Рефераты. Международное кредитование в РФ p> После Второй мировой войны предоставление займов шло главным образом по линии международных валютно-кредитных организаций.

§3. Международные вашютно-кредитные организации

Международные и региональные валютно-кредитные и финансовые организации
- это институты, созданные на основе межгосударственных соглашений с целью регулирования международных экономических, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.[23] К таким организациям относятся:

Банк международных расчетов, Международный валютный фонд, Международный банк реконструкции и развития, а также региональные банки развития.

Банк международных расчетов (БМР) — первый межгосударственный банк, который был организован в 1930 г. в Базеле как международный банк центральных банков. Его организаторами были эмиссионные банки Англии,
Франции, Италии, Германии, Бельгии, Японии и группа американских банков во главе с банкирским домом Моргана.

Одной из задач БМР было облегчить расчеты по репарационным платежам
Германии и военным долгам, а также содействовать сотрудничеству центральных банков и расчетам между ними. Свою главную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 30 стран, главным образом европейских. С 1979 г. БМР производит расчеты между странами — участницами Европейской валютной системы, выполняет функции депозитария Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), совершает операции по поручениям ОЭСР и участвующих в ней стран.[24]

БМР выполняет депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю- продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков. Будучи заподноевропейским международным банком, БМР осуществляет межгосударственное регулирование валютно-кредитных отношений.

Международный валютный фонд (МВФ) — международная валютно-кредитная организация, имеющая статус специализированного учреждения ООН. МВФ был создан на международной валютно-финансовой конференции в Бреттон-Вудсе
(США) в 1944 г., но начал функционировать с марта 1947 г. Правление МВФ находится в Вашингтоне, а его отделение — в Париже. Правление состоит из пяти главных департаментов: для Африки, Европы, Азии, Среднего Востока и
Западного полушария.

Официальными целями МВФ являются: содействие развитию международной торговли и валютного сотрудничества путем установления норм регулирования валютных курсов и контроля за их соблюдением, многосторонней системы платежей и устранения валютных ограничений; предоставление государствам — членам фонда средств в иностранной валюте для выравнивания платежных балансов.

Устав МВФ изменялся дважды: в 1968—1969 гг. была внесена первая серия поправок, вызванная введением СДР, и в 1976—1978 гг. — вторая серия поправок, которая отражала замену Бретгон-Вудской валютной системы новой,
Ямайской валютной системой.[25]

Капитал МВФ образуется за счет взносов государств — членов фонда в соответствии с установленной для каждого из них квотой, величина которой зависит от уровня экономического развития стран и ее роли в мировой капиталистической экономике и международной торговле. В 1947 г. в МВФ входило 49 стран, и общая сумма квот составляла 7,7 млрд долл. К 30 июня
1991 г. его участниками были уже 155 стран-членов, а в 1996 г. - 181 страна, капитал (оплаченный) составил 90 млрд СДР (СДР = 1,2 долл. США). Из этой суммы 2/3 принадлежит промышленно развитым странам (в том числе США —
1/5), 1/3 — развивающимся странам, составляющим 4/5 членов МВФ. Исходя из размеров квот распределяются голоса между странами в руководящих органах
МВФ. Каждое государство располагает 250 голосами плюс один голос на каждые
100 тыс. СДР ее квоты. 46% всех голосов принадлежит США и странам ЕС, 34% — развивающимся.[26]

Руководящим органом МВФ является Совет управляющих, который собирается раз в год в составе представителей всех стран-участниц. Исполнительным органом является Директорат, состоящий из шести членов, назначаемых странами с наибольшими квотами, и 16 членов, избираемых по географическому признаку. Совещательным органом является Временный комитет Совета управляющих, в состав которого входят министры финансов 22 стран. В устав
МВФ внесены изменения в связи с Ямайской валютной системой. Они были ратифицированы большинством членов Фонда 1 апреля 1978 г. Доля США в капитале фонда снизилась в период 1947—1987 гг. с 36,2 до 20,1%, в общем количестве голосов — с 26,7 до 19,3%, но все же они сохранили право вето при решении важнейших вопросов. Несколько повысился удельный вес голосов и квот развивающихся стран, главным образом стран — экспортеров нефти.
Кредиты МВФ делятся на несколько видов.[27]

1. Кредиты, предоставляемые в пределах резервной позиции страны в МВФ.
Для покрытия дефицита платежного баланса страна может получить кредит в
Фонде — ссуду в иностранной валюте в обмен на национальную сроком до трех—пяти лет. Погашение ссуды производится обратным путем — посредством покупки через определенный срок национальной валюты на свободно конвертируемую. В пределах 25% квоты страна получает кредиты без ограничений, а также на сумму кредитов в иностранной валюте, предоставленных ранее Фонду. Этот кредит не должен превышать 200% квоты.

2. Кредиты, предоставляемые сверх резервной доли. Ссуды выдаются после предварительного изучения Фондом валютно-экономического положения страны и выполнения требований МВФ о проведении стабилизационных мер.

Стабилизационные программы МВФ предусматривают ограничение внутренних кредитов, бюджетных расходов, заработной платы и ведут к снижению темпов экономического роста, что обычно идет вразрез с национальными интересами страны-заемщика.

Однако получение займа в МВФ дает возможность странам рассчитывать на крупные кредиты в частных банках.

МВФ играет большую роль в межгосударственном регулировании валютно- кредитных отношений. В соответствии с Бреттон-Вудским соглашением перед
Фондом была поставлена задача по упорядочению валютных курсов, т.е. регулированию и поддерживанию устойчивости паритетов стран-членов (в золоте или долларах). Без санкции фонда страны не имели права изменять паритеты валют более чем на 10%, а также допускать при проведении операций отклонения от паритета свыше ±1% (с декабря 1971 г. — свыше ±2,25%).

В соответствии с Уставом МВФ государства — члены Фонда должны были на базе фиксированных валютных курсов вводить обратимость валют по текущим операциям и проводить политику, направленную на полное устранение валютных ограничений. Но на практике эти положения не могли быть выполнены многими странами. Например, валютные ограничения были отменены лишь 60 странами — членами МВФ.

Обострение валютного кризиса в начале 70-х гг. привело к подрыву основных принципов Бреттон-Вудской валютной системы и, в частности, к сохранению фиксированных валютных курсов. В результате в 1973 г. были отменены фиксированные паритеты и валютные курсы, введен режим «плавающих» валютных курсов, которые юридически были закреплены Ямайской валютной системой, введенной с апреля 1978 г.

Страны — члены МВФ обязаны предоставлять ему информацию об официальных золотых запасах и валютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях и т.д. Эти данные используются частными банками для определения платежеспособности стран- заемщиков.

Важно отметить, что членство страны в МВФ является обязательным условием при ее вступлении в Международный банк реконструкции и развития, а также для получения льготных кредитов в его дочерней организации —
Международной ассоциации развития.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) — специализированное учреждение ООН, межгосударственный инвестиционный институт, учрежденный одновременно с МВФ в соответствии с решениями международной валютно- финансовой конференции в Бретгон-Вудсе в 1944 г. Соглашение о МБРР, являющееся одновременно и его уставом, официально вступило в силу в 1945 г., но банк начал функционировать с 1946 г. Местонахождение МБРР —
Вашингтон.[28]

Официальной целью деятельности МБРР является содействие странам-членам в развитии их экономики посредством предоставления долгосрочных займов и кредитов, гарантирования частных инвестиций. Первоначально МБРР был призван с помощью аккумулированных бюджетных средств капиталистических государств и привлекаемых капиталов инвесторов стимулировать частные инвестиции в странах Западной Европы, экономика которых значительно пострадала во время
Второй мировой войны.

С середины 50-х гг., когда хозяйство стран Западной Европы стабилизировалось, деятельность МБРР во все большей степени стала ориентироваться на страны Азии, Африки и Латинской Америки с целью противодействия национально-освободительной борьбе и стимулирования развития их экономики.

Высшими органами МБРР являются Совет управляющих и Директорат как исполнительный орган. Во главе банка находится президент, как правило, представитель высших деловых кругов США. Сессии Совета, состоящего из министров финансов или управляющих центральными банками, проводятся раз в год совместно с МВФ. Членами банка могут быть только члены МВФ, голоса также определяются квотой страны в капитале МБРР (85,2 млрд долл.). Хотя членами МБРР являются 155 стран, лидирующее положение принадлежит семерке:
США, Японии, Великобритании, ФРГ, Франции, Канаде и Италии.

Источниками ресурсов банка, помимо акционерного капитала, являются размещение облигационных займов, главным образом на американском рынке, и средства, полученные от продажи облигаций.

МБРР предоставляет кредиты обычно на срок до 20 лет для расширения производственных мощностей стран — членов банка, которые выдаются под гарантию их правительств. МБРР предоставляет также гарантии по долгосрочным кредитам других банков. Как и МВФ, он требует обязательного предоставления информации о финансовом положении страны-заемщика, кредитуемых объектах и содержании миссии банка, обследующей эти объекты.

Необходимо подчеркнуть, что банк покрывает своими кредитами лишь 30% стоимости объекта, причем наибольшая часть кредитов направляется в отрасли инфраструктуры: энергетику, транспорт, связь. С середины 80-х гг. МБРР увеличил долю кредитов, направляемых в сельское хозяйство (до 20%), в здравоохранение и образование. В промышленность направляется менее 15% кредитов банка.[29]

В последние годы МБРР занимается проблемой урегулирования внешнего долга развивающихся стран: 1/3 кредитов он выдает в форме так называемого совместного финансирования. Банк предоставляет структурные кредиты для регулирования структуры экономики, оздоровления платежного баланса.

В дополнение к МБРР были созданы следующие финансовые институты:
Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация,
Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций. В начале 1991 г. в состав членов этих организаций входили 155 стран. За период своего существования банк и его организации предоставили свыше 5 тыс. займов на общую сумму 245 млрд долл. Почти 3/4 всех займов приходится на МБРР.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.