К недостаткам схемы можно отнести расходы в виде выплачиваемого вознаграждения банку за участие в схеме, а также затраты на содержание дополнительной фирмы - лизинговой компании. Впрочем, эти потери компенсируются за счет оптимизации налогообложения проекта.
Для поддержания некоторых стратегических областей (авиастроение) правительство России предполагает заменить финансовый лизинг операционным. Это значит, что деньги на его развитие будут выделять авиазаводам, а не лизинговым компаниям.
Некоторые проблемы лизинга уже разрешаются. В 2004 на рынке снизились стоимость услуг и требования к лизингополучателям, стала проще процедура заключения сделки, появились новые программы. Снизилась налоговая нагрузка при проведении сделок международного лизинга.
Однако, основной проблемой российского лизинга в 2004 - 2005 г.г. эксперты называют отсутствие на рынке "длинных" денег и дороговизна кредитов.
Хотя общее повышение сроков лизинговых сделок на финансовом рынке обусловлено увеличение сроков финансирования для самих лизинговых компаний - за 2004 год прежде всего снизилась стоимость финансирования, увеличился срок (до семи лет), на который предоставляются деньги, а также изменился удельный вес валют – доля рублевого финансирования значительно возросла. Но все равно предоставить займы на 10 лет (стандартный срок лизинговой сделки на Западе) наши банки – основные источники финансирования лизинговых компаний – пока не в состоянии. Решение проблемы – выход на западные рынки капитала или выпуск собственных облигаций предприятия.
Основная проблема, тормозящая развитие лизинга, заключается и в высоких процентных ставках. Для быстрого развития лизинга необходимо, чтобы процентные ставки по лизинговым платежам не превышали ставку рефинансирования более чем на 1,5-2%.
Инициаторами улучшения законодательства о лизинге активное участие принимает Российская Ассоциация лизинговых компаний с рядом проектов. Один из них - возвращение к практике лицензирования лизинговой деятельности. Однако здесь не все так однозначно. Рынок сам определяет, кто выживет, а кто обанкротится. К тому же сам механизм выдачи различного рода разрешений, лицензий, сертификатов очень удобная почва для коррупции. Хороший пример - развитые страны. Там нет лицензирования, а масштабы лизинговых операций весьма значительны.
На данном этапе необходимо преодолеть те проблемы, которые существуют в реальности и действительно затрудняют работу. Но вместе с тем, внесения поправок в законодательство неизбежно. Время не стоит на месте, лизинг развивается. А это значит, что и законодательная база не должна быть законсервирована. Она также должна развиваться и отражать реалии этого времени.
Заключение
Применение нетрадиционных способов инвестирования в деятельности предприятий в сегодняшних условиях приобретает особое значение для нашей экономики в силу: ограниченности бюджетных средств; недостатка собственных источников для осуществления деятельности; высоких процентных ставок за кредит и их краткосрочность; инфляционных тенденций.
Поэтому особое внимание здесь привлекают такие нетрадиционные для отечественной экономики способы финансово-кредитного обеспечения деятельности предприятий, как лизинг.
Рассмотрим положительные моменты лизинга с точки зрения финансирования и налогообложения.
Прямые закупки оборудования у предприятия финансируются из прибыли, оставшейся в его распоряжении после налогообложения, а платежи по договорам финансового лизинга относятся в полном объеме на себестоимость продукции. Это влечет за собой уменьшение налогооблагаемой прибыли предприятия и сокращение статей расходов, финансируемых из прибыли.
Лизинговая сделка не требует больших единовременных затрат, связанных с оплатой поставщику стоимости оборудования, таможенной очисткой и оплатой НДС на таможне.
При финансовом лизинге оборудования (если по условиям договора лизинга лизинговое имущество учитывается на балансе лизингодателя) достигается экономия по налогу на имущество, так как плательщиком его является лизингодатель. Лизинговые компании по российскому законодательству могут применять норму начисления амортизации, увеличенную на коэффициент равный трем. Быстрое обновление основных фондов увеличивает оборачиваемость оборотных средств, и лизингополучатель получает на баланс уже самортизированное оборудование.
Возмещение НДС из бюджета по лизинговым сделкам производится равномерно после фактической оплаты лизинговых платежей в течение всего срока действия договора, в то время как при прямой закупке оборудования момент возмещения НДС из бюджета по приобретенным основным средствам откладывается на срок 5-6 месяцев после полной оплаты поставщику. Обычно в российской практике из-за дефицита бюджетных средств НДС редко возмещается денежными средствами налогоплательщику по его заявлению на расчетный счет, возникшая переплата по НДС засчитывается в счет будущих налоговых платежей, что влечет за собой отвлечение у предприятия оборотных средств в бюджете государства. По российскому налоговому законодательству для малых предприятий, заключивших лизинговые договора, установлена льгота, полностью освобождающая такие предприятия от уплаты НДС по лизинговым платежам.
Для поставщиков оборудования лизинг - это, в первую очередь, один из способов увеличения объемов продаж. Учитывая высокую стоимость ресурсов в России, стоимость работы с российскими лизингодателями выше, чем в Европе. Но, несмотря на это большинство поставщиков и производителей оборудования готовы сотрудничать с лизинговыми компаниями и предоставлять им скидки и товарные кредиты. Большую активность на лизинговом рынке проявляют производители и поставщики автотранспорта. Эта лизинговая ниша традиционно формируется в значительной мере за счет лизинговых компаний, принадлежащих крупнейшим зарубежным производителям и автодилерам.
Наибольший объем инвестиций в России приходится на крупные предприятия. Действительно, с точки зрения увеличения объема инвестиционного портфеля финансировать малый и средний бизнес не так привлекательно - при уменьшении суммы сделки возрастают расходы на ее сопровождение. Но как показал финансовый кризис 1998 года, именно малые и средние предприятия в большинстве случаев исполняли принятые на себя обязательства, тогда как крупные лизингополучатели часто оказывались не в состоянии продолжать сделку в изменившихся экономических условиях.
На сегодняшний день можно выделить основные проблемы, тормозящие лизинг в России:
¾ несовершенство законодательства;
¾ проблемы возмещения внутреннего НДС;
¾ отсутствие долгосрочного и дешевого финансирования;
Подводя итог, можно отметить, что финансовая аренда (лизинг) является более доступным, эффективным и гибким методом привлечения ресурсов по сравнению с банковским кредитом, что достигается за счет эффективного применения норм действующего законодательства. Многие лизингополучатели отмечают, что лизинг существенно удешевляет обновление основных средств и во многих случаях является единственно возможным способом расширения бизнеса.
Однако существенно сдерживает процесс развития лизинга в нашей стране недостаток долгосрочных ресурсов у отечественных кредитно-финансовых учреждений. Ведь нормальная лизинговая операция требует долгосрочных вложений - на несколько лет. Кроме того, после кризиса из-за снижения рейтинга кредитоспособности всей российской экономики значительно возросла требовательность зарубежных поставщиков к формам и срокам оплаты контрактов.
Тем не менее лизинг остается одним из наиболее выгодных вариантов инвестирования средств в реальный сектор, так как дает инвестору гарантии целевого использования вложенных средств.
Остается надеяться, что отечественный лизинг выйдет из проблемной ситуации. Теперь на качественно новый, пятый этап своего развития.
Список литературы
Нормативные акты
1. Государственная налоговая служба Российской Федерации, письмо от 14 марта 1996 г. № ПВ-6-02/180 «О положении о лицензировании лизинговой деятельности в Российской Федерации»
2. Приказ от 6 мая 2000 г. № 342 «Об утверждении порядка определения доминирующего положения лизинговых организаций на рынке лизинговых услуг»
3. Постановление от 27 апреля 1999 г. № 467 «О мерах по государственной поддержке лизинга сельскохозяйственной техники и оборудования»
4. Постановление от 3 сентября 1998 г. № 1020 «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на осуществление лизинговых операций»
5. Постановление от 29 октября 1997 г. № 1367 «О совершенствовании лизинговой деятельности в агропромышленном комплексе Российской Федерации»
6. Постановление от 21 июля 1997 г. № 915 «О мероприятиях по развитию лизинга в Российской Федерации на 1997 — 2000 годы»
7. Постановление от 27 июня 1996 г. № 752 «О государственной поддержке развития лизинговой деятельности в Российской Федерации»
8. Федеральный Закон «О лизинге» от 29 октября 1998 г. № 164-ФЗ
9. Федеральный закон о финансовой аренде (лизинге) в редакции от 29.01.2002 № 10-ФЗ
Библиография
1. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятия. – М.: Финансы и статистика, 2002.
2. Газман В. Ценообразование лизинга (учебное пособие )-ГУ ВШЕ ,2006.
3. Газман В. Лизинг.Статистика развития. - ГУ ВШЕ ,2008.
4. Жданов В.П. Организация и финансирование инвестиций: Учебное пособие. - Калининград: ГИПП "Янтарный сказ", 2000.
5. Зель А. Инвестиции и финансирование, планирование и оценка проектов: Пер. с нем. – Universitat Bremen, 1996.
6. Инновационный менеджмент. Под ред. проф . Ильенковой С. Д. - М.: ЮНИТИ , 2003.
7. Кныш М.И., Перекатов Б.А., Тютиков Ю.П. Стратегическое планирование инвестиционной деятельности: Учебное пособие. – СПб.: Издательский дом «Бизнес-Пресса», 2003.
8. Кошкин А.В.,Федулова Е.А, Шабашев В.А. Лизинг. Основы теории и практики . – КноРус (учебное пособие) 2007.
9. Круглова Н. Ю. Инвестиционный менеджмент. Под ред. Львова Д . С. -М.: Ступень, 2004.
10. Мелкумов Я.С. Организация и финансирование инвестиций. Учебное пособие. - Москва: ИНФРА-М, 2004
11. Макеева. В.Г. (учебное пособие) –. ИНФРА-М, 2004.
12. Новиков Ю.И. Инвестиционная политика в России. – СПб.: Государственный университет экономики и финансов, 2005.
13. Сергеев Н.В., Веретенников И.И. Организация и финансирование инвестиций. – М.: Финансы и статистика, 2007.
14. Смирнов А.Л. Организация финансирования инвестиционных проектов. – М., 2004.
15. Стоянова Е. Финансовый менеджмент. – М.: Перспектива, 2000.
16. Фаббоци Ф. Управление инвестициями: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2006.
17. Шарп У.Ф., Александер Г.Д., Бейли Д.В. Инвестиции: Пер. с англ. – М.: ИНФРА-М, 2002.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6