Капитальные вложения - это инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на новое строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение действующих предприятий, приобретение машин, оборудования, инструмента, инвентаря, проектно - изыскательские работы и другие затраты. Капитальные вложения являются экономической основой строительства.
Таким образом, инвестиции играют важнейшую роль, в первую очередь, для простого и расширенного воспроизводства, структурных преобразований, максимизации прибыли и на этой основе решения многих задач.
Цели и принципы инвестиционной политики предприятия:
основная цель инвестиционной политики предприятия может быть сформулирована как создание оптимальных условий для вложения собственных и заемных финансовых и иных ресурсов, обеспечивающих возрастание доходов на вложенный капитал, для расширения экономической деятельности предприятия, создания лучших условий для победы в конкурентной борьбе .
Наряду с основной целью предпринимательские структуры в процессе осуществления инвестиционной политики стремятся к достижению отдельных целей или подцелей. Прежде всего, к таким целям или подцелям относятся:
1)выработка стратегии и тактики экономической деятельности предприятия на краткосрочный и долгосрочный период;
2) поиск наиболее эффективных объектов для инвестирования;
3)выбор оптимального варианта инвестиционного проекта;
4) поиск и оценка альтернативных источников финансовых ресурсов для осуществления инвестиционного процесса;
5)достижение максимального результата в процессе реализации инвестиционной политики при минимальном возможном объеме капитала, продолжительности его эксплуатации и организационных усилий .
При разработке инвестиционной политики предприятия необходимо придерживаться следующих принципов:
- нацеленность инвестиционной политики на достижение стратегических планов предприятия и его финансовую устойчивость;
- учет инфляции и фактора риска;
- экономическое обоснование инвестиций;
- формирование оптимальной структуры портфельных и реальных инвестиций;
- ранжирование проектов и инвестиций по их важности и последовательности исходя из имеющихся ресурсов и с учетом привлечения внешних источников;
- выбор надежных и более дешевых источников и методов финансирования инвестиций.
Учет этих и других принципов позволит избежать многих ошибок и просчетов при разработке инвестиционной политики предприятия.
В современных условиях эффективная инвестиционная политика должна строиться в развитии четырех базовых принципов:
- совершенствование законодательного обеспечения инвестиционной деятельности;
- осуществление концентрации инвестиционной политики на стратегических направлениях инвестиционных программ;
- организация взаимодействия с предприятиями с целью мобилизации в инвестиции их собственных средств (реализация взаимных интересов предприятий региона в развитии инвестиционной политики);
- осуществление постоянного мониторинга положительных и отрицательных моментов развития .
2.2 Отраслевая структура инвестиций в основной капитал
Инвестиционная модель развития региональной экономики предполагает повышение качества учёта и анализа инвестиций в основной капитал. Показатель инвестиций в основной капитал и его анализ должны адекватно отражать процессы, происходящие в социально - экономическом развитии. Причём анализ инвестиционного процесса на любом уровне (хозяйствующий субъект - регион - страна) подразумевает не только рассмотрение абсолютных значений показателей, их динамики и структуры, но и оценку эффективности инвестиций - т.е. соизмерение ресурсов, направленных в инвестиции с экономическими и социальными результатами.
Наибольшая доля инвестиций приходится на транспорт и связь , жилищно-коммунальные услуги . Доли капитальных вложений в промышленности и сельском хозяйстве примерно равны. На фоне начавшегося строительного бума неоправданно малы объёмы инвестиций в строительстве .
Отраслевая структура инвестиций в основной капитал свидетельствует о том, что в условиях саморазвивающихся рыночных отношений, накопление капитала преобладает в отраслях, оказывающих услуги (транспорт, связь, торговля, общественное питание, жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и т.п.).
В структуре услуг преобладают услуги естественных монополий (транспортировка газа, электроэнергии, железнодорожные перевозки, жилищно-коммунальные услуги).
По своему содержанию инвестиционный процесс - это результат финансирования одним субъектом хозяйственной деятельности или государством другого, или передачи имущества (прав) одного субъекта хозяйственной деятельности (государства) другому. Прирост инвестиций в основной капитал должен быть обеспечен соответствующим источником. Без источников финансирования (создания) объектов основных средств и нематериальных активов инвестиционный процесс не может осуществляться.
Иными словами, показатель инвестиции в основной капитал по своей сути балансовый показатель. И он является достоверным, если его приросту соответствует суммарный прирост источников финансирования.
Балансовая модель инвестиций в основной капитал и источников их финансирования может стать эффективным способом учёта и анализа инвестиций в основной капитал, если будет построена на основе:
· наиболее полного учёта и структурирования реально действующих источников финансирования инвестиций в основной капитал;
· оптимального структурирования объёктов инвестирования (объектов основных средств) не только по отраслям, но и секторам региональной экономики.
В системе регионального статистического учёта, объём финансирования может выполнять функции контроля показателя инвестиций в основной капитал.
Элементы балансового метода учёта инвестиций в основной капитал применяются статистикой по крупным и средним организациям, но не распространяются на региональную экономику в целом. Так сумма инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций равна сумме двух основных источников финансирования: собственных и привлечённых средств.
Собственные средства формируются за счёт прибыли и амортизации, а в состав привлечённых средств включены:
· кредиты банков;
· заёмные средства других организаций;
· бюджетные средства;
· средства внебюджетных фондов;
· инвестиции из-за рубежа;
· и прочие источники.
Однако полнота учёта и правильность структурирования источников финансирования инвестиций в основной капитал вызывает сомнение. В результате, искажается реальная картина инвестиционного процесса. Аналогично, и иностранные инвестиции могут выступать в как форме заёмных, так и привлечённых средств (например, вкладов в совместные предприятия).
Кроме того, бюджетные средства преимущественно направляются на финансирование объектов социальной инфраструктуры и практически не направляются на коммерческие предприятия реального сектора экономики, поэтому отражение бюджетных средств отдельной строкой значительно сужает возможности анализ инвестиционного процесса и методически неправильно.
Фактически это учёт изменения стоимости внеоборотных активов за отчётный период, полученный в результате инвестиционной деятельности. Причём данный показатель суммарно отражает прирост стоимости объектов основных средств и нематериальных активов по бухгалтерским балансам всех организаций, независимо от формы собственности, размера, принадлежности к реальному сектору экономики или к социально - бюджетной сфере.
К объектам инвестирования также относится другая группа внеоборотных активов организаций - нематериальные активы, которые также используются при производстве товаров и услуг более 12 месяцев и переносят свою стоимость на произведённую продукцию частями - в размере начисленного износа (амортизации). В отличие от источников финансирования, перечень объектов основных средств и нематериальных активов детально определен и зафиксирован положениями по бухгалтерскому учёту. К стоимости основных средств и нематериальных активов относятся также затраты, связанные с их приобретением, сооружением, изготовлением. Государственной статистикой ведётся учёт изменения стоимости объектов основных средств по отраслевой принадлежности (по двум группам отраслей: отрасли производящие товары и отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги, а также по основным отраслям экономики и отраслям промышленности).
Реальный сектор экономики не выделен как объект отдельного учёта и анализа, поскольку в его структуру входят отрасли, производящие товары и рыночные услуги в отраслях. Целесообразно производить отдельный учёт инвестиций по группе отраслей реального сектора экономики (отрасли, производящие товары и рыночные услуги в отраслях) и группе отраслей социально-бюджетной сферы (нерыночные услуги в отраслях). Это обусловлено следующими причинами:
· реальный сектор - движущая сила экономики края, в котором создаётся основная часть добавленной стоимости и необходимо оценивать влияние инвестиций на изменение доли добавленной стоимости и технологическое обновление производства;
· поскольку значительная часть налоговых поступлений и заработной платы также приходится на реальный сектор экономики, отдельный учёт объёмов инвестиций в основной капитал позволит более точно определять экономическую, бюджетную и социальную эффективность инвестиционного процесса;
· в отраслях реального сектора экономики и социально - бюджетной сферы инвестиционная деятельность принципиально отличается. Это два инвестиционных потока с различными источниками, формами, методами и результатами финансирования
Раздельный учёт инвестиций в реальном секторе экономики и социально-бюджетной сфере позволит повысить эффективность управления инвестиционной деятельностью в регионе.
По отраслям, производящим товары, учёт инвестиций традиционен и проводится по промышленности, сельскому, лесному хозяйству, строительству. В отраслях, оказывающих услуги, часть организаций, принадлежащих одной и той же отрасли услуг, может оказывать рыночные и нерыночные услуги.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5