Рефераты. Налоги России и стран рыночной экономики

Налоговый кодекс устанавливает, что все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства толкуются в пользу налогоплательщика. То есть налоговое законодательство обеспечивает защиту прав налогоплательщика посредством применения одного из важных принципов юриспруденции презумпции невиновности. До этого в практике правоотношений налоговых органов и налогоплательщиков действовала скорее «презумпция виновности» [19, с.70].

В раздел 1 Налогового кодекса введена ст. 5 о действии актов законодательства о налогах и сборах во времени.

Кодексом определены специальные налоговые режимы, т.е. особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода. К специальным налоговым режимам относятся: упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства, система налогообложения в свободных экономических зонах, система налогообложения в закрытых административно-территориальных образованиях, система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.

Налоговый кодекс подтверждает приоритет международных договоров Российской Федерации в области налогообложения перед налоговым законодательством.

Рассмотрим ст. 13 Налогового кодекса «Федеральные налоги и сборы». В 2009 году в России предусмотрены ниже перечисленные налоги и сборы:

- налог на добавленную стоимость;

- акцизы;

- налог на доходы физических лиц;

- единый социальный налог;

- налог на прибыль организаций;

- налог на добычу полезных ископаемых;

- водный налог;

- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;

- государственная пошлина.

К числу региональных налогов (ст. 14 НК) относятся:

- налог на имущество организаций;

- налог на игорный бизнес;

- транспортный налог;

Кодекс определяет, что налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. Новым является положение, что филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения филиалов и обособленных подразделений.

Налоговыми агентами признаются лица, на которые возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет или внебюджетный фонд налогов. Это происходит, например, в случаях, когда налог взимается у источника выплаты.

В разделе VI Налогового кодекса определяются налоговые правонарушения и устанавливается ответственность за их совершение.

Кодекс определяет обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, исключающие вину лица в совершении налогового правонарушения, а также смягчающие и отягчающие обстоятельства.

Мерой ответственности служит налоговая санкция в виде денежных штрафов. Налоговые санкции взыскиваются только в судебном порядке.

Заключительный раздел VII части первой Налогового кодекса РФ определяет порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц. Жалоба может быть подана в вышестоящий налоговый орган или в суд. Организации и индивидуальные предприниматели обращаются в арбитражный суд; физические лица, не являющиеся предпринимателями, - в суд общей юрисдикции.

В вышестоящем налоговом органе жалоба налогоплательщика рассматривается в срок не позднее одного месяца со дня ее получения. При этом вышестоящий налоговый орган вправе: оставить жалобу без удовлетворения, отменить решение налогового органа, отменить акт налогового органа и назначить новую проверку, изменить решение или вынести новое решение.

5 августа 2000 г. принят Федеральный закон РФ №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах». В соответствии с этим Законом с 1 января 2001 г. введены в действие четыре главы части второй Налогового кодекса РФ: глава 21 «Налог на добавленную стоимость», глава 22 «Акцизы, глава 23 «Налог на доходы физических лиц» и глава 24 «Единый социальный налог (взнос)». Для отдельных положений указанных налогов установлены сроки ввода в действие не с 1 января, а иные, что оговаривается Законом.

Глава 21 уточняет ряд положений исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость, устраняя имеющиеся пробелы в его правовом регулировании. Так, в состав налогоплательщиков включаются индивидуальные предприниматели без образования юридического лица, четко определяются место реализации товаров и место реализации услуг. В объекты налогообложения вводится выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления и т.д.

В главу 22 введен ряд новшеств, прежде всего связанных с исчислением и уплатой акцизов на алкогольную продукцию. Увеличены ставки акцизов на нефтепродукты, табачные изделия, алкоголесодержащую продукцию.

Главой 23 подоходный налог с физических лиц заменен налогом на доходы физических лиц. Это не просто смена наименования. Доходы классифицируются на трудовые и не связанные с трудовой деятельностью. Трудовые доходы независимо от величины облагаются по единой ставке - 13%. для других доходов действуют ставки 30 и 35%. Упорядочены налоговые льготы и вычеты.

Глава 24 вводит единый социальный налог, которым заменяются отчисления в государственные социальные внебюджетные фонды.

Впоследствии глава 25 заменила налог на прибыль предприятий и организаций налогом на прибыль организаций. И это отнюдь не просто уточнение названия. Налог на прибыль подвергся кардинальным изменениям с точки зрения его исчисления и определения самого понятия прибыли.

Глава 26 регулирует различные налоги и налоговые режимы. Прежде всего речь идет о налоге на добычу полезных ископаемых. С 1 января 2002 г. он введен вместо отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы, платежей за пользование недрами и акцизов на добычу полезных ископаемых. Главой 26.1 вводится единый сельскохозяйственный налог как особый режим налогообложения сельскохозяйственных товаропроизводителей. Глава 26.2 предусматривает еще один особый налоговый режим - упрощенную систему налогообложения для малого бизнеса. Глава 26.3 определяет единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности [3, с.112].


1.3 Принципы построения налоговой системы


Налоговая система - это совокупность предусмотренных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения или отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Налоговые системы большинства стран складывались столетиями под воздействием различных экономических, политических и социальных условий. Поэтому вполне естественно, что налоговые системы разных стран отличаются друг от друга: по видам и структуре налогов, их ставкам, способам взимания, фискальным полномочиям органов власти разного уровня, уровню, масштабам и количеству предоставляемых льгот и ряду других важнейших признаков. Вместе с тем для всех стран существуют общие принципы, позволяющие создать достаточно оптимальные налоговые системы. Эти принципы многообразны и многочисленны, в то же время в их числе можно выделить наиболее важные.

В первую очередь необходимо выделить принцип равенства и справедливости. Распределение налогового бремени должно быть равным, т.е. каждый налогоплательщик должен вносить справедливую долю в государственную казну.

И юридические, и физические лица должны принимать материальное участие в финансировании потребностей государства соизмеримо доходам, получаемым ими под покровительством и при поддержке государства. Но обложение налогами должно быть всеобщим и равномерно распределяться между налогоплательщиками.

В мировой практике существуют два подхода к реализации принципа равенства и справедливости.

Первый подход состоит в обеспечении выгоды налогоплательщика. Согласно этому подходу уплачиваемые налоги соответствуют тем выгодам, которые налогоплательщик получает от услуг государства, т.е. налогоплательщику возвращается часть уплаченных налогов путем выплат из бюджета различного рода компенсаций, трансфертов, финансирования образования, здравоохранения и т.д. и т.п. Таким образом, в данном случае имеет место связь указанного подхода со структурой расходов бюджета.

Второй подход в реализации принципа равенства и справедливости состоит в способности налогоплательщика платить налоги. В данном случае этот подход не привязан к структуре расходов бюджета. Каждый платит свою долю в зависимости от платежеспособности.

В построении налоговых систем эти два подхода, как правило, сочетаются, что обеспечивает наиболее благоприятные условия для реализации этого важнейшего принципа построения налоговой системы.

Многие ученые и практики выделяют принцип эффективности налогообложения, который вобрал в себя ряд достаточно самостоятельных принципов, объединенных общей идеологией эффективности:

- налоги не должны оказывать влияние на принятие экономических решений или, по крайней мере, это влияние должно быть минимальным;

- налоговая система должна содействовать проведению политики стабилизации и развитию экономики страны;

- не должны устанавливаться налоги, нарушающие единое экономическое пространство и налоговую систему страны. Поэтому не имеют права на существование налоги, которые могут прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории страны товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивать или создавать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций. В частности, не могут устанавливаться налоги, ограничивающие перемещение физических лиц, товаров (работ, услуг) между разными субъектами Федерации либо муниципальными образованиями, вывоз капитала за пределы субъекта Федерации или муниципального образования либо ограничивающие капиталовложения в пределах другого субъекта Федерации или муниципального образования страны;

- налоговая система должна исключать возможность экспорта налогов. В связи с этим не должны устанавливаться региональные либо местные налоги для формирования доходов какого-либо субъекта Федерации или муниципального образования в стране, если их уплата переносится на налогоплательщиков других субъектов Федерации или муниципальных образований;

- налоговая система не должна допускать произвольного толкования, но в то же время должна быть понята и принята большей частью общества. Налог, который налогоплательщик обязан платить, должен быть определен точно, а не произвольно: время, способ и сумма платежа должны быть в точности известны налогоплательщику. Не может допускаться толкование закона о налоге налоговым чиновником;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.