Помимо отчислений от государственных доходов и налогов, трансфертов, дотаций, субсидий и субвенций, значительным источником формирования доходной базы территориальных бюджетов являются средства, полученные из других бюджетов. В порядке взаимных расчетов часть средств передается из вышестоящего бюджета в нижестоящий.
В значительной степени этот вид доходов в последние десятилетия заменял прямую дотацию. Из всех регулирующих доходов этот источник наименее пригоден для обеспечения территориальных бюджетов финансовыми ресурсами. Если отчисления от государственных доходов и налогов, трансферты, дотации, субвенции и субсидии заранее планируются в доходах этих бюджетов, то средства, передаваемые им в процессе исполнения бюджета, ставят их в еще большую зависимость от вышестоящих бюджетов. Общую схему собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов можно представить в следующем виде (рис. 2). [19]
Рис. 2. Общая схема собственных и регулирующих доходов территориальных бюджетов
В целях сбалансированности бюджетов устанавливаются предельные размеры дефицита бюджета. Если этот показатель превышен или значительно снизились доходы бюджета, то вводится механизм секвестра расходов - это пропорциональное снижение государственных расходов на 5, 10, 15% ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося текущего года. Защищенными статьями являются зарплата, стипендии, государственные пособия.
Основными недостатками действующей системы межбюджетных отношений в настоящее время являются:
- резкая дифференциация регионов по уровню бюджетной обеспеченности;
- отсутствие реальных стимулов повышения собираемости налоговых платежей, особенно поступающих в федеральный бюджет;
- неэффективное расходование средств региональных бюджетов, в том числе получаемых в качестве трансфертов из федерального бюджета.
Фактором, сдерживающим формирование единой исполнительной вертикали, является незавершенность процесса разграничения предметов ведения и распределения полномочий между Российской Федерацией, субъектами РФ и местным самоуправлением.
Отсутствуют базовые законы в сфере федерализма. Этот пробел восполняют внутригосударственные договоры и соглашения, способствующие конкретизации общих принципов и направлений государственной, региональной и национальной политики.
Заключено 42 договора с органами власти 46 субъектов РФ и более 250 соглашений.
Укрепление федерализма требует решения проблемы развития местного самоуправления. Принят ряд федеральных законов и более 1300 нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере местного самоуправления. Кроме того, наблюдается процесс принятия законов, связанных с передачей органам местного самоуправления исполнения ряда государственных полномочий без их правовой увязки с федеральным законодательством.
Глава 3. Формирование консолидированного бюджета на примере Краснодарского края
Консолидированный бюджет - объединенный бюджет территориальных единиц, регионов, образующих единую административно-территориальную совокупность (автономию, республику, государство). [7]
Консолидированный бюджет - свод федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации, т. е. бюджетов национально-государственных и административно-территориальных образований страны. Он используется для анализа показателей бюджетной системы, в частности, при установлении нормативов от федеральных налогов в бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований.
Консолидированный бюджет утверждается законодательным органом власти. Он представляет собой форму образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государственной власти федерального уровня, уровня субъектов Федерации и местного уровня. Иногда в состав консолидированного бюджета включаются некоторые внебюджетные фонды. Советы министров республик в составе России, исполнительные органы субъектов Федерации также составляют консолидированные бюджеты, представляющие собой своды бюджетов соответствующих территорий. [25]
3.1 Доходы консолидированного бюджета Краснодарского края
Составляющие доходной части:
ускоренное развитие базовых отраслей экономики края;
увеличение инвестиций в основной капитал;
рост эффективности налогового администрирования.
Налогооблагаемая база территорий.
1.Доходы бюджетов поселений:
налог на имущество физических лиц и земельный налог – 100%;
налог на доходы физических лиц – 10%;
единый сельскохозяйственный налог – 30%;
транспортный налог – 10%;
арендная плата за земли до разграничения собственности – 50%.
2. Доходы муниципальных районов:
налог на прибыль – 5%;
налог на доходы физических лиц – 20%;
единый сельскохозяйственный налог – 60%;
единый налог на вмененный доход – 90%;
транспортный налог – 20%;
плата за негативное воздействие на окружающую среду – 40%;
3. Доходы городских округов:
сумма налогов (пункты 1 и 2);
арендная плата за земли до разграничения собственности – 80%.
Доходы консолидированного бюджета края на 2008 год и источники его формирования
Прогнозируемые доходы – 106,5 млрд. рублей, с приростом в 19% к 2007 году.
Консолидированный бюджет включает в себя:
- краевой бюджет;
- 426 бюджетов муниципальных образований (бюджеты городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений).
Динамика доходов консолидированного бюджета (млрд. руб.) представлена на рис.3.
Рис.3. Рост доходов консолидированного бюджета
Структура доходов консолидированного бюджета края на 2008 год представлена на рис. 4.
Рис.4. Состав доходов консолидированного бюджета края на 2008 год
Объем консолидированного бюджета края на 2008 год формируют в основном, налоги на доходы физических лиц, на прибыль предприятий и организаций, на имущество юридических лиц, земельный налог, акцизы и арендная плата за землю. Доходы краевого бюджета составляют 74,1% от общего объема консолидированного бюджета Краснодарского края на 2008 год. [
Структура доходов краевого бюджета на 2008 год представлена на рис 5.
Рис. 5. Доходы краевого бюджета на 2008 год
3.2 Расходы консолидированного бюджета Краснодарского края
Консолидированный бюджет Краснодарского края на 2008 год по расходам составляет 105,8 млрд. рублей. Из них на поддержание и развитие:
- социальной сферы – 69,5 млрд. рублей;
- экономики – 11,0 млрд. рублей;
- жилищно-коммунального хозяйства – 10,8 млрд. рублей;
- безопасности – 5,9 млрд. рублей;
- общегосударственные и другие вопросы – 8,6 млрд. рублей.
Структура расходов консолидированного бюджета Краснодарского края на 2008 год проиллюстрирована на рис.6. [28]
Рис. 6. Расходы консолидированного бюджета края на 2008 год
В последнее время руководство Краснодарского края очень много внимания уделяет молодежи, и как видно из рис.6, бюджетные средства в основном расходуются на образование, здравоохранение и спорт, и социальную политику. Я бы очень порекомендовала и остальным руководителям последовать примеру, и взять курс на поддержание и воспитание молодого поколения!
3.3 Политика межбюджетных отношений
Её основа – 131-й Федеральный Закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», вступивший на Кубани в действие в 2006 году. При этом главная задача – правильное межбюджетное регулирование, обеспечение бюджетов муниципальных образований средствами для исполнения возложенных на них полномочий. Объем межбюджетных трансфертов – 36,9 млрд. рублей (127,7% к 2007 году). Они распределяются как:
дотации бюджетам муниципальных районов (городских округов) из краевого фонда финансовой помощи – 3,6 млрд. рублей;
дотации бюджетам поселений из краевого фонда финансовой поддержки поселений – 0,3 млрд. рублей;
субсидии из краевого фонда софинансирования социальных расходов – 9,5 млрд. рублей;
субвенции из краевого фонда компенсаций – 17,2 млрд. рублей;
иные межбюджетные трансферты – 0,1 млрд. рублей;
трансферты Краснодарскому территориальному фонду обязательного медицинского страхования – 6,2 млрд. рублей.
В условиях реформирования местного самоуправления основная задача это обеспечение сбалансированности бюджетов всех уровней. В этих целях муниципальным образованиям из краевого бюджета предоставляются дотации. На выравнивание бюджетов поселений они рассчитаны, исходя из их бюджетной обеспеченности. [25]
Бюджетам муниципальных образований для реализации социальных задач предоставляются субсидии. Важное значение здесь приобретает помощь на строительство социальной и инженерной инфраструктуры.
Особое место занимают целевые субвенции муниципальным образованиям – для обеспечения передаваемых полномочий.
Межбюджетные трансферты, предоставляемые из краевого бюджета в 2008 году (% к общему объему) представлены на рис.7.
Социальная сфера
В 2008 году основу социальной политики в Краснодарском крае составит комплекс мер по сохранению и совершенствованию работы сети социально-культурных учреждений. За счет консолидированного бюджета края финансируются свыше 7 тысяч государственных и муниципальных учреждений. Среди них 1372 школы, 1374 детских сада, 457 больниц и поликлиник, 976 домов культуры и клубов, 220 объектов спортивной направленности. [25]
Один из главных приоритетов – меры по поддержке различных категорий населения края. Таких как: семьи с детьми, дети-сироты, инвалиды, граждане пожилого возраста и др. Расходы на социальную сферу составят 69,5 млрд. рублей, рост к 2007 году – 18%.
Помимо роста ставок и окладов у всех работников социальной сферы на 15% с 1 сентября 2007 года и на 7% с 1 сентября 2008 года в бюджете учитываются ежемесячные доплаты:
по 1000 – 2000 рублей – 26,5 тысячам работников учреждений социальной защиты населения;
по 1000 рублей – 21 тысячи воспитателей в детских садах;
по 1000 – 2000 рублей – социальным педагогам, педагогам-психологам и другим (всего 5,3 тысячам педагогических работников в школах и учреждениях начального профессионального образования (НПО);
по 5000 рублей – тренерам спортивных школ.
Расходы на социальную сферу в консолидированном бюджете края представлены на рис. 8 .
Образование
В эту сферу направляется 28 млрд. рублей, рост к 2007 году 18%. Продолжится реформирование механизмов финансирования образования.
На рисунке 9 показан норматив подушевого финансирования расходов общеобразовательных учреждений из расчета на 1-го учащегося в год.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6