Рефераты. Кредитование промышленных предприятий p> Во-первых, остаются запредельно высокими риски вложений в промышленность.
Особенно это касается капиталоемких инвестиционных проектов. Кредитование промышленных предприятий в настоящее время призвано, как правило, возместить временную нехватку оборотных средств, носит краткосрочный характер и осуществляется или под конкретные экспортные поставки, или под готовую и ликвидную продукцию. Степень риска долгосрочных капитальных вложений остается несовместимой с потенциально возможной нормой прибыли от этих вложений. Высокие риски невозможно устранить без улучшения финансового состояния предприятий. Очевидно, что в течение одного года кардинально улучшить состояние финансов хозяйствующих субъектов и провести успешную реформу предприятий не удастся ни при каких условиях.
Во-вторых, падение доходности инструментов финансовых рынков уменьшает инвестиционные возможности банков, делает неустойчивым их финансовое положение. Банки, озабоченные состоянием текущей ликвидности, вряд ли склонны к инвестиционным проектам. Следует также отметить, что и при условии относительно благоприятной экономической конъюнктуры совокупные финансовые ресурсы значительной части российских кредитных организаций недостаточны для обеспечения серьезных капитальных вложений в промышленность, транспорт или связь.
В-третьих, уход государства из инвестиционной сферы в целом, на наш взгляд, негативно сказывается на инвестиционном климате. Это влияние проявляется как в подрыве доверия к инвестиционному процессу со стороны частных инвесторов, так и в разрушении механизма "запуска" инвестиций. Идея
Правительства и Минэкономики о том, что каждый рубль государственных инвестиций способен привлечь 4 рубля негосударственных средств, срабатывает, но с обратным знаком. Каждый рубль недофинансирования со стороны государства приводит к бегству из инвестиционной сферы нескольких рублей средств потенциальных негосударственных инвесторов. Если государство не хочет брать на себя инвестиционные риски и не находит средств для этого, непонятно, почему частный сектор должен брать на себя инициативу и какие- либо обязательства.
В-четвертых, большинство предприятий, как это ни покажется парадоксальным, не готово к приему инвестиций. Имеется в виду, что пока не работает механизм привлечения инвестиций на принятых во всем мире условиях, когда инвестор требует эффективного освоения средств, финансовой "прозрачности" предприятия, передачи прав по распоряжению имуществом в рамках адекватных объема выделенных средств и т.д. Немалая часть руководителей предприятий по- прежнему желает привлечь финансовые ресурсы со стороны и не нести за это никакой экономической ответственности.
В-пятых, учитывая потрясения, начавшиеся в конце 1997 г. на мировых финансовых рынках, такие источники инвестиций, как средства иностранных инвесторов и средства, привлекаемые посредством эмиссии ценных бумаг, в
1998 г. можно отнести к исключительно гипотетическим.
Наконец, немаловажной причиной вялости инвестиций является недостаточное законодательное подкрепление и неясные перспективы экономической деятельности в свете принятия новых законодательных актов.
Таким образом, очевидно, что причины недостаточного участия банков в инвестиционной деятельности кроются отнюдь не в простом нежелании банков смещать акценты в своей работе. Если будут созданы возможности нормального извлечения прибыли в реальном секторе экономики, деньги действительно пойдут туда, и банки не будут препятствием этому процессу.

3. Меры по преодолению кризиса кредитно - финансовой системы.
Очевидно, что одномоментно устранить все перечисленные причины невозможно.
Но разработка, принятие и реализация сбалансированного комплекса первоочередных мер позволили бы запустить механизм инвестиций.

На наш взгляд, реализация таких мер должна вестись по следующим направлениям: активизация роли государства в обеспечении инвестиционного процесса, т. е. развитие механизма государственных гарантий, повышение координирующей роли государства в создании организационных и институциональных предпосылок инвестиционной деятельности, а также увеличение объема государственных инвестиций; создание этих организационных и институциональных предпосылок в сферах банковской и инвестиционной деятельности; адекватное законодательное закрепление условий, благоприятствующих инвестициям; укрепление и усиление роли банковского сообщества в инвестиционной деятельности.
В развитие перечисленных направлений, по нашему мнению, необходимо.
Задействовать инвестиционные ресурсы государственного сектора экономики и естественных монополий, обратив их на нужды федеральной инвестиционной программы. Осуществить переориентацию кредитной политики Сбербанка с преимущественного вложения своих активов в государственные ценные бумаги на кредитование инвестиционной сферы. Вероятно, целесообразно рассмотреть вопрос о выдаче Сбербанком межбанковских кредитов специально отобранным государством банкам, связанным с кредитованием эффективных инвестиционных проектов.
Перейти к практике долгосрочных целевых инвестиционных вкладов под гарантии государства с возможным выпуском валютного займа для реконструкции народного хозяйства.
Осуществить страховой заем, ориентированный на страхование и перестрахование инвестиционных и предпринимательских рисков в области инвестиционных проектов.
Пересмотреть нормы обязательного резервирования по вкладам населения с относительно длительными сроками хранения в увязке с объемом выданных инвестиционных кредитов, что позволит сделать инвестиционные кредиты более дешевыми для предприятий.
Развивать институты коллективного финансирования (для населения) и проектного финансирования (для юридических лиц), позволяющие аккумулировать ресурсы и снижать инвестиционные риски.
Предусмотреть в Налоговом кодексе освобождение банков и других кредитных организаций от уплаты налога на прибыль, получаемую от предоставления долгосрочных кредитов (на 3 года и более) для реализации операций финансового лизинга.
Сохранить в Налоговом кодексе норму, предусматривающую включение в затраты предприятий расходов, связанных со страхованием основных производственных фондов, что будет способствовать снижению инвестиционных рисков.

Направить упорядочение процесса слияний, поглощений и банкротств кредитных организаций на формирование таких структур банковской системы, которые бы отвечали требованиям оживления инвестиций и экономического роста. Реструктуризация банковского сектора должна отвечать задачам укрупнения кредитных учреждений и их капитала.

Законодательно установить и отработать процедуру отбора банков, призванных осуществлять крупные инвестиционные проекты с участием государства. Возможно, следует вернуться к вопросу о придании им специального статуса (инвестиционные банки, банки развития).
Целесообразным представляется рассмотреть следующие основные проблемы осуществления инвестиций российскими банками и пути их решения:
Срок кредитования. В банке срок, на который может быть предоставлен кредит, определяется: наличием средств, размещенных на тот же или более длительный срок клиентами банка, и собственных средств (с учетом обеспечения покрытия за счет тех же источников невозвратных активов и расходов на собственную деятельность); долей обязательств, которые могут быть досрочно изъяты клиентами; долей неснижаемого остатка обязательств, находящихся на расчетных и текущих счетах; возможностями оперативно привлекать с финансового рынка средства для проведения непредвиденных текущих платежей.
Реальная доля неликвидных активов в балансах банков составляет до 40—60% их валюты баланса. Как следствие, многие банки уже сейчас не имеют адекватного покрытия этих активов долгосрочными или бессрочными ресурсами. Средний же срок привлечения — размещения основной доли пассивов и активов в большинстве банков составляет 3—6 месяцев, в случае, если в рамках реализации инвестиционной деятельности в банки будут поступать новые ресурсы из источников инвестирования, перечисленных в начале статьи, то возможности банков по дальнейшему инвестированию будут полностью определяться характеристиками вновь прибывающих средств. Например, под проект, требующий 100 млн. руб. инвестиций на срок 15 лет банк должен иметь не менее 100 млн. руб. средств, привлеченных на 15 и более лет и т д. На сегодня возможности банков по трансформации коротких ресурсов в более длительные активы, в том числе по причине отсутствия системы страхования депозитов, незначительны, а чрезмерное увлечение этим занятием не раз приводило и, наверное, не раз еще приведет коммерческие банки к банкротству.
Гарантии сохранности средств, вложенных в банки. В принципе, когда банк объявляют банкротом и приступают к его ликвидации, пострадавшей стороной и ответчиком становится не сам банк и его владельцы, а, в первую очередь, его кредиторы. Причем больше всего страдают те из них, которые размещали средства на длительный срок.
Системы страхования депозитов в России не создано до сих пор, но что еще хуже — система ликвидации банков пока абсолютно неэффективна. Так, процедура формирования конкурсной массы растягивается на больший срок, чем были размещены активы банка, в нее попадают далеко не все даже вполне ликвидные активы. За счет не совсем законных, сомнительных и откровенно воровских схем огромные средства оседают у совершенно посторонних фирм и частных лиц, а из оставшейся конкурсной массы половина идет на прокорм доблестных ликвидаторов. Остатки не составляют и нескольких процентов от обязательств банка.
Разумеется, столь сложный механизм, как страхование депозитов и ликвидация кредитных организаций, за короткое время наладить невозможно. Но до тех пор, пока клиент будет рассматриваться лишь как источник чьего-то обогащения, а его право никто реально не будет защищать, он будет бежать из банка при любом неблагоприятном обстоятельстве и стараться вызволить свои средства, нарушая всяческие законы, и более уже не доверяя их надолго никому.
А положение исправить все-таки можно. Прежде всего, нужно создать необходимую правовую основу добровольному страхованию депозитов (всех клиентов, а не только граждан). Первоначально системой должны быть охвачены только наиболее надежно работающие банки, гарантией устойчивости которых является их собственный профессионализм. На случай временной потери ликвидности, этим банкам должна быть оказана реальная, действенная и своевременная поддержка со стороны Банка России, возможно, под гарантии страхователей.
В случае если страхователи оценивают положение в банке как критическое, должна быть правовая основа немедленной санации или банкротства банка этой самой корпорацией страхователей с переходом прав распоряжения активами банка и его обязательств. На данную организацию может быть возложена и ликвидация других кредитных учреждений. Даже в начале работы данной организации объем возвращенных клиентам средств может заметно увеличиться.
Уверенность клиентов в возврате своих средств может существенно простимулировать рост в коммерческих банках депозитов на длительные сроки.
Процентная политика. Цена кредита складывается в основном из двух составляющих: цены заимствования и маржи банка, которые могут быть скорректированы ситуацией на рынке и уровнем существующих ставок. В процентных ставках существует заметный разброс. Есть ресурсы бесплатные (в большинстве случаев это текущие счета и средство, застрявшие в расчетах, собственные средства, по которым проценты не платят), есть очень дорогие
(прежде всего частным лицам и некоторые межбанковские кредиты, которые достигают сейчас 40-100%).
Маржа банков также сильно колеблется от 3—5% до нескольких десятков.
Поэтому и цены на кредиты изменяются сегодня в широком диапазоне. Как правило, это 35—60%, но есть немало прецедентов, когда кредиты выдаются под
О—5% (однако эти льготные кредиты зачастую выделяются внутри финансовой группы, и сами по себе приведенные цифры не отражают реальных финансовых обязательств, в том числе и по процентам, складывающихся между участниками группы).
Для того чтобы кредиты стали доступны для финансирования реальных инвестиционных проектов, при марже банка в 1—3% и норме обязательного резервирования 5— 7% стоимость привлекаемых ресурсов должна быть не более
5—15%. А в ряде случаев и вовсе бесплатной. И это в рублевом эквиваленте
(для программ, чья продукция не имеет высокой рентабельности или находится в рублевом обороте).
Целевое использование средств. Если мы рассматриваем инвестиционный проект развития уже действующего предприятия, то у последнего, кроме инвестиционных задач, как правило, есть или время от времени появляется множество текущих нерешенных проблем (недостаток оборотных средств, долги перед поставщиками, задолженность по зарплате, кредиты, взятые на текущую деятельность). После получения средств для инвестиционного проекта, который должен завершиться через много лет, у предприятия неизбежно возникает соблазн или даже жесткое требование ситуации направить их в другое русло.
В принципе, требование целевого использования средств и даже инструменты контроля, а также штрафные санкции фигурируют уже достаточно давно почти во всех ссудных договорах. Однако реальный контроль за целевым использованием средств ведется далеко не всегда, поэтому в банковской практике не целевое использование кредита большой редкостью не является и, к сожалению, как большое нарушение не воспринимается. Если при этом учесть, что, в отличие от банка, реально обанкротить и что-то получить с предприятия почти невозможно, момент возникновения или значительного усугубления риска неисполнения инвестиционного проекта приобретает для банка особую значимость, ибо позволяет своевременно повлиять на ситуацию и более эффективно востребовать свои ресурсы.
Несомненной проблемой для банков остается отсутствие оперативной, достоверной и полной отчетности о реальном состоянии заемщика, а также механизмы оперативного предотвращения непредусмотренных договором операций.
На сегодня банки решают данную проблему, как правило, путем покупки наиболее значимых заемщиков или установления иного контроля за их деятельностью.
Финансирование проектов в полном объеме. Недофинансирование проекта чревато потерей всех вложенных средств, а так как такие проблемы наибольшую остроту приобретают при финансировании крупных проектов, то зачастую это приводит к банкротству банка. Особенность российской экономики заключается в том, что при очень высокой концентрации производства (многие предприятия страны являются одними из крупнейших в мире и Европе) банковская система пока еще очень слабая (активы всех коммерческих банков едва составляют 10—15% активов самого крупного в мире зарубежного банка). Поэтому практически ни один, за редким исключением, российский банк не в состоянии предоставить большей части предприятий кредиты в полном объеме.
Синдицированное кредитование еще не прижилось на российской почве, поэтому самому предприятию приходится собирать необходимый объем средств в разных банках, что весьма не просто и не всегда приводит к положительному результату.
Источники возврата инвестированных средств. Система залогов и их последующая реализация остаются у российских банков одной из самых болевых точек. Отсутствие на финансовом рынке широкого спектра инструментов ликвидности, таких как ценные бумаги разных эмитентов, или же универсальных инструментов, применяемых в качестве залогов и имеющих широчайший рынок, таких как земля, недвижимость и т.п., приводит к тому, что большая часть кредитов изначально ничем не защищена. Поэтому банки либо отказывают в кредитовании, особенно на длительный срок, либо предельно ужесточают условия кредитования, что может сделать инвестиционный проект неэффективным. Таким образом, разработка и внедрение на рынок специализированных инструментов для использования их в качестве залога являются непременным условием успешного развития инвестиционного процесса.
Говоря об основных проблемах осуществления банками инвестиционных программ, нельзя не упомянуть и о вопросах нормативного регулирования банковской деятельности. Существующая система нормативов не в полной мере отражает и имеющиеся риски больших инвестиционных программ, и описанные выше необходимые условия успешного инвестирования.
Прежде всего, необходимо установить более жесткий контроль за соблюдением сбалансированности операций по срокам на период свыше года. Так, если в ряде отчетных форм существует деление, по крайней мере, на периоды от 1 до
3, от 3 до 5 и свыше 5 лет, нормативы ликвидности задают равенство только на срок свыше года. Возможно, жесткие нормативы по соотношениям активов и пассивов по срокам на отдельные периоды времени для сроков свыше 1 года вводить и неразумно, но установить текущий контроль и границы риска к моменту роста такого рода операций в коммерческих банках следует обязательно. Весьма актуальной окажется и проблема наращивания капитала, если в ближайшее время из разных источников удастся мобилизовать 50—100 млрд. долл. это практически удвоит ресурсы всей банковской системы.
В банковской практике при проведении активных операций, в том числе по инвестиционному и краткосрочному кредитованию, вложению средств в капитал компаний, в настоящее время основное внимание уделяется оценке эффективности целевого использования средств, обеспечению рисков, в том числе залогами, юридическим аспектам сделок, преследующим, в частности, цели взыскания возможных долгов. Представляется, однако, что более эффективным методом работы по активным операциям могла бы стать интенсивная клиентская политика, направленная на расширение операций с ведущими компаниями, которые, вполне вероятно, и не так остро нуждаются в услугах банка. При этом банк может инициировать и обосновывать для клиента необходимость предоставления ему тех или иных услуг. Такая практика сняла бы многие вопросы обеспечения рисков по конкретным продуктам и эффективность операций в основном зависела бы от общих перспектив развития бизнеса клиента и качества его взаимоотношений с банком. Российские банки вынуждены вести острую конкурентную борьбу за укрепление своих позиций на финансовом рынке, а особенно за право обслуживания наиболее перспективных российских компаний. "Интересы банка — это интересы его клиентов". Сегодня такое заявление можно увидеть в рекламе большинства банков на страницах газет и журналов. Очевидно, такой подход является оправданным. Однако на практике часто оказывается, что основным вопросом клиентской политики банка, особенно в том, что касается обслуживания долгосрочных инвестиционных потребностей клиентов, является нахождение компромисса между интересами банка и интересами клиентов. Вопрос о том, как максимально соотнести интересы банка и его ведущих клиентов, часто остается нерешенным.
Между тем, стабильность клиентской базы банка и его способность привлекать новых перспективных клиентов являются определяющими факторами стабильности развития банка в долгосрочной перспективе.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.