Рефераты. Исследование проблемы фрирайдерства

2.  Идентификация фрирайдера

Чтобы выявить фрирайдера, необходимо, как минимум, определить факт существования самого общественного блага. Теория общественных благ постоянно развивается, обнаруживаются все новые общественные блага, а соответственно - и формы фрирайдерства. Необходимо различать сознательного безбилетника и субъекта, который не имеет изначального намерения стать таковым. Неоплата общественного блага отдельными пользователями может происходить из-за того, что они просто не подозревают о его существовании, не осознают, что они его потребляют.

Проблема идентификации фрирайдера, в частности, возникает, когда существуют разные точки зрения на предмет существования общественного блага. Сложность задачи идентификации общественных благ обусловливается и различиями в субъективно-политических взглядах на те или иные процессы. Так, некоторые общенациональные общественные блага входят в состав международных общественных благ. Считается, что правовая, политическая система суверенного государства является составной частью такого международного общественного блага, как международная военно-политическая стабильность. Поэтому, по мнению ряда политиков из развитых стран (которое не разделяют другие политические деятели), для сохранения международной стабильности необходимо оказывать целевую финансовую, кадровую помощь нестабильным в политико-правовом отношении государствам (которые становятся таковыми, в частности, и из-за возникновения проблемы фрирайдера на общенациональном уровне).

Проблема идентификации фрирайдера возникает, как правило, в случае, когда общественные блага характеризуются достаточно сложной структурой. Каждый ее элемент может иметь свой специфический набор источников финансирования, действий, требуемых от потребителей соответствующего блага. Обнаружить, в каком из звеньев воспроизводства общественного блага появляется безбилетник, не всегда представляется возможным.


3.       Недооценка общественного блага и частичный фрирайдер


Видимо, существует фигура "частичного фрирайдера" - потребителя общественного блага, оплачивающего его в сумме, не соразмерной с получаемой от этого блага пользой. Например, "вклад" различных экономических субъектов в ухудшение качества такого общественного блага, как качество окружающей природной среды, часто не совпадает с размерами выгод, получаемых ими от потребления данного блага. В Украине к таким экономическим субъектам относятся металлургические и химические предприятия. Перспективным направлением исследований может быть сравнение выгод, получаемых этими предприятиями от такого общественного блага, как глобализация, с их вкладом в воспроизводство данного блага.

В большинстве случаев рынок общественных благ не действует или действует неэффективно, и данные блага прямо или опосредованно обеспечиваются государством. Это означает административное вмешательство в ценообразование общественных благ и их чрезмерную оценку либо недооценку по сравнению с рыночными условиями. Проблема неплательщика - это во многом проблема недооценки блага, вследствие чего потребитель платит его неполную цену.

Часто трудно при планировании затрат заранее учесть все их элементы. В цену такого общественного блага, как электроэнергия, проблематично включить все затраты на ее производство, в частности затраты на обеспечение безопасности работы электростанций, а также на устранение возможных негативных последствий аварий на них. В случае с аварией на Чернобыльской АЭС проблема фрирайдера появилась после катастрофы. Встал вопрос: кто и сколько должен платить за последствия Чернобыля? Решение проблемы усложнилось в связи с распадом СССР и образованием независимых государств.


4.  Основные причины возникновения проблемы фрирайдера и противодействие ей

Основными причинами появления неплательщика в отношении общественных благ являются: нежелание платить, поскольку вообще нет потребности в навязываемом благе и в благах определенного качества; нежелание платить, так как для этого существует техническая возможность; отсутствие у потребителя денежных средств. Иногда все названные причины объединяются. Недостаточные поступления в центральный и местные бюджеты Украины можно объяснить тем, что общественные блага, потребляемые налогоплательщиками, не считаются ими необходимыми или их качество не устраивает граждан. Ряд предприятий физически не могут уплачивать все налоги вследствие низкой эффективности работы.

Сторонники точки зрения, согласно которой проблема безбилетника связана с некачественностью предоставляемых населению чистых общественных благ, полагают, что вместе с повышением качества услуг коммунального сектора, образования, здравоохранения, а также услуг, предоставляемых бюрократическим аппаратом, увеличатся и поступления налогоплательщиков в бюджет. Однако, можно ли повысить качество и увеличить количество общественных благ без решения проблемы безбилетника? Рецепты выхода из замкнутого круга "низкое качество общественных благ - невысокий уровень платы за них - низкое качество общественных благ" в целом для Украины, ее отдельных регионов (в случае локальных общественных благ), групп благ могут быть предложены самые разные.

Для решения проблемы целесообразно там, где это возможно, изменить хозяйственный механизм создания, финансирования и потребления блага. Речь идет, например, об изменении уровня общественного потребления: переходе блага из разряда общенационального в категорию коллективного общественного, в благо, потребляемое индивидуально и т. д. Украина осуществляет переход от общественного удовлетворения потребностей людей в образовательных, медицинских услугах к коллективному, клубному, частному потреблению этих благ (частные школы, больницы, репетиторство).

В ряде случаев переход от общественного потребления блага к коллективному или частному - относительно недорогое дело, поскольку возможно создать недорогой эффективный механизм исключения неплательщиков. Однако иногда такой переход не имеет смысла, поскольку вообще невозможно (или возможно, но экономически нецелесообразно) создавать данной механизм: связанные с этим затраты превышают выгоды от исключения существующих и потенциальных неплательщиков. Затраты на создание механизма исключения такого общественного блага, как оборона, были бы астрономическими.

Могут существовать и технические препятствия на пути выявления неплательщика, его отстранения от потребления общественного блага. Речь идет о кражах таких благ коллективного пользования, как электроэнергия, газ.

В ряде случаев приостановка предоставления благ коллективного пользования социально нежелательна, поскольку они являются жизненно необходимыми (вода, газ, электроэнергия, тепло). Кроме того, в Украине отсутствует эффективная законодательная база для приостановки предоставления благ в случае возникновения задолженности.


5.  Фрирайдєр в экономической политике


Фрирайдерство распространено и при создании коалиций в парламенте. Например, население страны - потребитель блага, поставляемого монополией, охотно пошло бы на некоторые расходы, чтобы снизить на него цену путем демонополизации рынка, который поставляет это благо. Но такая демонополизация - общественное благо, которым совместно пользуются все потребители этого блага. Поэтому каждый из них при потреблении блага может стремиться "проехаться" за счет других. В результате сумма, которую потребители тратят на поддержку в парламенте проекта по демонополизации рынка, оказывается недостаточной по сравнению с поддержкой со стороны лоббистов монополии.

Однако для монополиста сохранение статус-кво на рынке, позволяющее ему получать монопольные доходы, - это не общественное благо, а благо, потребляемое индивидуально, так же, как и присваиваемые им доходы. В результате монополист в целом может потратить на лоббирование своих интересов больше, чем потребители.

Приведем еще один пример фрирайдерства и противоборства групп специальных интересов в парламенте. В США относительно небольшая, но хорошо организованная и финансируемая организация "National Rifle Association" постоянно противодействует контролю за использованием оружия. В то же время этой организации противостоят широкие массы населения, выступающие за такой контроль. Однако формирование и поддержка политической группы, которая отстаивала бы их экономические интересы в парламенте, стоят дорого. Выгоды от формирования такой группы для каждого члена общества весьма невелики, а многими вообще не ощущаются. Поэтому политическая группа не создается, и в парламенте не принимается закон по контролю за использованием огнестрельного оружия.


6.       Фрирайдерство на благоприятной бизнес-среде, принадлежности к организации, марке, брэнду

 

Еще одним проявлением проблемы фрирайдера является эксплуатация отдельными, недостаточно добросовестными бизнесменами благоприятной бизнес-среды, созданной честной и ответственной деловой практикой других предпринимателей. По сути, извлечение индивидуальной выгоды от несоблюдения такими бизнесменами условий контрактов ведет к подрыву взаимного доверия и ухудшает качество такого общественного блага, как бизнес-климат.

Фигура фрирайдера может возникать в том случае, когда физическое лицо, предприятие и т. д. работают под "вывеской" определенного учреждения, марки и др., не осуществляя адекватного вклада в поддержание данной марки. Например:

- доцент престижного вуза, который практически не прилагал и не прилагает своих усилий для поддержания его престижа, но пользуется всеми благами, которые дает такой престиж (высокая, стабильная зарплата, почет, уважение, возможность оказывать услуги по ходатайству за нерадивых студентов);

- солист балета Большого театра использует его имя, участвуя в индивидуальных гастролях, но при этом не работает над своим мастерством и, следовательно, не вносит свой вклад в поддержание всемирной славы театра, а лишь эксплуатирует его "вывеску".

Фигура фрирайдера может возникнуть при потреблении услуг соответствующего профсоюза. Выгодами от потребления такого коллективного общественного блага, как активное представление профсоюзом интересов работников при проведении коллективных переговоров (установление высокой зарплаты и других форм компенсации), пользуются все рядовые его члены. Однако некоторые из них могут отказаться поддержать своим участием забастовку, проводимую по инициативе профсоюза. В качестве фрирайдера может выступить и национальный профсоюз, отказавшийся поддержать инициативу по проведению забастовки международным объединением соответствующего отраслевого профсоюза (но при этом воспользовавшийся всеми выгодами этой акции).

Проблема фрирайдерства, связанная с маркой, брэндом, распространена в бизнесе, когда независимые фирмы-дистрибьюторы пытаются бесплатно "проехаться" за счет репутации известной компании, марки. Крупные компании инвестируют значительные суммы в свою репутацию, брэнд, а следовательно - и в лояльность своих клиентов. Такие инвестиции выгодны, поскольку способствуют увеличению спроса на продукцию компаний. Вместе с тем независимые фирмы-дистрибьюторы часто:

а) не инвестируют достаточных средств для поддержания соответствующего брэнда;

б) уклоняются от расходов на рекламу, используя для привлечения клиентов усилия других предприятий, находящихся в системе;

в) нанимают низкоквалифицированную и низкооплачиваемую рабочую силу.

Такие фирмы фактически являются "зайцами", поскольку, сполна пользуясь выгодами от принадлежности к соответствующей системе (брэнду, марке, крупной компании), несут лишь часть издержек по ее поддержанию. В результате ухудшения их работы, по сравнению с другими звеньями системы, страдает сам брэнд, качество данного общественного блага.

Эта проблема может быть решена через:

а) долговременные контракты с независимым дистрибьютором;

б) вертикальную интеграцию, в результате которой головная компания становится собственником независимого дистрибьютора.

Естественно, что у менеджеров подразделений, входящих в состав компании, меньше мотивов к фрирайдерству на ее репутации, чем у независимых дистрибьюторов.

Многие компании, прежде всего франчайзинговые, имеющие дело с независимыми дистрибьюторами, не переводят на франчайзинговую основу все операции. Часть дистрибьюторов сразу входят в состав компании, становятся ее собственностью. При этом крупные компании предпочитают владеть дистрибьюторами, у которых взаимоотношения с клиентами ограничиваются разовыми сделками (мотивы к фрирайдерству в этом случае особенно сильны). Например, известно, что рестораны быстрого питания в среднем чаще имеют дело со случайными клиентами, чем автосервисные фирмы. Поэтому в США компании, оперирующие ресторанами быстрого питания, владеют 30% своих подразделений, атипичная автосервисная франчайзинговая компания - только 13%.


7.       Фрирайдер внутри организации

Проблема безбилетника может возникать во внутрипроизводственной деятельности предприятий при осуществлении проектов. Встречаются ситуации, когда у подразделения, группы людей в рамках предприятия, проекта существует возможность уклоняться от своих функций, получая в то же время выгоду от результата, достигаемого совместными усилиями.

Для решения такого рода проблемы на предприятии возможны следующие действия:

- его реструктуризация, то есть ликвидация подразделений, особенно часто практиковавших фрирайдерское поведение. Возможен перевод отдельных подразделений на непосредственные контакты с клиентами;

- оптимизация объемов операций, величины мощностей обслуживаемых объектов, разукрупнение отдельных подразделений и др. с тем, чтобы установить эффективный контроль за выполнением функций, работ, за качеством обслуживания клиентов;

- создание и усиление контролирующих подразделений.

Проблема фрирайдера возникает и при работе в группе, при стимулировании групповых усилий. Организации предпочитают оценивать и стимулировать не индивидуумов, а группы, руководствуясь следующими соображениями:

- индивидуальное трудовое поведение во многих случаях нелегко отследить, тогда как измерение трудовых усилий группы, работающей на конечный результат, требует меньших затрат и обеспечивается бухгалтерской службой;

- планы индивидуального стимулирования нацелены на поощрение индивидуальных усилий, в то время как групповое стимулирование способствует кооперации и работе в команде;

- стимулирование трудовых усилий группы мотивирует работников следить за трудовым поведением друг друга. Это эффективно, поскольку специфические знания о трудовом поведении человека имеют только сотрудники, работающие рядом с ним.

Однако при работе в группе у ее участников есть соблазн полностью или частично уклоняться от выполнения своих обязанностей, одновременно пользуясь плодами групповых усилий. Данная проблема возникает не только в постоянно работающих трудовых коллективах, но и в группах, собирающихся для выполнения определенного проекта, заказа, создания совместного производственного эффекта, а также в партнерствах, где между партнерами распределяются определенные обязанности по управлению, контролю за деятельностью предприятия и др. Уклонение участника проекта, партнера от выполнения своих функций негативно влияет на результаты работы всей команды.

Чем больше по количеству участников группа, тем острее стоит проблема фрирайдера, поскольку его труднее обнаружить. Для решения данной проблемы целесообразны:

- изменения в организационной структуре предприятия, партнерства;

- эффективное распределение обязанностей и полномочий, позволяющее, в частности, реагировать на появление фрирайдера лишением его полномочий и т. д.;

- эффективны оценивание труда и его стимулирование, в частности, путем использования системы участия в прибылях.

Проблеме фрирайдера можно противодействовать путем более тщательной субъективной оценки деятельности каждого работника его непосредственным начальником, оценки состояния индивидуальных рабочего места, орудий труда, подсчета количества реально отработанного каждым рабочего времени.

Случается, что расходы на обнаружение фрирайдера в организации не стоят полученного эффекта. В такой ситуации можно принять решение об ограничении расходов на фиксацию явлений трудового абсентеизма или о том, чтобы вообще прекратить отслеживание производственного поведения персонала. В последнем случае организация может прибегнуть к политике эффективной зарплаты, что сделает уклонение сотрудников от выполнения трудовых функций экономически невыгодным.




Выводы


Фрирайдер - достаточно типичная фигура в любых социально-экономических условиях. Однако в период динамичного реформирования социально-экономических и политических отношений существование фрирайдера особенно отрицательно сказывается на экономической жизни страны. Много проблем современной Украины - чрезмерно раздутый и малоэффективный государственный сектор экономики; вред, наносимый обществу лоббированием определенных бизнес-интересов в Верховной Раде; массовые неплатежи за жилищно-коммунальные услуги; трудности в управлении крупными организациями и проектами и т. д. - во многом "обязаны" именно фрирайдерству. Поэтому имеет смысл обратить на данный вопрос пристальное внимание. Перспективными направлениями исследования и решения проблемы фрирайдера являются разработка технически и технологически оптимальных вариантов исключения неплательщиков из числа потребителей общественных благ; учет данной проблемы при обсуждении и принятии законов, регулирующих функционирование жилищно-коммунального сектора, науки, здравоохранения; изучение возможностей альтернативного финансирования воспроизводства ключевых общественных благ, если по имеющимся каналам их финансового обеспечения устранить фрирайдерство сложно.




Литература

1.       Buchanan J.,Tullock G. The Calculus of Consent. Ann Arbor, University of Michigan Press, 1962

2.       Samuelson P. The Pure Theory of Public Expenditures. "Review of Economics and Statistics", November 1954, p. 387-389

3.       P igou A. The Economics. London, Macmillan, 1946

4.       Olson M. The Logic of Collective Action. Cambridge, Harvard University Press, 1965

5.       Olson M., Zeckhauser R. An Economic Theory of Alliances. "Review of Economics and Statistics", August 1966, p. 266-279

6.       Venugopal J. Drag Imports: The Free-Rider Paradox. "Express Pharma Pulse" 11(9), 2005, p. 8.

7.       Cleaner Generation, Free Riders, and Environmental Integrity: Clean Development and the Power Sector. An Analysis for the Wuid Wild Fund prepared by S. Вerno w etc., 2000. (www.tellus.org)

8.       Вишневский В. П., Веткин А. С. Уход от уплаты налогов: теория и практика. Донецк, ИЭП НАН Украины, 2003

9.       Hardin G. The Tragedy of the Commons. "Science", December 13, 1968, p. 1243-1248

10.  Wilson J. A Test of the Tragedy of the Commons. (in Hardin G.,Baden J. Managing the Commons. San Francisco, W H. Freeman & Co., 1977, p. 96-111).

11.  Сколотяный Ю. Ваша расточительность экстремальна. "Зеркало недели" от 9 июня 2007 г., с. 8.

12.  В а у е М. Managerial Economics and Business Strategy. Indiana Univ., Irwin, McGraw Hill, 2000, p. 502-503

13.  Brickley J.,Smith С,Zimmerman J. Managerial Economics and Organizational Arhitecture. University of Rochester. McGraw Hill, Irwin, 2001, p. 533.


Страницы: 1, 2



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.