Рефераты. Государственный финансовый контроль в Царской России p> В ведении Министерство финансов состоял налоговый аппарат, ведомство государственных имуществ (до 1838 года), горное и соляное дело, органы государственного кредита , а также дела внешней торговли и управление таможнями (после упразднения в 1810 году Министерства коммерции) .
Полномочия Министерства финансов не распространялись на дела по движению сумм, состоявшие в ведении Государственного казначейства, и финансовый контроль, сосредоточенный в Главном управлении ревизии государственных счетов, переименованном в 1836 году в Главное управление государственного контроля.

В 1810г. Государственный Совет рассматривает предложения Особого
Комитета, возглавляемого графом Румянцевым, об образовании министерства и принимает решение учредить три различные и независимые части в семи управлениях Сената, которые были на тот момент. Первая часть - Министр
Финансов, который должен ведать доходами и управлять ими; вторая -
Государственный Казначей, который должен управлять движением сумм; третья -
Государственный Контролер - должен посредством вверенных ему установлений держать ревизию счетов и поверять не только министерства вообще, но и в особенности Министерство Финансов и Государственного Казначея.

Для выполнения установленных задач в Министерстве финансов в 1811 году было создано Особое III-е отделение. На первых порах оно занималось вопросами, связанными с внутренним кредитом. Затем под его контроль перешли вопросы, касающиеся внешнего кредита и заграничных переводов.

На министра финансов было возложено ежегодное составление детальной росписи государственных расходов. В 1811 г. произошло утверждение более подробных правил по составлению росписи государственных расходов – так называемый финансовый план Сперанского. Однако составлявшаяся на основе этих правил государственная смета имела серьезные недостатки, главным из которых было то, что она представляла собой механическое соединение смет отдельных ведомств, причем не полное, поскольку отдельные доходы и расходы не вносились в нее. Не было единства кассы, существовали разные методики составления смет разных ведомств.

В 1824 году отделение преобразовали в Особую канцелярию Министра финансов по кредитной части. В конце 50-х годов XIX века ей были переподчинены Экспедиция заготовления государственных бумаг, а также
Сохранная и Ссудная казны, Приказы общественного призрения и сберегательные кассы.

Начало царствования Александра II было продолжением того печального периода нашей финансовой истории, который начался с 1845 г. и характеризовался безостановочным владычеством дефицита, устранявшего возможность серьезного реформирования финансовой системы.

В управлении финансовыми средствами царил произвол и беспорядок.
Первые министры финансов при Александре II, Брок и Княжевич, не имели определенного плана действий и не понимали положения вещей или не могли овладеть обстоятельствами. Все финансовые мероприятия этого времени, основанные на рутине или представлявшие собой паллиативы, были крайне неудачны; каждая новая мера, вследствие отсутствия предусмотрительности и единого плана, приводила совсем не к тем результатам, какие предполагались; дефициты росли, все попытки борьбы с увеличением государственных расходов оказывались безуспешными; с каждым годом положение дел становилось все более безвыходным, в значительной мере вследствие ошибочных финансовых. В
1859 г. были учреждены две комиссии: одна при государственном контроле - для составления правил о порядке счетоводства, отчетности и ревизии, другая, при Министерстве финансов - для пересмотра податей и сборов.
Трудами первой комиссии, душой которой был В.А. Татаринов, была осуществлена коренная реформа в формальном строе нашего государственного хозяйства. В дореформенное время каждое ведомство было государством в государстве, имея свой отдельный бюджет не только по расходу, но и по доходам; каждое министерство имело в исключительном своем заведовании особые источники дохода, предназначенные для известных целей и не всегда входившие в общую роспись. Государственная роспись не считалась обязательной к исполнению: каждое ведомство пользовалось широкими правами на испрашивание дополнительных ассигнований, могло по своему усмотрению передвигать кредиты из одного сметного назначения в другое, накоплять остатки и т. п. При этом порядке остатки отпущенных сумм ускользали от точного учета со стороны минфина или государственного контроля и редко возвращались в кассы министерства, оставаясь обыкновенно в полном распоряжении ведомств. Государственная отчетность была весьма несовершенна, сколько-нибудь серьезный контроль совсем отсутствовал. Выработанная комиссией реформа состояла из ряда положений, введенных в действие в разное время, но со строгой систематической последовательностью.

22 мая 1862 г. были утверждены правила о составлении, утверждении и исполнении государственной росписи и финансовых смет министерств и главных управлений; в 1863 г. были изданы так называемые кассовые правила, т. е. правила о порядке поступления государственных доходов, а также правила счетоводства, введенные в действие повсеместно с 1866 г. Установлен новый порядок отчетности и ревизии на основании документов, оправдывающих каждую статью расхода; открыты новые местные учреждения государственного контроля
- контрольные палаты (в 1864 г.). Сметные кассовые правила создали единство бюджета, направление кредитов на их прямое назначение (специальность кредита), а неизрасходованных остатков - в общие государственные средства, ограничение сверхсметных кредитов и систему единства кассы, по которой общими приходо-расходчиками всех казенных управлений сделались кассы
Министерства финансов. Прежде устройство бюджетной системы заключалось в множественности ведомственных и территориальных касс. В эти кассы поступали бюджетные платежи, имеющие специальное назначение и идущие на покрытие заранее определенных расходов. Соответственно сбором средств занимались различные ведомства. Принцип единства кассы ситуацию кардинально меняет.
Теперь все доходы государства сосредоточиваются в кассах министерства финансов, на которые всецело возлагаются и обязанности по осуществлению расходов. Кассы непосредственно производят в руки прямых кредиторов казны расходы всех министерств и главных управлений. Сами же министерства и главные управления не получают на руки никаких сумм, кроме авансов за счет действующей сметы. Составление общей отчетности по губерниям было поручено не государственному контролю, а казенным палатам, которые фактически играли роль представителей департамента государственного казначейства в губерниях.
Казенным палатам теперь было предписано вести все бухгалтерское счетоводство по государственным доходам и расходам. К этим принципам, внесшим точный и определенный порядок в распоряжение финансовыми средствами и сократившим произвол отдельных ведомств, присоединился еще принцип публичности государственных росписей (с 1862 г.) и отчетов государственного контроля (с 1866 г.). Опубликование государственной росписи впервые сняло многовековую завесу, скрывавшую от общества действительное состояние наших финансов. До 1862 г. количество государственных доходов и расходов хранилось в строгой тайне; лицам, составлявшим росписи, строго было запрещено разглашать о них какие бы то ни было сведения. В данный момент решительный шаг к установлению более правильных отношений правительства к обществу был результатом крайнего финансового расстройства.

Таким образом, реформы 60-70-х годов оказали непосредственное влияние на весь строй финансового управления в России. Они позволили качественно оформить государственный контроль над бюджетными средствами и привели к упрочнению места казначейства в финансовой системе империи. Принцип единства кассы закрепил возросшую роль налогов в формировании бюджета и регулирующую функцию бюджетно-налоговой политики в экономике. Кроме того, была решена проблема территориальной неравномерности распределения поступлений и платежей. Министерство финансов получило возможность использования излишков средств, полученных в одних кассах, для покрытия недоимок в других. А государственное казначейство стало существовать как единая система исполнительных органов власти.

Вместе с тем, в исполнении бюджета все большую роль начинают играть коммерческие банки и образованный в 1860 г. государственный Банк.

В 1866 году в самой Особой канцелярии было создано иностранное отделение, на которое возложили обязанности по проведению всех государственных заграничных операций, в том числе выдачу переводных векселей, аккредитивов и производство заграничных платежей по поручению различных казенных учреждений, а также покупка иностранных трат для покрытия таких платежей. Кроме того, ей было вменена покупка на зарубежных финансовых рынках иностранной валюты для Государственного казначейства,
Министерства финансов и различных государственных ведомств. Помимо всего прочего, именно она отвечала и за продажу-покупку валюты с целью поддержания курса российского рубля. На фондовом рынке иностранное отделение Особой канцелярии распоряжалось денежными суммами государства за рубежом при размещении и погашении правительственных облигационных займов.

В 1879 году Особой канцелярии были переданы дела по всем валютным расчетам, связанным с постройкой железных дорог в России. И это несмотря на то, что все вопросы, связанные с частными железными дорогами, были подведомственны Министерству путей сообщения. На Особую канцелярию возложили контроль за размещением железнодорожных облигационных займов на зарубежных финансовых рынках.

В 1884-1885 годах на этот орган возложили и ряд дополнительных обязанностей. Во-первых, по ликвидации кредитных учреждений. Именно она утверждала ликвидационные комиссии, а также осуществляла надзор за их деятельностью. Во-вторых, контроль за сбором 5-процентного налога с доходов от денежных капиталов.

С середины 90-х годов XIX века Особая канцелярия совместно с
Государственным банком активно принимала участие по регулированию в стране денежного обращения, валютной и дисконтной политикой. Эти два государственных органа решали такие вопросы, как увеличение акционерных капиталов банков, а в случае размещения новых акций за границей определяли основные их параметры (порядок эмиссии, стоимость и др.).

Кроме того, на деятельность частных банков Минфин оказывал влияние с помощью еще одного простого механизма. Персональное назначение на все руководящие должности в коммерческих банках подлежало обязательному согласованию с Министерством финансов и Государственным банком.

2.2. Казначейская система

Деятельность губернских и уездных казначейств находилась под жестким контролем как центральных, так и местных органов власти, регулярно проводивших финансовые ревизии.

Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.