Рефераты. Инвестиционный налоговый кредит

Необходимо отметить, что в соответствии с п.2 ст.76 БК РФ налоговый кредит, а значит, и инвестиционный налоговый кредит предоставляется на условиях возмездности, что противоречит абз.2 п.5 ст.65 НК РФ, где сказано, что в определенных случаях проценты на средства, предоставленные в качестве налогового кредита, не начисляются. Полагаю, в соответствии с п.1 ст..3 НК РФ данное противоречие необходимо толковать в пользу налогоплательщика. В п.7 ст. 57 НК РФ говорится о том, что изменение срока уплаты налога, сбора, пени может быть в порядке, установленном настоящим кодексом, что конкретизируется в п.2 ст.61 НК РФ: «изменение срока уплаты налога и сбора допускается исключительно в порядке, предусмотренном настоящей главой», а в п.5 ст.76 БК РФ сказано: «налоговый кредит может предоставляться … в порядке, определенном настоящей статьей»[6]. В данном случае уполномоченные органы, по-моему, должны руководствоваться как Налоговым, так и Бюджетным кодексами. Такие правовые коллизии связаны с новизной рассматриваемого правового института в отечественном законодательстве.

Пунктом 12 ст. 64 НК РФ установлено право субъектов РФ и муниципальных образований устанавливать дополнительные основания и условия предоставления инвестиционных и налоговых кредитов в части уплаты региональных и местных налогов, соответственно.

Правомочие по предоставлению инвестиционных налоговых кредитов реализовали многие субъекты РФ. Наилучшая практика их применения сложилась в трех наиболее инвестиционно-привлекательных регионах России: Москва и Московская область, Ленинградская область и Краснодарский край. Динамика инвестиционных процессов в указанных субъектах РФ способствует развитию инвестиционного кредитования, а заинтересованность руководства данных регионов в привлечении инвесторов создает максимально привлекательные предложения в вопросах налогообложения.

Так, в Краснодарском крае принят Закон от 07.07.2000 № 280-кз «Об инвестиционном налоговом кредите», аналогичный Закон имеет и Ленинградская область от 08.11.1999 № 56-оз.[7] Как видно из реквизитов нормативных актов, история регионального инвестиционного кредитования насчитывает уже более 5 лет. Прямым свидетельством эффективности законодательства в указанных регионах служит динамика роста инвестиций в них.

Следует также заметить, что инвестиционный налоговый кредит имеет ряд отличий от налогового кредита, отсрочки и рассрочки.

Во-первых, он может быть предоставлен по налогу на прибыль (доход) организации и по региональным и местным налогам. В отношении других форм законодатель ввел формулировку "по одному или нескольким налогам", не оговорив, какие конкретно налоги имеются в виду.

Второе отличие касается субъекта - получателя кредита: инвестиционный налоговый кредит предоставляется не всем заинтересованным лицам, а исключительно организациям.

В-третьих, инвестиционный налоговый кредит предоставляется в связи с осуществлением определенных затрат (например, по НИОКР), а другие формы изменения срока уплаты налога - в связи с неблагополучным положением налогоплательщика.

В круг оснований для получения инвестиционного налогового кредита входят:[8]

1) проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами;

2) осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов;

3) выполнение организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению.

Сумма кредита в случае его предоставления по первому основанию составляет 30% стоимости приобретенного организацией оборудования. При предоставлении кредита по второму и третьему основаниям его сумма определяется по соглашению между уполномоченным органом и заинтересованной организацией. Проценты на сумму кредита устанавливаются по ставке не менее 1/2 и не более 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ. Критерием для определения размера процента, взимаемого за пользование инвестиционным налоговым кредитом, служит срок, на который предоставляется такой кредит, а именно: в течение первых двух лет - 1/2 ставки, в последующие годы - 3/4 ставки рефинансирования Центрального банка РФ.


1.2 Юридическая природа изменения срока уплаты налога в форме

инвестиционного налогового кредита


Для изменения срока уплаты налога в форме инвестиционного налогового кредита необходим сложный юридический состав:

1.     Решение уполномоченного органа о предоставлении инвестиционного налогового кредита.

2.     Договор между органом и заинтересованным лицом.

Первый юридический факт является актом органа государственного или местного управления, принятым в порядке, установленным налоговым и бюджетным законодательством (п. п.5, 7 ст. 76 БК РФ и п. 5 ст. 67 НК РФ). Договор между органом и организацией должен быть заключен в соответствии с нормами гражданского законодательства[9], и он будет считаться заключенным, если соблюдены все его существенные условия, указанные в п.п. 6, 7 ст. 67 НК РФ.

В п.4 ст. 61 НК РФ сказано, что изменение срока уплаты налога «не отменяет существующей и не создает новой обязанности по уплате налога». Но, очевидно, правоотношение между налоговым органом и налогоплательщиком изменяется. Суть инвестиционного налогового кредита в том, что сначала, как бы, деньги отдаются в счет уплаты налога, а потом часть из них забирается налогоплательщиком на условиях возвратности и платности, это является расходованием бюджетных средств. Но данный вид расходов не предусмотрен Законом о бюджетной классификации, а в соответствии со ст. 67 БК РФ средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов, являются капитальными расходами бюджетов. Выходит, что организация, получившая инвестиционный налоговый кредит, отдавая его, возвращает не свои, а бюджетные средства.

В БК РФ есть норма, согласно которой возврат предоставленных на возвратной основе средств бюджета приравнивается к платежам в бюджет. Если возврат средств является исполнением обязанности по уплате налога в соответствии с п. 4 ст. 61 НК РФ, то зачем его приравнивать к платежам в бюджет?

Налоговые платежи, в принципе, нельзя приравнять к платежам в бюджет, так как они являются таковыми изначально. Тем более, заплатить налог можно путем отчуждения лишь тех денежных средств, которые принадлежат плательщику на праве собственности, хозяйственном ведении или оперативного управления п.1 ст. 8 НК РФ. В Законе о бюджетной классификации также не предусмотрены доходы от возвратов инвестиционных налоговых кредитов, а ст.41 БК РФ говорит: «п.2 к налоговым доходам относятся…, п.3 размер предоставленных налоговых кредитов… и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета, п.4 к неналоговым доходам относятся… .»[10].

Платежи по возврату налоговых кредитов, таким образом, являются каким-то особым видом доходов бюджетов, а не относятся к налоговым доходам. Необходимо отметить, что существует и другой взгляд на природу изменения срока уплаты налога: «предоставление налогоплательщику … инвестиционного налогового кредита является изменением порядка исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налогов и сборов.»[11]

Такой подход не представляется верным, скорее всего, обязанность возвратить кредит – гражданско-правовая обязанность, и инвестиционный налоговый кредит надо рассматривать наряду с договорами, заключаемыми в соответствии со ст.62 Закона о федеральном бюджете на 2004 г.

Данной нормой Правительству предоставляется право финансировать определенные расходы на условиях возвратности на основе договоров лизинга, здесь гражданско-правовая обязанность вытекает из договора и решения государственного органа, как и в случае с инвестиционным налоговым кредитом, при получении последнего обязанность по уплате налога трансформируется в гражданско-правовую обязанность по уплате долга государству.

инвестиционный налоговый кредит уплата

Глава 2. Условия и порядок предоставления

инвестиционного налогового кредита


2.1 Условия предоставления инвестиционного налогового кредита


Инвестиционный налоговый кредит предоставляется организациям, юридическим лицам, образованным в соответствии с законодательством России, иностранным юридическим лицам, образованным и имеющим гражданскую правоспособность в соответствии с иностранным законодательством, по налогу на прибыль (доход) организаций, другим региональным и местным налогам.

Статья 67 НК РФ устанавливает конкретный порядок и условия предоставления инвестиционного налогового кредита. В п.1 67 НК РФ перечислены три основания, наличие хотя бы одного из которых является необходимым условием для предоставления инвестиционного налогового кредита.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на проведение организацией научно-исследовательских или опытно-конструкторских работ либо технического перевооружения собственного производства, в том числе направленного на создание рабочих мест для инвалидов или защиту окружающей среды от загрязнения промышленными отходами, - на сумму кредита, составляющую 30% стоимости приобретенного заинтересованной организацией оборудования, используемого исключительно для указанных целей.

Инвестиционный налоговый кредит предоставляется на осуществление организацией внедренческой или инновационной деятельности, в том числе создание новых или совершенствование применяемых технологий, создание новых видов сырья или материалов или на выполнение этой организацией особо важного заказа по социально-экономическому развитию региона или предоставление ею особо важных услуг населению - на суммы кредита, определяемые по соглашению между уполномоченным органом и организацией.

Обстоятельства, исключающие предоставление инвестиционного налогового кредита:

1. Возбуждено уголовное дело против заинтересованного лица по признакам преступления, связанного в нарушением законодательства о налогах и сборах. Судя по всему, препятствием к получению инвестиционного налогового кредита может быть только лишь возбуждение такого уголовного дела относительно руководителя соответствующей организации, обязанного оформлять бухгалтерские документы или осуществляющего иные властные полномочия, поскольку действующим уголовным законодательством не предусмотрена уголовная ответственность юридических лиц. Ст.62 НК РФ в этой части сформулирована некорректно, т.к. она говорит о том, что уголовное дело должно быть возбуждено относительно лица, просящего об инвестиционном налоговом кредите, а просить о нем может только юридическое лицо. При такой формулировке возбуждение уголовного дела никогда не может быть основанием к отказу в выдаче инвестиционного налогового кредита, а по смыслу ст.62 НК РФ и исходя из существа рассматриваемых отношений в целом нарушение законодательства о налогах и сборах организацией должно влечь отказ в выдаче инвестиционного налогового кредита.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.