999. – 175 с.

8. Попонова Н.А. Налоговый контроль во Франции // Финансы, 2000. № 10. С. 32-34.

9. Урман Н.А. Налоговая система Франции. Автореферат диссертации кандидата экономических наук. – М.: МГУ, 2006. – 32 с.


[1] Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. – СПб.: Питер, 2004. С. 17.

[2] Артамошкин С.Н. Качественные особенности налоговой системы в странах с рыночной и переходной экономикой. Диссертация кандидата экономических наук. – М.: МГУ, 1999. С. 13.

[3] Урман Н.А. Налоговая система Франции. Автореферат диссертации кандидата экономических наук, М.: МГУ, 2006. С. 14.

[4] Попонова Н.А. Налоговый контроль во Франции // Финансы, 2000. № 10. С. 33.

[5] Урман Н.А. Налоговая система Франции. Автореферат диссертации кандидата экономических наук, М.: МГУ, 2006. С. 18.

[6] Воронков В.А., Иоффе М.Я. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 1997. С. 82.

[7] Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник. – М.: Дашков и К, 2009. С. 44.

[8] Урман Н.А. Налоговая система Франции. Автореферат диссертации кандидата экономических наук, М.: МГУ, 2006. С. 19.

[9] Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран. Учебник. – М.: Дашков и К, 2009. С. 45.

[10] Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Основы налогообложения и налогового законодательства. – СПб.: Питер, 2004. С. 213.

[11] Попонова Н.А. Налоговый контроль во Франции // Финансы, 2000. № 10. С. 34


Страницы: 1, 2, 3, 4



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.