Успешно реализуются проекты с участием французских, австрийских, голландских и итальянских капиталов, направленных на открытие конкурентоспособных производств и повышение инвестиционного потенциала региона. Французский концерн «Сен- Гобен» строит завод по производству гипсокартона в муниципальном районе Уфимский район. Австрийской компании «Ласселсбергер» в феврале 2010 года введена первая очередь завода по производству керамической плитки. ОАО «НефАЗ» совместно с голландской фирмой «VDL» организовано производство пассажирских автобусов и совместно с итальянской фирмой «Лаверда», входящей в международную компанию «AGCO», сборочное производство комбайнов «Челленджер – 647» с последующей локализацией изготовления агрегатов и узлов на промышленных предприятиях республики.
В среднесрочной перспективе ожидается значительный приток иностранного капитала в сферу обрабатывающих производств, торговли, строительстве, а также на развитие транспортной инфраструктуры.
Главное конкурентное преимущество республики - не только уникальное географическое положение на границе Европы и Азии, на пересечении важнейших водных, железнодорожных, трубопроводных и автомобильных магистралей, связывающих европейскую часть страны с Уралом, Сибирью и среднеазиатскими государствами. Также республику отличает наличие крупных производств и передовых технологий в топливной, химической и нефтехимической отраслях, машиностроении; высокая производственная активность агропромышленного комплекса; устойчивая финансовая система; развитый многопрофильный научно-образовательный комплекс.
Факторы, сдерживающие инвестиционную деятельность в стране
Притоку в инвестиционную сферу частного национального и иностранного капитала препятствуют политическая нестабильность, инфляция, несовершенство законодательства, неразвитость производственной и социальной инфраструктуры, недостаточное информационное обеспечение. Взаимосвязь этих проблем усиливает их негативное влияние на инвестиционную ситуацию.
Распределение организаций, осуществляющих деятельность по добыче полезных ископаемых, в обрабатывающих производствах, производстве и распределении электроэнергии, газа и воды по оценке факторов ограничивающих инвестиционную деятельность представлена в таблице.
Таблица. Распределение организаций по оценке факторов, ограничивающих инвестиционную деятельность. (по материалам выборочных обследований инвестиционной активности организаций); в процентах от общего числа организаций)
2001
2002
2003
2004
2005
2006
2007
2008
2009
Факторы, ограничивающие инвестиционную деятельность
Недостаточный спрос на продукцию
10
21
14
15
17
11
18
Недостаток собственных финансовых средств
41
53
68
66
60
65
63
59
Высокий процент коммерческого кредита
47
35
31
30
28
27
26
Сложный механизм получения кредитов для реализации инвестиционных проектов
39
24
23
12
Инвестиционные риски
33
25
29
Неудовлетворительное состояние технической базы
19
9
8
7
Низкая прибыльность инвестиций в основной капитал
13
Неопределенность экономической ситуации в стране
49
20
Несовершенная нормативно-правовая база, регулирующая инвестиционные процессы
36
22
Наибольший удельный вес получили такие факторы, как недостаток собственных средств. Если в 2001 году проблемой привлечения заемных средств являлся высокий процент получения кредита и ее сложность, то к 2009 году ситуация значительно улучшилась, предприятия, которых затрагивала данная проблема сократилось в 2 раза. Заметно возросло число предприятий, которых останавливает неопределенность экономической ситуации в стране, это естественно в эти годы. С каждым годом все больше предприятий оснащены передовыми технологиями, достигнута автоматизация технического процесса, увеличивается выпуск высокотехнологической продукции. Также заметно совершенствование, начиная с 2005 года нормативно – правовой базы, регулирующая инвестиционные процессы, можно предположить, что все больше учитываются интересы инвесторов.
В республике Башкортостан инвестиционную активность ограничивают следующие факторы:
- полупродуктовая направленность хозяйственной структуры, недостаточное разнообразие видов деятельности, выпускающих продукцию конечного потребления, с высокой долей добавленной стоимости;
- недостаточный уровень развития инвестопроводящей инфраструктуры;
- наличие некоторых административных барьеров;
- недостаточный уровень информированности потенциальных инвесторов о возможностях и преимуществах инвестирования в республике.
Законодательное обеспечение
В Республике Башкортостан проводится планомерная работа по принятию нормативных правовых актов, регулирующих и конкретизирующих инвестиционную деятельность с учетом особенностей региона.
В соответствии с Законом Республики Башкортостан «Об иностранной инвестиционной деятельности в Республике Башкортостан» разработана система мер, позволяющая коммерческим организациям с иностранными инвестициями, зарегистрированным на территории республики, получать льготы по налогу на прибыль и налогу на имущество в части, подлежащей зачислению в республиканский бюджет, а также возмещать часть процентных ставок по привлекаемым кредитам.
В целях стимулирования инвестиционной деятельности на территории республики Указом Президента Республики Башкортостан от 3 июля 2008 года №УП-304 учреждены ежегодные премии Президента Республики Башкортостан «За эффективную инвестиционную деятельность». Однако, выдвижение предприятий со стороны, как предприятий, республиканских органов исполнительной власти, так и муниципальных образований ведется не на активном уровне.
Для создания системы привлечения инвестиционных ресурсов в приоритетные для республики сферы, а также для координации взаимодействия всех участников инвестиционного процесса и формирования эффективной инвестиционной политики постановлением Правительства Республики Башкортостан от 27.11.2009г. № 422 принята Концепция инвестопроводящей системы в Республике Башкортостан на период до 2015 года, а Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 07.07.2010г. № 257 утвержден План мероприятий по ее реализации.
Для достижения поставленных инновационных целей в республике принят и реализуется ряд концептуальных документов, таких как Закон «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан», Указ Президента Республики Башкортостан «О мерах государственного стимулирования инновационной деятельности в Республике Башкортостан».
В 2009-2010 гг. в части поддержки и развития инновационной деятельности принято более 50 нормативно-правовых и распорядительных актов.
В ходе заседания Совета законодателей России по вопросу «О законодательном обеспечении развития инновационной деятельности в субъектов РФ», который состоялся 9 ноября 2010 года под руководством Председателя Совета Федерации С.Миронова было отмечено, что Республика Башкортостан занимает лидирующие позиции в законодательном обеспечении развития инновационной деятельности.
На комитете Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан рассмотрен проект закона «О внесении изменений в Закон Республики Башкортостан «Об инновационной деятельности в Республике Башкортостан», который предусматривает дополнительные меры оказания содействия и государственной поддержки инновационных процессов в Республике Башкортостан, в части субсидирования затрат субъектов инновационной деятельности, производящих и реализующих товары, расходов по участию в выставочно-ярмарочных мероприятиях, на страхование при реализации инновационных проектов.
В республике принята Республиканская целевая инновационная программа, реализация мероприятий которой нацелены на ускорение процесса увеличения численности инновационных предприятий и объема выпускаемой ими продукции.
Освоено более 48 млн. рублей средств бюджета выделенных на реализацию Программы в 2010 году. Оказана финансовая поддержка из бюджета Республики Башкортостан около 50 субъектам инновационной деятельности.
Заключение
Привлечение в широких масштабах национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.
Социально – экономические процессы прошедшего 2010 года характеризовались, с одной стороны, достойным противостоянием вызовам мирового финансово – экономического кризиса, с другой, обозначили нерешенные в докризисный период проблемы, в первую очередь, связанные с зависимостью от внешней конъюнктуры, слабой диверсификацией экономики, дефицитом долгосрочных инвестиционных ресурсов.
Основные направления дальнейшего развития Республики Башкортостан в сложившихся условиях ориентированы на продолжение реализации антикризисных мероприятий, обеспечение выхода на траекторию устойчивого социально – экономического развития путем модернизации, повышения эффективности и конкурентоспособности, роста инновационной составляющей экономики, увеличения объемов наукоемкой и высокотехнологичной продукции, стимулирования развития новых технологий, улучшения условий жизни граждан и качества социальной сферы.
Республика Башкортостан по итогам XIV рейтинга инвестиционной привлекательности регионов России признан регионом с минимальным экономическим риском инвестирования. В номинации «Минимальный экономический риск инвестирования» Республике Башкортостан присуждено первое место в Российской Федерации. Кроме того, Башкортостан эксперты определили в числе 10 регионов с высшим уровнем инвестиционной привлекательности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7