Рефераты. Местные финансы

2. Местные бюджеты


Местный бюджет является основой финансовой системы муниципального образования. В нем находят отражение все экономические, социально-политические и организационные решения муниципальных органов власти в области вопросов местного значения. В законодательной практике к вопросам местного значения относят различные аспекты непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований. В соответствии с этим местными бюджетами являются бюджеты муниципальных образований, утверждение и исполнение которых осуществляют органы местного самоуправления.

Согласно Бюджетному кодексу Российской Федерации бюджет муниципального образования (местный бюджет) представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.[4] В соответствии с изменениями, внесенными в Бюджетный кодекс в связи с принятием новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», местный бюджет определяется как «форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год для исполнения расходных обязательств соответствующего муниципального образования».

Денежным фондом бюджета может располагать орган власти лишь того поселения, которое имеет статус муниципального образования. Если муниципальное образование объединяет ряд отдельных населенных пунктов и территорий, не являющихся поселениями, в его бюджете в качестве составной части могут быть предусмотрены соответствующие сметы. При этом все доходы и расходы территорий, находящихся на сметном финансировании, включаются в состав единого бюджета. Если же на территории муниципального образования имеются муниципальные образования нижестоящего территориального уровня, право самостоятельно принимать и исполнять собственные бюджеты имеют органы местного самоуправления муниципальных образований, как первого, так и второго уровня.

Принципы формирования и исполнения местных бюджетов в Российской Федерации в целом соответствуют общим принципам бюджетной системы РФ, установленным в Бюджетном кодексе РФ: единство бюджетной системы; разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы; самостоятельность бюджетов; полнота отражения доходов и расходов бюджетов; сбалансированность бюджета; эффективность и экономность использования бюджетных средств; общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов; гласность; достоверность бюджета; адресность и целевой характер бюджетных средств. В новой редакции Бюджетного кодекса РФ помимо указанных принципов установлен принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

В ряде стран, в частности в США, в отношении муниципальных бюджетов действуют строгие законодательные ограничения на принятие бюджета с дефицитом. В таких случаях муниципальные образования обязаны сократить свои расходы. В России, где существует проблема роста задолженности муниципальных бюджетов, необходимо четкое соблюдение рассматриваемого принципа сбалансированности бюджета. Поиск путей решения данной проблемы предполагает более полное уяснение сущности и структуры доходов и расходов местных бюджетов.

Одним из ключевых принципов для муниципальных бюджетов является принцип самостоятельности, который реализуется через соответствующие права и обязанности органов местного самоуправления, в том числе:

• самостоятельно обеспечивать сбалансированность бюджета, осуществлять бюджетный процесс, определять формы и направления расходования и эффективно использовать средства бюджета, определять источники финансирования дефицита бюджета;

• устанавливать в соответствии с законодательством Российской федерации о налогах и сборах налоги и сборы, подлежащие зачислению в бюджет;

• недопустимость изъятия дополнительно полученных доходов, сумм превышения доходов над расходами, сумм экономии по расходам бюджетов;

• недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней

бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов;

• и некоторые другие.[5]

Доходы местных бюджетов представляют собой поступления денежных средств, предназначенные для обеспечения задач и функций местного самоуправления.

Доходы местного бюджета могут быть сгруппированы по источникам и способам их получения.

Выделяют следующие основные группы доходов местных бюджетов-

• налоговые и неналоговые;

• законодательно закрепленные (без определения срока) и полученные от субъекта Федерации в порядке межбюджетного регулирования, целевого регулирования для выполнения отдельных государственных полномочий и программ.

Налоговые доходы местных бюджетов включают: налоговые доходы местных бюджетов от местных налогов и сборов; отчисления от федеральных и региональных налогов и сборов.

Неналоговые доходы местных бюджетов формируются за счет доходов от использования и продажи имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходов от деятельности муниципальных организаций (части прибыли муниципальных унитарных предприятий и части доходов от оказания органами местного самоуправления и муниципальными учреждениями платных услуг, остающихся после уплаты налогов и сборов); административных платежей; штрафов и иных сумм принудительного изъятия; безвозмездных перечислений.

В общем виде доходная часть местных бюджетов включает: собственные доходы, закрепленные на постоянной основе, поступления от регулирующих налогов, безвозмездные перечисления из вышестоящего бюджета в различных формах.

Закрепленные доходы бюджета – это доходы, которые закреплены на постоянной основе полностью или частично за определенным уровнем бюджетной системы.[6]

Основной составляющей этих доходов являются налоговые доходы.

В большей степени самостоятельность органов местного самоуправления проявляется по отношению к местным налогам и сборам.

Местные налоги – это обязательные платежи, которые устанавливаются органами местного самоуправления и полностью поступают в местные бюджеты. Состав и структура местных налогов в разных странах имеют существенные отличия, определяемые историческими, экономическими и другими особенностями конкретной страны. Наиболее сложные налоговые структуры (например, в Австрии) включаю свыше 100 различных видов местных налогов. В Японии насчитывается 30 местных налогов.

Расходы местных бюджетов – это затраты, возникающие в ре-выполнения органами местного самоуправления своих Они соответствуют природе и характеру местного самоуправления.

Децентрализация бюджетной системы России в 90-х гг. привела к серьёзному перераспределению бюджетных ресурсов государства в пользу территориальных (региональных и местных) органов управления. Федеральный центр освобождался от части управленческих функций финансирования ряда социальных программ, которые в федеральных государствах обычно осуществляются на региональном и местном уровне, тем самым делая попытку преодолеть дефицитность федерального бюджета, оказывающую негативное воздействие на развитие экономики в целом. Эти изменения носили в целом прогрессивный характер. По пути децентрализации в 80-е и 90-е годы шли все страны с развитой рыночной экономикой. В настоящее время через муниципальные бюджеты финансируется 65% расходов консолидированного бюджета на образование, более 60% – на жилищно-коммунальное хозяйство, 58% – на здравоохранение, 50% – на социальную политику.

Основной принцип разграничения расходов между бюджетами – их адекватность полномочиям, закрепленным за соответствующим уровнем власти. Разграничение расходных полномочий определяет специфику содержания и структуры расходов бюджетов различных уровней. Так, состав расходов муниципальных бюджетов отличен от расходов федерального бюджета, так как в муниципальные бюджеты не включаются направления расходования средств, являющиеся прерогативой центрального органа власти (расходы на национальную оборону, безопасность государства, международную деятельность и др.). Особенности содержания расходов местных бюджетов определяются задачами местного самоуправления по обеспечению социально-экономического развития муниципального образования, повышению качества жизни проживающего на его территории населения.

В целом расходы бюджетов муниципальных образований включают следующие основные группы:

• расходы, связанные с решением вопросов местного значения;

• расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления;

• расходы, связанные с обслуживанием и погашением муниципального долга.[7]

Другая составляющая расходов муниципального бюджета предназначена для финансирования местных потребностей, не входящих в приоритеты центра. Эта часть расходов должна финансироваться исключительно за счет собственных доходных источников.

В международной практике расходы местных бюджетов делят обязательные и дискреционные.

Обязательные расходы территорий – это те денежные средства, которые расходуются по утвержденным центральным правительством направлениям. К таким расходам относят выделение средств для социального обслуживания граждан в целях гарантированного обеспечения им стандартного набора общественно значимых услуг (жилище, здравоохранение, транспорт и т.д.), а также расходы, осуществляемые федеральным программам.

Дискреционные расходы – это денежные средства, которые расходуются органами местного самоуправления в соответствии с утвержденными направлениями муниципальной бюджетной политики, т.е., по собственному усмотрению. Исполнение этих расходов должно учитывать местные требования, демографические, географические, социально-экономические и другие факторы.



3. Местные внебюджетные фонды

Внебюджетные социально-страховые фонды – институты, создаваемые для реализации важнейшей общественной задачи – защиты населения от социальных рисков.[8] Цель данных фондов – реализация важнейших социальных гарантий: государственное пенсионное обеспечение, оказание бесплатной медицинской помощи, выплаты во время отпуска по беременности и родам, а также защита от социальных рисков, которые неизбежно сопровождают трудовую деятельность, – поддержка в сфере занятости, в случае потери трудоспособности и т.д. Государственные социально-страховые фонды (Пенсионный фонд России, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) – самые крупные из внебюджетных фондов федерального значения.

Социальные внебюджетные фонды – самостоятельные финансово-кредитные учреждения, однако их самостоятельность ограничена государством – оно определяет уровень страховых платежей, принимает решения об изменении структуры и уровня денежных выплат, обеспечивает контроль деятельности фондов. Средства фондов формируются преимущественно за счет страховых платежей предприятий всех форм собственности, привязанных к одной из самых надежных баз – фонду оплаты труда, а также поступлений из бюджетной системы в оговоренных законом случаях, прочих доходов (например, от размещения временно свободных средств на финансовом рынке, штрафов, пени и др.). С 2005 г. существенно снижен (с 35,6 до 26%) размер единого социального налога, являющегося основным источником формирования государственных социально-страховых внебюджетных фондов, его начисление осуществляется по регрессивной шкале, изменены пропорции его разделения между фондами (20% в Пенсионный фонд, 3,2% – Фонд социального страхования, 2,8% – Фонд обязательного медицинского страхования). Контроль деятельности государственных социально-страховых фондов ввиду важности выполняемой ими роли ведется органами и исполнительной, и законодательной власти.

Внебюджетные фонды субъектов РФ и местных органов самоуправления существуют, как правило, либо в виде субсчетов, подконтрольных территориальным органам власти и управления, либо в виде фондов – юридических лиц, аккумулирующих поступления неналогового характера (добровольные взносы, сборы за пользование и др.). Основное отличие данных фондов от других заключается в том, что в них не должны перечисляться бюджетные средства. Контроль целевого использования средств фондов возложен на представительную власть регионов, формы контроля – отчетность, лицензирование и т.д. Эти фонды подразделялись, в свою очередь, на инвестиционные (жилищно-ин-вестиционные), отраслевые (поддержки промышленности, жилищного хозяйства, пожарной безопасности, фонды научно-исследовательских и конструкторских разработок), социальные (социальной поддержки населения, беженцев и переселенцев), экологические и др.

4. Бюджет г. Смоленска


Руководствуясь статьей 9 Федерального закона от 25.09.1997 №126-ФЗ «О финансовых; основах местного самоуправления в Российской Федерации», Федеральным законом о 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Бюджетным кодексом Российской Федерации, областным, законом «Об областном бюджете на 2008 год», Уставом города Смоленска, Смоленский городской Совет

Решил:

1. Утвердить бюджет города Смоленска на 2008 год по расходам в сумме 3181087,8 тыс. рублей и по доходам в сумме 2947692,8 тыс. рублей.

2. Установить предельный объем дефицита бюджета города Смоленска на 2008 год в сумме 233395,0 тыс. рублей, что составляет 10,0% от объема доходов без финансовой помощи областного бюджета.

3. Утвердить источники финансирования дефицита бюджета города Смоленска на 2008 год согласно приложению №1.

4. Утвердить перечень главных администраторов доходов бюджета города Смоленска согласно приложению №2.

5. Утвердить перечень главных администраторов поступлений в бюджет города Смоленска – органов государственной власти Российской Федерации и Смоленской области согласно приложению №3.

6. Утвердить перечень главных администраторов источников финансирования дефицита бюджета города Смоленска 2008 года согласно приложению №4.

7. Утвердить прогнозируемые доходы бюджета города Смоленска на 2008 год согласно приложению №5.

8. Учесть нормативы распределения доходов бюджета города Смоленска на 2008 год в соответствии с федеральным и областным законодательством, согласно приложению №6.

9. Утвердить распределение бюджетных ассигнований из бюджета города Смоленска на 2008 год по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов бюджетов согласно приложению №7.

10. Утвердить ведомственную структуру расходов бюджета города Смоленска на 2008 год (распределение бюджетных ассигнований, предусмотренных главным распорядителям средств бюджета города Смоленска по разделам, подразделам, целевым статям и видам расходов классификации расходов бюджетов) согласно приложению №8.

11. Утвердить объем бюджетных ассигнований на реализацию городских целевых программ на 2008 год в сумме 244696,1 тыс. рублей и распределение по главным распорядителям средств бюджета города Смоленска согласно приложению №9.

12. Утвердить объем субсидий, предоставляемых в 2008 году из бюджета города Смоленска общественным организациям инвалидов и ветеранов для финансирования расходов, связанных с их деятельностью и развитием материально-технической базы, в сумме 619,9 тыс. рублей.

Утвердить объем субсидий, предоставляемых в 2008 году из бюджета города Смоленска некоммерческим организациям (за исключением общественных организаций инвалидов и ветеранов), в сумме 2415,0 тыс. рублей.

Предоставление субсидий осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном Администрацией города Смоленска.

13. Утвердить в составе расходов бюджета города Смоленска на 2008 год резервный фонд Администрации города Смоленска в размере 10000,0 тыс. рублей, что составляет 0,3 процента от общего объема расходов городского бюджета.

14. Установить, что в 2008 году из бюджета города в пределах общего объема бюджетных, ассигнований, предусмотренных по источникам финансирования дефицита бюджета города Смоленска, предоставляются бюджетные кредиты юридическим лицам – в сумме 31000,0 тыс. рублей на срок, не выходящий за пределы 2008 года, и в сумме 42000,0 тыс. рублей на срок, выходящий за пределы 2008 года на следующие цели: обеспечение функций по организации электро-, тепло – газо- и водоснабжения населения города Смоленска, водоотведения (капитальные вложения, капитальный ремонт основных средств, приобретение основных средств и товарно-материальных ценностей, погашение просроченной кредиторской задолженности).

Бюджетные кредиты юридическим лицам предоставляются в 2008 году с уплатой процентов в размере одной трети действующей ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации.

Утвердить Положение о предоставлении юридическим лицам в 2008 году бюджетных кредитов за счет средств бюджета города Смоленска согласно приложению 10.

15. Утвердить предельный объем расходов бюджета города Смоленска на обслуживание муниципального долга в размере 15408,0 тыс. рублей, что составляет 0,6 процента от объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджета субъекта Российской Федерации.

16. Утвердить Программу муниципальных гарантий города Смоленска на 2008 год согласно приложению №12.

Утвердить в составе Программы муниципальных гарантий города Смоленска на 2008 год общий объем бюджетных ассигнований, предусмотренный на исполнение муниципальных гарантий города Смоленска по возможным гарантийным случаям в 2008 году, в сумме 70000,0 тыс. рублей.


Список используемой литературы

1. Вахрин Н.И. Финансы и кредит. М. 2007

2. Ковалева А.М. Финансы. М. 2001

3. Ковалева В.В. Финансы М. 2004

4. Лушин С.И., Слепова В.А. Государственные и муниципальные финансы. М. 2005

5. Мацкуляка И.Д. Финансы, налоги и кредит. М. 2007

6. Миляков финансы. М. 2002


[1] .Ковалева В.В.Финансы  М.2004

[2] Мацкуляка И.Д. Финансы, налоги и кредит. М.2007

[3] Лушин С.И., Слепова В.А.. Государственные и муниципальные финансы.  М.2005

[4] Вахрин Н.И. Финансы и кредит. М. 2007

[5] . Ковалева А.М. Финансы .  М.2001

[6] . Миляков финансы.  М.2002

[7] . Лушин С.И., Слепова В.А.. Государственные и муниципальные финансы.  М.2005

[8] Вахрин Н.И. Финансы и кредит. М. 2007


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.