Рефераты. Налоги и их роль в условиях рыночной экономики

На основании анализа таблицы 6, была построена таблица 7, в которой рассматривается доля налоговых поступлений в доходах местных бюджетов.

Таблица 7 – Динамика доли налоговых поступлений в доходах местных бюджетов, %

Наименование платежа

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

2007 год

НАЛОГОВЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

96,2327

97,9567

96,40343

95,26459

90,94894

89,90929

Другие поступления

3,767297

2,043303

3,596566

4,735415

9,051061

10,09071

Примечание – построено автором на основании данных НКМФ РК


Анализ структуры доходов местных бюджетов, приведённый в таблице 5, показывает, что наблюдается постоянное падение доли налоговых поступлений в общих поступлениях с 97,9% 2003 году до 89,9% в 2007 году (2004 г. – 96,4%, 2005 г. – 95,3%, 2006 г. – 90,9%). В то время как доля налоговых поступлений доходной части местных бюджетов уменьшается, увеличивается доля официальных трансфертов, выделяемых бюджетам областей [12].

В бюджете 9 областей республики доля официальных трансфертов составляет более 35%. Официальные трансферты общего характера определяются как разница между прогнозными объемами доходов и затрат соответствующего местного бюджета. Инструментом оперативного регулирования межбюджетных отношений в период действия трехлетних объемов официальных трансфертов общего характера, утвержденных соответствующим законом, являются целевые трансферты. Согласно Бюджетному кодексу, целевые текущие трансферты выделяются местным бюджетам для компенсации потерь их потерь в случае принятия нормативных правовых актов, влекущих увеличение расходов и (или) уменьшения доходов местных бюджетов, а также целевые текущие трансферты выделяются для реализации отдельных текущих бюджетных программ, не учитываемых при расчете объемов официальных трансфертов общего характера.

Из налоговых поступлений наибольшую долю имеют социальный налог и индивидуальный подоходный налог. Данный вывод был сделан на основании анализа диаграммы, представленной в приложении 1, из которой видно, что социальный налог приносит наибольшее количество налоговых платежей в местные бюджеты, подоходный налог занимает вторую по значимости позицию, на третьей позиции находятся поступления за использование природных и других ресурсов.

Необходимо также отметить, что из года в год происходит увеличение объёмов налоговых поступлений вышеотмеченных налогов. Кроме того, за последние 2 года (2006 и 2007 гг.) заметно изменилось соотношение объёмов поступлений социального и подоходного налога, т.е. если в 2002-2005 гг. социальный объёмы поступлений от социального налога заметно опережали поступления от подоходного налога, то теперь они почти сравнялись, что является последствием изменения налоговой политики, проводимой в стране.

В соответствии с Приказом Министра экономики и бюджетного планирования "Об утверждении распределения поступлений классификации доходов между уровнями бюджета по Единой бюджетной классификации Республики Казахстан" проведено распределение налоговых поступлений, акцизов, поступлений за использование природных и иных ресурсов, сборов, обязательных платежей, пошлин, неналоговых поступлений, трансфертов, погашения кредитов, займов и т.д. Принцип распределения основан на закреплении 100% поступления одного наименования поступления в один из уровней бюджета. При этом 3 наименования индивидуального подоходного налога и социальный налог распределяются по нормативам установленным областными маслихатами между областным бюджетом и бюджетами районов и городов областного значения. Всего в республиканский бюджет поступления идут по 151 наименованию, в областные бюджеты по 45 наименованиям, в бюджеты г.Астана и г. Алматы по 99 наименованиям и бюджеты районов и городов областного значения по 92 наименованиям [18].

Таким образом, насколько эффективен такой характер регулирования межбюджетных отношений можно будет судить по итогам реализации бюджетного цикла. Проблема пересмотра налогового законодательства особенно актуальна в настоящий момент, в период разделения государственных функций и полномочий. Представляется несколько не логичным принятие вначале Бюджетного кодекса с последующим принятием законов по разграничению полномочий между уровнями государственного управления. Необходимо было вначале четко определить Реестр государственных функций с разграничением их между уровнями государственного управления, а затем определить необходимые объемы и источники финансирования этих функций.

3. Проблемы и направления совершенствования налоговой системы Республики Казахстан

3.1 Влияние глобализации на налоговую систему


В условиях мировой глобализации все большее значение приобретает необходимость обеспечения конкурентоспособности экономики Республики Казахстан, определяемой главным приоритетом в предстоящий период Президентом страны. При этом глава государства отмечает, что вопросы выживания для казахстанской экономики остались позади, а впереди только выбор наиболее прогрессивного мирового опыта для процветания и стабильного развития.

В мае 2007 года представители Налогового комитета Министерства финансов РК были участниками форума Организации по экономическому сотрудничеству и развитию (ОЭСР), местом которого был многосторонний налоговый центр в городе Анкара [14].

ОЭСР – это форум, на котором правительства 30 демократических государств совместно работают и рассматривают экономические, социальные и экологические проблемы, вызванные глобализацией. Начав свою деятельность с 20 странами – членами в 1961 году, сегодня ОЭСР насчитывает 30 стран - членов (с 2000 года), которые на ряду с другими странами принимают участие в работе ОЭСР. Работа в ОЭСР осуществляется через различные комитеты, состоящие из делегатов от правительств стран – членов ОЭСР. Секретариат располагается в Париже (≈ 2000 человек).

Одной из главных задач Комитета по налоговым делам ОЭСР является организация форума для творцов налоговой политики и административных управляющих для обсуждения вопросов текущей политики и администрирования, для оказания помощи странам – членам ОЭСР и экономикам стран не членов ОЖСР в вопросах совершенствования структуры и деятельности их налоговых систем, для расширения сотрудничества и координации между ними в сфере налогообложения и поощрения стран не членов ОЭСР к принятию практики налогообложения, что способствует экономическому росту через развитие международной торговли и инвестиций.

Ниже приведены основные темы и информация, которые были раскрыты в ходе проведенного семинара инструкторами [20].

1. Терминология и общие соображения по теме уклонение от налогообложения и уплаты налогов

В соответствии с Интернет – словарем Wikipedia «… Уклонение от налогов – это общий термин для определения усилий, предпринимаемых физическими лицами, фирмами, доверительными фондами и другими юридическими лицами, в целях уклонения от налогов незаконными методами.

Согласно Интернет – словарю Wikipedia «Избежание от налогообложения (tax avoidance) является правовым использованием налогового режима в собственных интересах с целью уменьшения суммы налога, подлежащего уплате по закону.

Для чего необходимо делать различие между двумя этими понятиями?

Потому что в системах налогов большинства стран это различие делается:

так как в последствии различные в случае уклонения от уплаты налогов или в случае некриминального уклонения от налогообложения;

так как законодатели считают, что умышленное нарушение закона должно трактоваться по-другому, чем в спорной ситуации в рамках закона, но неприемлемой с позиции правительства;

из-за психологических различий;

так как случай уклонения от уплаты налогов может обуславливать стратегию, отличающуюся от случая уклонения от налогообложения;

так как выявленные действенные схемы уклонения от налогообложения могут предоставить большее основание для внесения изменений в законодательство (поправки в материальное право), чем выявленные случая уклонения от уплаты налогов.

Предложения для реализации в РК - Рассмотреть необходимость введения понятий «Избежание от налогообложения» и «уклонение от налогообложения» в казахстанское законодательство. Рассмотреть вопрос ужесточения ответственности за уклонение от налогов в уголовном законодательстве.

2. Общие соображения, касающиеся мер противодействия уклонению от налогообложения

Центральной проблемой является выявление схем уклонения, которые в основном можно выявить во время проведения проверок. Нередко налогоплательщикам не удается скрыть все и при обычной проверке можно выявить следы.

Поэтому инструкторы предлагали использовать любую имеющуюся для этого информацию о проверяемых налогоплательщиках, общаться с бывшими супругами, подругами и любовниками, бывшими сотрудниками, конкурентами, т.е. быть доступными для тех, кто готов дать информацию. Особенно важно публиковать номера телефонов, адреса электронной почты, чтобы люди могли дать какую-либо информацию, имеющуюся у них.

Также инструкторы говорили о том, что необходимо запрашивать явным образом, в форме налоговой декларации, следующие сведения:

- имеет ли налогоплательщик счета в иностранных банках (конкретные формулировки вопроса о счетах в иностранных банках можно найти в формах налоговых деклараций Австралии, Франции, Ирландии, Норвегии, США …)

- контролирует ли налогоплательщик иностранные организации

- владеет ли налогоплательщик иностранной собственностью.

Т.е., заставляя налогоплательщика отвечать на конкретный вопрос, необходимо тем самым показать ему, что в случае неправдивого ответа он пересекает черту и начинает уклоняться от налогообложения.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.