Таблица 5–Структура расходов по разделу «Социальная политика», в %
2008
2009
2010
Пенсионное обеспечение
67,1
67,6
68,6
Социальное обслуживание населения
1,5
1,2
1,1
Социальное обеспечение населения
30,0
30,1
29,3
Охрана семьи, материнства и детства
0,9
0,7
0,6
Прикладные научные исследования в области социальной политики
0,05
0,04
0,03
Другие вопросы в области социальной политики
0,5
0.4
0,4
В состав подраздела «Социальное обслуживание населения» включены ассигнования на содержание более 1,8 тыс. федеральных учреждений социального обслуживание населения (медико-социальные экспертные комиссии, дома-интернаты для престарелых и инвалидов, учреждения по обучению инвалидов, стационары сложного протезирования), предоставляющим услуги более 3 млн. человек.
Из указанных средств субсидии стационарам сложного протезирования на оплату дней пребывания инвалидов в стационарах в 2008-2010 гг. предоставлены в объеме 93,7 млн. рублей ежегодно, что составляет лишь 65,2% от уровня ассигнований на указанные цели в 2007 году. По подразделу «Социальное обеспечение населения» ассигнования федерального бюджета в 2008-2010 гг. имеют достаточно устойчивую динамику.
По подразделу «Охрана семьи, материнства и детства» темпы роста ассигнований федерального бюджета в 2008-2010 г. на 2-3 процентных пункта ниже инфляционных ожиданий.
В состав расходов по данному разделу входят ассигнования на:
- выплату пособий по уходу за ребенком гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие радиационных аварий в 2008 году - 2,12 млрд. рублей, в 2009 году - 2,22 млрд. рублей, в 2010 году - 2,33 млрд. рублей;
- финансирование в рамках подпрограммы «Дети и семья» ФЦП «Дети России» мероприятий по борьбе с беспризорностью в 2008 году - 241,7 млн. рублей, в 2009 году -245,1 млн. рублей, в 2010 году - 253,5 млн. рублей.
По подразделу «Прикладные научные исследования в области социальной политики» ассигнования федерального бюджета составили в 2008 году - 142,9 млн. рублей, в 2009 году - 143,7 млн. рублей, в 2010 году - 142,3 млн. рублей.
В состав раздела включены ассигнования на обеспечение деятельности государственных федеральных учреждений, осуществляющих научные исследования и разработки в данной сфере, а также ассигнования на выполнение научно-исследовательских и конструкторских работ по государственным контрактам.
По подразделу «Другие вопросы в области социальной политики» ассигнования федерального бюджета в 2008-2010 гг. существенно ниже уровня инфляции.
3. ФИНАНСОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
3.1 ИСТОЧНИКИ ФИНАНСОВОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ГАРАНТИЙ
В рыночной социально – ориентационной модели экономики повышается роль социальной функции государства. Правительство и государство несут ответственность за предоставление гражданам социальной защиты и обеспечение равного доступа к удовлетворению основных потребностей. Уровень бедности может рассматриваться как существенный показатель действия политики социальной защиты.
Социальное обеспечение является комбинацией программы пенсионных сбережений, программы страхования и программы перераспределения Национального дохода.
Социальная защита – это комплекс законодательно закрепленных социальных норм, которые гарантирует государство отдельным слоям населения, а также при определенных экономических условиях всем членам общества (во время роста инфляции, спада производства, экономического кризиса, безработицы и др.)
Формы и методы социальной защиты населения должны обеспечивать удовлетворение жизненно необходимых потребностей каждого гражданина на уровне не ниже прожиточного минимума.
Прожиточный минимум – это стоимостная оценка минимума жизненных средств, необходимых для поддержки жизнедеятельности и возобновления рабочей силы работника. Прожиточный минимум является законодательно определенным базовым государственным социальным стандартом, на основе которого устанавливаются социальные гарантии и стандарты в сферах доходов населения, жилищно-коммунального, социально – культурного обслуживания, охраны здоровья, образования и др.
Особенностью социальной защиты является ее адресная направленность, то есть социальная помощь должна предоставляться тем гражданам, которые в ней нуждаются и в определенных размерах.
Социальные гарантии – один из компонентов цивилизованного государства и результат успешной борьбы трудящихся за свои политические и экономические права. Главная социальная гарантия – материальное содержание тех, кто по каким-то причинам потерял работу и тех, кто относится к категории пенсионеров по возрасту и инвалидности. Именно финансовые возможности характеризуют сильную или, наоборот, слабую социальную политику государства.
Существование безработицы, практически отсутствовавшей при социализме в условиях переходной экономики и социальных трансформаций становится фактом. Таким же фактом является старение населения. Соотношение между трудоспособным населением и нетрудоспособным в ряде стран достигло критической черты.
Сильная социальная политика также характеризуется поддержкой института брака и семьи, инвалидов. Все социальные слои общества, включая трудоспособных и нетрудоспособных, нуждаются в медицинских услугах. Качество таких услуг постоянно повышается, а значит и растут связанные с ним затраты, и прежде всего государства.
Право на жилье – такое же естественное право человека, как и право на труд. Финансовые возможности семьи не могут являться единственной возможностью реализации этого права. Социальное жилье, создание эффективной системы финансирования строительства жилья, в том числе за счет средств граждан, также является показателем социальной защищенности населения.
Новым направлением в области социальных гарантий стали индексация доходов и компенсация потерь населения в связи с инфляцией.
Финансовый механизм социальных гарантий проявляется в государственном дотировании жилищно-коммунального хозяйства и общественного городского транспорта.
Люди сберегают часть своих денежных доходов в силу различных причин. В нормальных условиях эти сбережения народ доверяет банкам. В этом есть интерес и государства, не только банков и населения. Средства граждан, доверенные банкам, должны быть защищены. В этих целях государство принимает меры по созданию механизма гарантий по вкладам населения в кредитных учреждениях, и не последнюю роль в этом механизме играют государственные финансы.
Опыт говорит за то, что принимающие решения, связанные с принятием государством, территорией новых обязательств в социальной сфере, должны учитывать финансовые возможности реализации таких решений. Если этого нет, государство теряет свой авторитет в глазах народа, страдают государственные финансы, а социальные гарантии остаются продекларированными, но не реализованными.
Источниками финансирования социальных гарантий выступают [10]:
- Государственный бюджет;
- средства местных бюджетов;
- страховые фонды;
- Фонд социального страхования из-за временной потери трудоспособности;
- Фонд всеобщего обязательного страхования на случай безработицы;
- Фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
- Фонд медицинского страхования;
- Государственные и негосударственные Пенсионные фонды.
Социально – экономические гарантии – это метод обеспечения со стороны государства удовлетворения различных нужд граждан на уровне социально признанных норм и нормативов.
Нормативы потребления – размеры потребления в натуральном выражении продуктов питания, непродовольственных товаров текущего потребления и некоторых услуг за определенный промежуток времени (за день, месяц, год).
Нормативы обеспечения – определенное количество предметов долгосрочного пользования, которое находится в личном потреблении населения, а также обеспечение определенной территории сетью учреждений образования, охраны здоровья, бытового, транспортного обслуживания и др.
Нормативы дохода - размер дохода граждан семьи, который гарантирует им удовлетворение потребностей на уровне нормативов потребления и обеспечения.
Нормативы рационального потребления - уровень потребления товаров и услуг текущего и долгосрочного пользования, который гарантирует оптимальное удовлетворение потребностей.
Нормативы минимального потребления – социально принятый уровень потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, определенный по нормам социальных физиологических потребностей.
Статистические нормативы - нормативы, определяемые на основании показателей фактического потребления обеспеченности для всего населения отдельных социальных групп.
Государственные нормативы в сфере жилищно-коммунального хозяйства включают:
- предельную норму оплаты услуг на содержание жилья, жилищно-коммунальных услуг в зависимости от получаемого дохода;
- показатели качества предоставления коммунальных услуг.
К государственным социальным нормативам в сфере транспортного обслуживания и связи принадлежат:
- нормы обеспечения транспортом общего пользования;
- показатели качества транспортного обслуживания;
- нормы обеспечения населения услугами связи;
Государственные социальные нормативы в сфере охраны здоровья включают:
- список и объем гарантированной медицинской помощи гражданам;
- показатели качества оказания медицинской помощи;
- нормативы льготного обеспечения отдельных категорий населения лекарственными средствами и другими специальными средствами;
- нормативы обеспечения питанием в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья и др.
К государственным специальным нормативам в сфере образования принадлежат:
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7