Основными странами-инвесторами в январе-сентябре 2009 года стали Люксембург, Нидерланды, Кипр, Германия, Великобритания, Франция, США, Ирландия, Виргинские острова и Япония. На долю этих стран приходилось 75,1% общего объема накопленных иностранных инвестиций и 73% общего объема накопленных прямых иностранных инвестиций. Объем инвестиций из России, накопленных за рубежом, на конец сентября 2009 года составил 65,6 млрд долл. Странами-лидерами по накоплению российских инвестиций стали Кипр (17,1 млрд долларов), Голландия (13,55 млрд долларов), США (6,17 млрд долларов), Швейцария (6,1 млрд долларов), Виргинские острова (4,04 млрд долларов), Великобритания (2,48 млрд долларов), Германия (2,36 млрд долларов) и Белоруссия (2,23 млрд долларов). В январе-сентябре 2009 года из России за рубеж направлено 70 млрд долл. иностранных инвестиций, что на 23,4% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года Больше всего инвестиций из России поступило в Швейцарию (33,4 млрд долларов), за ней идет Голландия (9,78 млрд), Кипр (4,82 млрд) и Белоруссия (4,9 млрд). Объем погашенных инвестиций, направленных ранее из России за рубеж, составил 61,7 млрд долл., что на 24,3% меньше, чем в январе-сентябре 2008 года. Эксперты отмечают, что на ситуацию с притоком иностранных инвестиций в большей степени влияет общее недоверие, царящие на рынках. По мнению аналитика банка «Траст» Владимира Брагина, не лучшая статистика вполне ожидаема. «На фоне падений инвестиций в основной капитал это вполне закономерный процесс. Кроме того, ухудшились возможности иностранных инвесторов вкладывать деньги в Россию, а также значительно снизилось их желание рисковать, ведь Россия по-прежнему остается высокорисковой страной. Не лучшую роль также сыграл вывод капитала из России, который был особенно велик в начале года», - говорит аналитик. Главный экономист ФК «Открытие» Данила Левченко отметил, что подъем в российской экономике и приток иностранных инвестиций начнется лишь с восстановлением доверия на торговых площадках. «Признаки восстановления экономики наблюдались летом, когда выходила статистика по росту промпроизводства. Однако осенью ожидания не оправдались. Таким образом, разговоры о том, что экономика демонстрирует признаки восстановления пока не подтверждаются», — говорит эксперт. По его словам, приток прямых инвестиций в Россию может быть связан с ситуацией, когда акционеры-держатели оффшорных счетов помогают своей компании в России. «Допустим, акционеры имеют счета за границей и в случае проблем у компании переводят ей оттуда средства. Такие операции проходят как прямые иностранные инвестиции, хотя, на самом деле, они таковыми не являются», — объясняет эксперт. Старший аналитик инвестиционная компания «Вестига» Дмитрий Конторщиков согласен с таким мнением: «Если рассмотреть список стран-инвесторов, то можно увидеть в нем много оффшоров. Это наталкивает на мысль о том, что идет фактически возврат капитала в Россию со счетов российских граждан. Особенно эта тенденция стала заметна после укрепления в последнее время курса рубля». Эксперт также отмечает, что если рассматривать поквартальную динамику, то можно заметить существенные улучшения с поступлением капитала из-за границы. Напомним, в I квартале текущего года в экономику пришло 12 млрд долларов (на 30,3% меньше по сравнению с тем же периодом 2008 года), во II квартале — 20,2 млрд долларов (-31,2%), в III квартале — 22,5 млрд (22,9%).
Как показывает мировой опыт, привлечение зарубежных инвестиций положительно влияет на экономику принимающих стран. Рациональное использование зарубежных капиталовложений способствует развитию производства, передаче передовых технологий, созданию новых рабочих мест, росту производительности труда, повышению конкурентоспособности продукции на мировом рынке, развитию отсталых регионов и др.
Кроме того, привлечение иностранного капитала и создание совместных предприятий расширяют налогооблагаемую базу и могут стать важным дополнительным источником формирования доходной части государственного бюджета.
Однако анализ деятельности иностранного капитала в России, к сожалению, свидетельствует о том, что пока зарубежные капиталовложения не стали катализатором экономического роста даже в тех отраслях, регионах и областях России, где его концентрация особенно велика.
Следует также подчеркнуть, что, по подсчетам специалистов, уровень производительности труда на промышленных предприятиях с участием иностранного капитала примерно в 3 раза выше, чем на аналогичных российских предприятиях. Однако из-за малого числа совместных предприятий, занятых выпуском промышленной продукции, их влияние на общий уровень производительности труда в обрабатывающей промышленности России остается незначительным.
3. Расширение форм привлечения иностранных инвестиций в РФ
Привлечение инвестиций (как иностранных, так и национальных) в российскую экономику является жизненно важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. Особую роль в активизации инвестиционной деятельности должно сыграть страхование инвестиций от некоммерческих рисков. Важным шагом в этой области стало присоединение России к Многостороннему агентству по гарантиям инвестиций, осуществляющему их страхование от политических и других некоммерческих рисков. Важное условие, необходимое для частных капиталовложений (как отечественных, так и иностранных), - постоянный и общеизвестный набор догм и правил, сформулированных таким образом, чтобы потенциальные инвесторы могли понимать и предвидеть, что эти правила будут применяться к их деятельности. В России же, находящейся в стадии непрерывного реформирования, правовой режим непостоянен. Потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10 - 12 млрд. долл. в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.
Для стабилизации экономики и улучшения инвестиционного климата требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций.
Среди мер общего характера в качестве первоочередных следует назвать:
− достижение национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями;
− ускорение работы Государственной думы над Гражданским кодексом и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;
− радикализация борьбы с преступностью;
− торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;
− пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;
− мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;
− внедрение в строительство системы оплаты объектов за конечную строительную продукцию;
− запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;
− предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности.
В числе мер по активизации инвестиций надо отметить:
− срочное рассмотрение и принятие Думой нового закона об иностранных инвестициях в России;
− принятие законов о концессиях и свободных экономических зонах;
− создание системы приема иностранного капитала, включающей широкую и конкурентную сеть государственных институтов, коммерческих банков и страховых компаний, страхующих иностранный капитал от политических и коммерческих рисков, а также информационно-посреднических центров, занимающихся подбором и заказом актуальных для России проектов, поиском заинтересованных в их реализации инвесторов и оперативном оформлении сделок "под ключ";
− создание в кратчайшие сроки Национальной системы мониторинга инвестиционного климата в России;
3.1 Инвестиционный потенциал регионов России
Распределение регионов по рейтингу инвестиционного потенциала показывает, что наибольший вклад в его формирование вносят факторы, накопленные в процессе многолетней хозяйственной деятельности: инфраструктурная освоенность территории, инновационный потенциал и интеллектуальный потенциал населения. Не случайно помимо таких общепризнанных экономических лидеров, как Свердловская, Самарская, Московская, Кемеровская, Нижегородская области, Татарстан, Москва, Санкт-Петербург и др., в первую двадцатку входят, может быть, не столь очевидно экономически мощные, но достаточно "обустроенные" области Центральной России -- Белгородская, Владимирская, Воронежская, Рязанская, Тульская. Более того, изъятие из расчета интегрального рейтинга не зависящей от хозяйственной деятельности человека "ресурсной" составляющей (Приложение таблица №1)[1] включает в число лидеров Калининградскую и Ярославскую области и выводит из них Кемеровскую и Тюменскую. Из двадцати замыкающих рейтинг регионов 17 являются национально-территориальными образованиями. Это свидетельствует не только об ограниченных возможностях инвестирования в них, но и о невозможности их экономического подъема без целевой государственной поддержки. В этой связи несколько странно выглядит само федеративное устройство России. Целый ряд нынешних ее субъектов суть мнимые величины, при том что на политическом уровне они представлены почти так же, как мощнейшие в экономическом отношении регионы. В России любят говорить о полюсах роста. Но если промышленные полюсы пока не обнаруживаются, то региональные выделить удалось. выделяются пять потенциальных полюсов инвестиционного роста, сосредоточенных в европейской России и на Урале: Северо-Западный во главе с Санкт-Петербургом, Центрально-российский во главе с Москвой и Московской областью, Поволжский (Самарская и Саратовская области), Южнороссийский (Краснодарский край и Ростовская область) и Уральский (Свердловская и Челябинская области).Оказалась несколько разной расстановка регионов в лидирующей группе с точки зрения их привлекательности для отечественных инвесторов, с одной стороны, и для иностранных - с другой (Приложение таблица №2)[2] . Для иностранных инвесторов в отличие от отечественных несколько более привлекательными являются Московская, Рязанская, Владимирская, Волгоградская, Воронежская, Саратовская и Кемеровская области. В то же время оказался ниже рейтинг Москвы, Тульской, Нижегородской и Тюменской областей. Большинство наименее рисковых регионов сосредоточено в почти непрерывной узкой полосе от Санкт-Петербурга до Екатеринбурга , в то время как большинство наиболее рисковых занимают почти всю Восточную Сибирь и Дальний Восток. В двадцатку регионов с наименьшим риском для иностранных инвесторов вошли Республика Марий-Эл и Республика Башкортостан, а покинули ее Вологодская и Липецкая области. Изменения рейтинга почти всех составляющих инвестиционного потенциала региона соответствуют изменению рейтинга интегрального риска. Как правило, регионы с наименьшим риском обладают наибольшими потенциалами. Обратная тенденция в изменении рейтинга ресурсного потенциала лишь доказывает независимый от хозяйственной деятельности человека, "богом данный" характер этого вида потенциала.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7