Тюремное заключение ждет тех, кто отказывается платить, имея деньги, или сделал под присягой лживое заявление, что денег у него нет.
В США поощряется, если человек сообщит о том, что кто-то уклоняется от налогообложения. Если проверка подтвердит сведения, информатор может получить 15 процентов от суммы, скрытой нарушителем.
Даже в США с их развитой системой электронных платежей, компьютеризацией и отсутствием расчетов «по бартеру или наличкой» трудно проверить все налоговые декларации. Вот почему налоговые службы страны сделали упор на пропаганду доверия налогоплательщика к государству, а не на политику запугивания. Каждый гражданин США имеет возможность в любое время бесплатно получить от налоговой службы копию «Билля о правах налогоплательщика» - закона, в котором изложены права, предоставленные плательщику налогов.
Используя налоговое законодательство, правительства США сумело справиться даже с некоторыми знаменитыми гангстерами. Так, полиция никак не могла посадить в тюрьму Аль Капоне – известного мафиози, на счету банды которого было множество жертв. Свое богатство он нажил на контрабандной торговле спиртным во время действия «сухого закона» в 20-е годы. Следственным органам не удавалось доказать причастность Аль Капоне к преступлениям – свидетелей не находилось. Но то, что не сумела криминальная полиция, получилось у сотрудников министерства финансов США, которое специализировалась на борьбе с нарушениями налогового законодательства. Они доказали, что знаменитый и богатый гангстер не платил налогов, и его «упрятали» в тюрьму.
2.4 Налогообложение в Германии
В Германии действует социально-ориентированная модель налогообложения. Это значит, что при высоких налоговых ставках граждане этой страны понимают, что бюджетные средства будут израсходованы на них же самих. Поэтому уровень жизни в этой стране – один из самых высоких в мире.
Всего в Германии действует 45 видов налогов. Подоходный налог с физических лиц – основной источник государственного дохода. Его ставка колеблется от 25,9 до 53 %. На уплату налогов немецкая семья тратит почти половину своих доходов. На втором месте по удельному весу в бюджете страны – налог на добавленную стоимость. Действует также налог на доходы корпорации. Основной местный налог – промысловый. Им облагаются предприятия, товарищества, предприниматели, которые занимаются промышленной, торговой или другой деятельностью.
Одним из самых старых является налог на собственность. Он был учрежден в VIII веке королем фон Габсбургом.
В разные времена в Германии вводились самые экзотичные налоги. Так, прусский король Вильгельм Фридрих I установил налог на ношение париков. В VIII веке придумали налог на воробьев. Каждая семья должна была уничтожить по 12 птиц. Выполнившему «норму” платили 6 крейцеров, а тот, кто не справился, должен был внести в казну 12 крейцеров. При Фридрихе Великом был введен налог на кофе. Это привело лишь к тому, что любители напитка стали пить его тайком.
Хотя налогов в Германии много, каждый человек платит только несколько из них. Например, церковный налог платят только прихожане церкви. Налог на противопожарную охрану собирается с сумм при страховании от пожара. существует необлагаемый минимум, льготы на детей, льготы на случай болезни. Есть льгота для тех, кто имеет земельный участок и т.д.
Чтобы ориентироваться в сложной системе налогообложения, надо быть специалистом. Вот почему в США и в Германии человек помимо собственного адвоката, имеет и налогового консультанта. Он не просто помогает заполнить налоговую декларацию, но и консультирует, как правильно и в рамках закона снизить уровень налогооблагаемого дохода.
высокие налоговые ставки подоходного налога заставляют многих известных деятелей искать «убежища” в странах с долее мягким налогообложением. Немецкие футболисты, сыграв в родной стране, уезжают в Бельгию, США или другие государства. Это дает им право не платить налоги в Германии. Также поступают знаменитые теннисисты Борис Беккер и Штефи Графт. По некоторым подсчетам, ежегодный ущерб германской казны от разного рода ухищрений неплательщиков налогов составляет от 150 до 400 млрд. долларов.
В германии крупные налоговые льготы получают фирмы, инвестирующие капитал в восточные земли (бывший ГДР). Поддерживается налоговыми льготами Рурская область, где расположена сталелитейная промышленность. Этим самым проявляется стимулирующая функция налогов. В Германии с помощью налогов поощряют создание рабочих мест, а также подготовку или переподготовку специалистов. Налоговое законодательство германии стремится оптимизировать налоги. они не должны препятствовать развитию свободного бизнеса и одновременно призваны служить государственным приоритетам.
3. Реформирование экономики России
Реформирование экономики России с самого начала было ориентировано на переход к либеральной модели рынка. Первые практические действия в этом направлении выразились в либерализации хозяйственной деятельности и цен, снятии ограничений в оплате труда, ускоренном проведении приватизации государственных предприятий. Имелось в виду, что именно саморегулируемый механизм нарождающейся рыночной системы расставит всех и вся по своим «нишам” и создаст новую структуру хозяйства, новую систему разделения труда в российской экономике.
Первые годы рыночных преобразований в России характеризуются значительным спадом производства, сокращением инвестиций, разладом финансовой системы, снижением уровня жизни подавляющей части населения. Инфляционные процессы, обусловленные ростом цен и неплатежей, негативно сказались на устойчивости денежного обращения и финансово-кредитной системы. Вносимые коррективы в монетаристскую стратегию осуществления реформ ощутимых перемен не принесли: стабилизация в экономике и финансах пока не наступила.
Учитывая сложившуюся ситуацию, правительством России было решено эффективно преобразовать налоговую систему, имея в виду, что она должна быть стабильной и оптимальной, поддерживать товаропроизводителя, стимулировать инвестиции.
В 1990 году в стране создана государственная налоговая служба Российской Федерации, а также Государственные налоговые инспекции краев, областей и республик. Им в свою очередь подчинялись государственные налоговые службы городов и районов. Цель создания ГНС - совершенствование системы контроля за соблюдением налогового законодательства, а также полнотой, правильностью и своевременностью перечисления платежей в бюджет. В 1998 году ГНС насчитывает в своих рядах 200 тысяч человек.
В 2001 году произошла реорганизация ГНС России, и в итоге в Нижегородской области было создано Управление МНС России, которое с 1997 года и по сей день, возглавляет Государственный советник налоговой службы РФ III ранга Николай Федорович Поляков. Область была поделена на четыре региона: Восточный, Западный, Северный и Южный, в которых была создана 61 налоговая инспекция (смотри Приложение № 1).
Тогда же (в 1990 году) была создана и государственная налоговая инспекция по Перевозскому району, весь коллектив которой состоял из восьми человек. В результате реорганизации налоговых органов в 2001 году создали межрайонную инспекцию министерства Российской Федерации по налогам и сборам №11 по Нижегородской области на базе инспекций по Перевозскому, Бутурлинскому и Вадскому районам с центром в г. Перевоз. С первых дней ее возглавляет советник налоговой службы II ранга Вера Николаевна Коробова. Сегодня эта инспекция – большой коллектив из 90 человек, которые трудятся в 9 отделах и не мало прилагают сил для пополнения бюджетов всех уровней (смотри Приложение №2).
4. Теоретические основы налогообложения
4.1 Признаки и функции налогов
Признаки налогов:
а) императивность – субъект налогообложения не вправе отказаться от возложенной на него обязанности платить налоги, т.е. безвозмездно вносить часть своего дохода в бюджет,
б) смена формы собственности дохода – часть дохода субъекта безвозмездно переходит в собственность государства, где доход обезличивается,
в) безвозвратность – субъект налога теряет на налоги право после их уплаты в бюджет,
г) лигитивность – признание налогов на основе права и взимание их только с законных операций.
Схема №2 Функции налогов.
4.2 Правовые основы налоговой системы
Налоги – неотъемлемый элемент государства. Налогообложение представляет собой метод распределения доходов между гражданами, хозяйствующими субъектами и государством. Совокупность всех обязательных платежей в бюджет и во внебюджетные фонды, методы и принципы их построения составляют налоговую систему. Ее построение определяется уровнем экономического развития страны и государственной политикой. Российская налоговая система введена 1 января 1992 года в соответствии с Законом «Об основах налоговой системы в РФ” С января 2001 года начал действовать новый Налоговый кодекс Российской Федерации, который явился правовой основой для налогообложения в России.
На стадии становления налоговой системы, правовая форма налоговой системы не может быть совершенной. Пожалуй, и сегодня нельзя еще утверждать, что российская налоговая система миновала стадию становления. К настоящему моменту все же возобладало мнение о том, что экономическая основа налоговой системы сформирована, и она не должна подвергаться в этом отношении серьезным изменениям. Тогда на первый план выдвигается задача улучшения его правовой формы; главным образом за счет повышения роли законов в регулировании налоговых отношений.
Важным направлением эффективного использования налогов является повышение их роли в стимулировании малого предпринимательства. Именно оно формирует конкурентную сферу, создает дополнительные рабочие места, оперативно внедряет передовые достижения, перестраивает производство в зависимости от спроса и предложения, не требует повышенных первоначальных затрат.
Одним из ключевых звеньев механизма поддержки и развития малого предпринимательства является налоговая система. Опыт стран с развитой рыночной экономикой свидетельствует о том, что необходима целенаправленная программа реформирования налоговой системы, нацеленная на укрепление и поддержку малого предпринимательства.
Мне кажется, что налоговая политика, прежде всего, должна быть нацелена на расширение налоговой базы. Именно расширение налоговой базы позволит реально увеличить поступление доходов в бюджет без усиления налогового бремени. Без решения этой проблемы, невозможно обеспечить финансовую базу экономического роста. Реальным шагом в деле расширения налогооблагаемой базы является всемерное стимулирование развития малого предпринимательства.
Страницы: 1, 2, 3, 4