Рефераты. Налоги и сборы СССР

Стремление  к установлению суверенитета проявлялось в сфере налогового законодательства следующим образом. Принимались республиканские законы о порядке применения на территории республики общесоюзных законов. В частности, так было сделано в РСФСР. Это подтверждается следующим фактом. После того, как был принят Закон СССР от 14 июня 1990г. «О налогах с предприятий, объединений и организаций» в РСФСР 1 декабря 1990г. был принят Закон о порядке применения на территории РСФСР указанного выше закона Советского Союза. Российские законодатели определили изъятия и дополнения к законам СССР о налогах. Было установлено более льготное налогообложение предприятий республиканского подчинения в сравнении с предприятиями союзного подчинения, введены дополнительные льготы по налогам с предприятий и населения, отменено введение некоторых платежей на территории РСФСР, изменены пропорции распределения поступлений по разным видам налогов между союзным и республиканским бюджетами.

Деятельность по урегулированию налогообложения, исходя из задач реорганизации экономики, продолжалась. 11 июня 1991 г. были приняты поправки к Закону от 23 апреля 1990 г. «О подоходном налоге с граждан СССР, иностранных граждан и лиц без гражданства». Была упрощена шкала ставок налога и установлена в одинаковых пропорциях для всех налогоплательщиков, понижен до 30% их предел. В 1991г. вводится налог с продаж, вносимый юридическими лицами и взимавшийся, в конечном счете, с потребителей через соответствующую надбавку к цене. В систему налогообложения предполагалось внести ряд изменений: упразднить налог с оборота и налог с продаж и вместо них перейти к налогу на добавленную стоимость и акцизы, более полно использовать стимулирующие начала при взимании налога на прибыль, ввести особый федеральный налог, включаемый в издержки производства, для формирования союзного (федерального) бюджета[23]. Как мы знаем, эти меры не удалось реализовать, так как СССР распался, и уже в октябре – декабре 1991 г. начала создаваться самостоятельная налоговая система Российской Федерации.

Таким образом, как и при проведении разного рода реформ, так и при проведении налогового реформирования, система взимания и поступления налоговых платежей в бюджет была изменена. Данные реформы были направлены не только на улучшение эффективности действия налоговой системы, но в них прослеживались элементы стремления к самостоятельности союзных республик. До начала перестройки в СССР фактически отсутствовала налоговая система, но существовали отдельные ее элементы. Можно сказать, что первые признаки формирования налоговой системы появились только во второй половине 80-х гг.[24]

Завершая вторую главу, сформулируем итоговые выводы. Как и в период после Великой Отечественной войны продолжают снижаться налоги, взимаемые с населения, но сельскохозяйственные реформы дают лишь временный эффект. В годы перестройки перед налоговой политикой стояли задачи, существенно отличающиеся от задач всех ранее рассмотренных периодов. Это было связано с внедрением элементов рыночной экономики и допущением индивидуальной деятельности.

Глава 3. Особенности налоговой системы в период существования СССР

3.1 Анализ налогов и сборов 1922-1965 гг

Исследуя налоговые отношения в годы нэпа, можно отметить, что в середине 1921 г. с началом реализации новой экономической политики появилась необходимость возврата к еще недавно отмененной налоговой системе, но вместе с тем необходимо было учитывать совершенно новые социально-экономические условия страны, проведение почти полной национализации промышленности, экономическое разорение в результате войн, изменение классового состава населения и другие факторы. При этом важно было не допустить излишнего обложения частного сектора, который играл важную роль в процессе восстановления хозяйства страны после войны. С помощью налогов в годы нэпа сокращался дефицит бюджета и эмиссия денег[25].

Разрешив предприятиям реализовывать часть, а крестьянству – всю свою продукцию и позволив гражданам заниматься торговлей, государству нужно было создать механизм обложения появившихся источников дохода. Обеспечивалось последовательное сокращение капиталистического накопления, расширялись и модернизировались производства в частных хозяйствах, делая их экономически невыгодными, осуществлялось через систему прямых налогов изъятие личных доходов граждан, получаемых сверх прожиточного минимума.

Наряду с прямыми налогами значительное развитие получили акцизы. Их установление и развитие объяснялось простотой сбора при несовершенстве налогового аппарата.

Налоговая политика СССР должна была реализовать две цели: финансовую - максимизировать налоговые сборы для формирования финансовой базы подъема разрушенной войнами экономики; социально-политическую - ослабить материальные позиции буржуазии в городе и деревне, переложить на обеспеченные слои общества максимальную тяжесть налогообложения, а параллельно - минимизировать налоговые взносы пролетариата, беднейшего крестьянства, наемных рабочих.

Необходимо отметить, что политика усиления налогового давления в зависимости от величины доходов и капитала, принадлежащего налогоплательщику дела, решала в большей степени политические, чем экономические задачи. В сфере поимущественного обложения промышленного производства тяжесть налога прогрессивно возрастала по мере роста размеров капитала. В итоге, всякое слияние капиталов, способствующее созданию эффективных, конкурентоспособных производств приводило к многократному увеличению обложения. Аналогично система прогрессивного возрастания сельхозналога в зависимости от количества пашни и скота приводила к сдерживанию процесса производственного накопления в сельском хозяйстве, дроблению крестьянских хозяйств, а часто и просто к свертыванию объемов сельскохозяйственного производства. Тяжесть налогообложения падала на те доходы, которые служили источником накопления в земледелии (доходы крупных и средних хозяйств) и не затрагивали потребления.

Итак, характерной чертой налоговой системы периода нэпа являлась множественность налогов и сборов и многократность обложения торгово-промышленного оборота в различных его звеньях. Переход к нэпу, проявившийся в разрешении вести торговлю, восстановлении денежного обращения и кредитных отношений, допуске различных форм собственности, обусловил восстановление налоговой системы государства.

В 30-е годы в СССР возникла качественно новая экономическая ситуация: налоговая система фактически перестала функционировать как самостоятельный экономический институт и трансформировалась в один из элементов механизма централизованного планового регулирования экономики. Из народного хозяйства были почти полностью вытеснены частнокапиталистические элементы, развернулась сплошная коллективизация, начался процесс раскулачивания. Если в период нэпа к середине 20-х годов налоговая система обеспечила формирование бездефицитного бюджета, то уже в начале 30-х гг. возник огромный его дефицит[26]. Значение регулирующий функции постепенно снижалось, а превалирующей в налоговой политике стала реализация фискальной функции в форме изъятия запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с целью их последующего перераспределения через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики. Действовавшая в 20-е годы система налогообложения практически полностью выполнила стоявшие перед ней политические задачи: был ликвидирован частный сектор в промышленности и торговле, а его доля в сельском хозяйстве оставалась минимальной. Соответственно утратила свое значение вся сложная система прямого налогообложения частного сектора, направленная на свертывание процессов капиталистического накопления и изъятие капитализированных доходов.

Большинство налогов трансформировалось в обязательные плановые платежи государственных предприятий в бюджет страны. Изъятие доходов предприятий и населения происходило путем перераспределения большей части финансовых средств через бюджетную систему. Предприятия были фактически лишены самостоятельности и инициативы. Реформой 30-х гг. для них были установлены два крупных  плановых платежа в бюджет: налог с оборота и отчисления от прибыли. Такая система просуществовала достаточно долгое время.

Основным источником пополнения бюджета становятся доходы от социалистических предприятий города, сельского хозяйства и налоги с работающих. Начинают широко привлекаться средства населения путем ежегодных займов, привлечения вкладов в сберкассы, «культсбора» и др.[27].

Фундаментальные изменения происходили внутри государственного сектора. В соответствии с постановлением ЦК ВКП (б) от 5 декабря 1929 г. прекратили свое существование хозрасчетные тресты. Сверхцентрализация управления в лице "хозрасчетных" объединений (всего во всей промышленности их насчитывалось в 1930 г. 32) делала излишней сложную налоговую систему взаимоотношений промышленности и торговли с бюджетом[28].

В основе серии налоговых реформаций 1930-х годов лежал поиск действенных экономических механизмов, способных обеспечить централизованное регулирование экономики, форсировать процесс ускорения государственных накоплений на реализацию планов индустриализации промышленности, усилить контроль за хозяйственной и финансовой деятельностью предприятий.

Быстрое создание по экономическим районам крупных сельских хозяйств, регулируемых из одного центра, позволило включить деревню в единую систему директивного планирования.

Продолжается создание наиболее благоприятных условий при взимании подоходного налога для граждан, занятых в общественном производстве, на государственных и кооперативных предприятиях, с одной стороны, и ограничение доходов от частной предпринимательской деятельности, с другой.

В этот период появляются элементы социальной направленности подоходного налогообложения посредством развития системы налоговых льгот, предоставляемых рабочим и служащим в зависимости от наличия детей и иждивенцев в семье.

В целом происходило последовательное упрощение системы налогов, налоговые платежи все более теряли характер многофункционального экономического инструмента и трансформировались в нормативные отчисления. Неоднократно поднимался вопрос об отмене налоговой системы как таковой[29].

В период Великой Отечественной войны существенно возрастает потребность в дополнительных бюджетных средствах, что обеспечивалось повышением прежних налогов, введением ряда новых налогов. Резко сократились экономические возможности СССР в связи с оккупацией западных районов страны. Началась перестройка народного хозяйства на военный лад. Основными источниками финансирования были доходы от госпредприятий, повышение цен на товары первой необходимости, повышение налогов и др[30].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.