Рефераты. Налоги как объективная экономическая категория p> Также следует выделить раскладочные и количественные налоги. В настоящее время раскладочные налоги используются редко, в основном в местном налогообложении. Например, размер местного целевого сбора на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели вполне можно быть определен по раскладочной системе исходя из конкретной потребности и числа жителей.

Количественные (долевые, квотативные) налоги, в противоположность раскладочным, исходят не из потребности покрытия расхода, а из возможности налогоплательщика заплатить налог. Эти налоги непосредственно или косвенно учитывают имущественное состояние (доходность) налогоплательщика.

Кроме вышеперечисленных налогов существуют также закрепленные и регулирующие.

Закрепленными называют налоги, которые на длительный период полностью или в частях закреплены как доходный источник конкретного бюджета
(бюджетов). Например, таможенные пошлины являются доходом федерального бюджета Российской Федерации. Регулирующие налоги ежегодно перераспределяются между бюджетами различных уровней с целью покрытия дефицита. В качестве регулирующих, например, используются акцизы, налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий.

Распределение сумм этих налогов между различными бюджетами происходит при утверждении федерального бюджета на конкретный год. По степени компетенции органов власти различных уровней в отношении решения вопросов установления и введения в действие налогов выделяют государственные и местные налоги.

Установление и введение в действие государственных налогов осуществляется решением высшего представительного органа государства. Это не означает, что налоги обязательно поступают в федеральный бюджет. Они могут зачисляться в бюджеты различных уровней.

Местные налоги могут устанавливаться как высшим представительным органом, так и соответствующим местным органом власти, но вводиться только решением, принятом на местном уровне. Эти налоги всегда поступают в местные бюджеты. Как правило, налог не имеет целью покрыть какой-либо конкретный расход. Это обосновывается необходимостью избежать подчинения совершаемых расходов поступлению отдельных видов доходов.
Однако в ряде случаев введение целевых налогов способно сыграть положительную роль.

Во-первых, с психологической точки зрения налогоплательщик с большей готовностью уплачивает налог, в пользе которого он непосредственно уверен.

Во-вторых, эти налоги могут вводиться с целью придания большей независимости конкретному государственному органу.

В-третьих, целевой характер налога может оправдываться тем, что необходимость затрат вызвана получением определенных доходов.

Следующая классификация налогов - регулярные и разовые. Регулярные
(систематические, текущие) налоги взимаются с определенной периодичностью в течение всего времени владения имуществом либо занятия налогоплательщика каким-либо видом деятельности, приносящей доход. Например, подоходный налог с физических лиц, земельный налог взимаются на ежегодной основе, налог на добавленную стоимость - помесячно или поквартально и т.п.

Уплата разовых налогов связывается с какими-либо событиями, не образующими системы. Например, уплата таможенной пошлины зависит от факта импорта или экспорта товара. Для конкретного налогоплательщика экспортно-импортная операция может иметь случайный, непостоянный характер. К разовым относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Существуют и другие основания деления налогов на виды.

1.3 Налоговая система: понятие, сущность.

Налоговая система – совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны.

Налоговая система является важнейшим активным элементов рыночной экономики. Научно обоснованная, отражающая изменяющуюся действительность, она может позитивно влиять на экономические процессы, гасить негативные явления, утверждать цивилизованные правовые отношения в обществе.

Активность налоговой системы проявляется в проявлении ею двух функций: фискальной и регулирующей. Фискальная функция налогов позволяет государству формировать государственные денежные фонды, образующие условия для функционирования государства. Она показывает обязанности налогоплательщиков перед государством. Регулирующая функция налогов означает их использование для стимулирующего воздействия на экономику, прежде всего через перераспределение национального дохода. Регулирующая функция показывает обязанности государства перед налогоплательщиками.

Следовательно, выражая разные стороны налоговых отношений, обе функции
– фискальная и регулирующая выступают в единстве: обязанности налогоплательщиков перед государством оборачиваются обязанностью государства перед налогоплательщиками. И чем совершеннее синтез этих функций, тем более доступна налоговая система для населения.

В современных условиях стимулирование экономических процессов через налоговую систему осуществляется с помощью таких инструментов, как налоговые льготы (в США их насчитывается более 100, в Великобритании – около 80). Налоговые льготы выражаются в пониженных налоговых ставках налогообложения для некоторых предприятий (в основном связанных с научно- техническим прогрессом); в виде налоговых кредитов (вычетов из величины первоначальных налогов), а также в отсрочке уплаты налога или полном освобождении от налогов (в основном малых предприятий и вновь образованных).

Формирование рыночных отношений в России диктует необходимость перехода к цивилизованной налоговой системе. Изучая модель налоговой системы, в странах с развитой рыночной экономикой, Россия не слепо копирует этот опыт, а учитывает исторические особенности страны и формирует налоговую систему в тесной связи со всеми радикальными преобразованиями в экономике.

2. Анализ современного состояния налоговой системы России.

Фундамент новой налоговой системы был заложен в результате реформы 1992 года. Смысл этих преобразований сводился к замене ряда действовавших налогов (характерных для административно-командной системы и фиксированных цен), созданию равных условий деятельности для всех видов хозяйств независимо от форм собственности, превращению налогов в стимул производственной деятельности. В то же время налоговая система призвана препятствовать тем экономическим действиям, в которых общество не заинтересовано. Налоговая политика приобретала юридическое оформление, создавалась налоговая инспекция, которая несла ответственность за выполнения принятых законов.

Для объективной оценки современной налоговой системы России необходимо рассмотреть положительные и отрицательные ее стороны.

Одним из положительных моментов является то, что по своей структуре и принципам построения налоговая система России отражает в целом общераспространенные в мировой практике налоговые системы зарубежных стран.

Современная налоговая система России базируется на требованиях рыночных отношений с учетом перспектив социально-экономического развития.

В прошлом взаимоотношения государства с физическими и юридическими лицами основывалось на административно-централизованных формах хозяйствования. Будучи собственником средств производства, государство управляло экономикой, изымая в бюджет до 80-90% всей прибыли, создаваемой предприятиями. Доля бюджета государства достигала более 70% национального дохода. Действовавшая система налогообложения направлялась на перераспределение средств от экономически сильных хозяйствующих субъектов к слабым, от хорошо работающих предприятий к плохо работающим, кроме того, между бюджетами разных уровней возникали споры из-за доходов, так как не было четкого разграничения поступлений между ними.

Формирование рыночных отношений в России привело к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. При разработке новой налоговой системы использованы накопленный отечественный опыт и практика зарубежных стран. Правовое ее оформление обеспечил целый пакет налоговых законов: "Об основах налоговой системы РФ"(от 27 декабря
1991г.), который определил принципы построения налоговой системы, ее структуру, а также права, обязанности и ответственность плательщиков и налоговых органов; "О государственной налоговой службе РСФСР"(от 21 марта
1991г.), регулирующий вопросы организации сбора налогов и контроля, а также целый ряд законов о порядке исчисления и уплаты конкретных налогов.

Современная налоговая система строится на единых принципах, которые должны регулировать налогообложение на всей территории. К ним относятся: - однократность обложения, т.е. один и тот же объект одного вида облагается налогом один раз за определенный законом период; -строгий порядок введения и отмены налогов, их ставок и льгот; точная классификация налогов, взимаемых на территории России, в основу которой положена компетенция государственной власти; четкое распределение налоговых доходов между бюджетами разных уровней (федеральным, региональными, местными). В каждый бюджет зачисляются определенные налоги в порядке и на условиях, установленных Федеральным собранием РФ и другими органами представительной власти.

Эти объявленные принципы налогообложения в силу нестабильности экономики, слабо развитых рыночных отношений и недостаточной опытности налоговых служб соблюдаются не в полной мере. Так, однократность обложения нарушена. При обложении НДС импортных товаров в налогооблагаемую базу включаются акциз и таможенная пошлина.

Следует отметить, что вновь создаваемая налоговая система России страдает определенными недостатками и нуждается в совершенствовании. К недостаткам следует отнести высокий уровень налогообложения, большое количество налогов, которые не всегда соответствуют реальной экономической ситуации; сложность подсчета некоторых налогов, постоянные изменения и дополнения и др.

В настоящее время на территории России собирается свыше 50 налогов и сборов. Множественность налогов позволяет решать разнообразные задачи и реализовывать различные функции. Однако большое количество налогов приводит к росту расходов по их сбору и создает условия для уклонения от уплаты налогов.

Налоги призваны, во-первых, обеспечить более полную и своевременную мобилизацию доходов бюджета, без осуществления которой невозможно проводить социально-экономическую политику государства и, во-вторых, создавать условия для регулирования производства и потребления в целом и по отдельным сферам хозяйствования, учитывая при этом особенности формирования и перераспределения доходов различных групп населения.

Новизна налоговой системы России проявляется в следующем: базируется на правовой основе, (а не на подзаконных актах, как было раньше), становится стабильной (хотя и не в отношении всех налогов) и пронизывает экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением дохода. Все налоги и сборы вводятся и отменяются только органами государственной власти; построена по единым принципам, единому механизму исчисления и сбора налогов. За всеми налогами и сборами осуществляется единый налоговый контроль со стороны государственной налоговой службы; включает новые налоги (налог на добавленную стоимость, налог на имущество предприятий) и предусматривает существенные изменения в порядке исчисления налоговых льгот и налоговой базы ранее действовавших налогов;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.