Рефераты. Государственный бюджет: сущность, роль в социально-экономическом развитии страны

4. Единица обложения – часть объекта, принимаемая за основу при исчислении налога (1 руб. дохода, 1 га земли и т.п.).

5. Налоговый оклад – общая сумма налоговых изъятий на одного плательщика с единицы обложения за определенный период времени.

6. Налоговые ставки - величина налога в расчете на единицу обложения. Устанавливается либо в процентном отношении к налоговой базе, либо в абсолютном измерении в зависимости от величины от налогооблагаемого объекта. Различают налоговые ставки:

- прогрессивные – чем больше налогооблагаемая база, тем больше ставка налога. Примером может служить ставка подоходного налога в РФ, действовавшая до 2008 г.

- регрессивные – ставка налога, уменьшаемая с увеличением налогооблагаемой базы. Например, ставка единого социального налога в РФ.

- пропорциональные – ставка налогообложения не зависит от величины налогооблагаемой базы. Этот вид налоговых ставок используется для большинства налогов в РФ.

7. Налоговые льготы - установленные законом вычеты из налоговой базы, наступающие при тех или иных условиях, и сокращающие как размер налоговой базы, так и размер уплачиваемого налога. Наиболее распространенными налоговыми льготами являются: необлагаемый минимум, изъятие определенных элементов из налогообложения, понижение налоговых ставок.

8. Способ уплаты налога – способ расчета и взимания налогового платежа, зависящий от распределения функций по исчислению и внесению в бюджет налога между налогоплательщиками и налоговыми органами. Различают кадастровый способ уплаты (земельный налог, поимущественное налогообложение физических лиц), способ уплаты у источника (налог на доходы физических лиц), декларационный способ (большинство налогов с предприятий).

Неналоговые доходы характеризуются отсутствием фискально – постоянного характера, твердо установленной (как для налогов) ставки, а также целевой направленностью использования поступлений. Неналоговые доходы не должны жестко планироваться, как правило, они устанавливаются на уровне, сложившемся в прошлом году.

Выделяют следующие неналоговые доходы:

1.                 доходы от имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности или от хозяйственной деятельности:

1.1            доходы от использования имущества;

1.2            дивиденды по акциям государства;

1.3            аренда;

1.4            проценты по банковским вкладам;

1.5            прибыль ЦБ РФ и др.;

2.                 доходы от продажи имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (приватизация, продажа государственных акций, конфискация и др.);

3.                 доходы от реализации государственных запасов;

4.                 доходы от продажи земли и нематериальных активов;

5.                 поступление капитальных трансфертов из негосударственных источников;

6.                 административные платежи и сборы;

7.                 штрафные санкции, возмещение ущерба;

8.                 доходы от внешнеэкономической деятельности (проценты по государственным кредитам, экспорт);

9.                 прочие.

Значительный удельный вес в доходах Федерального бюджета занимают целевые бюджетные фонды – денежные фонды, образуемые в составе консолидированного бюджета страны за счет целевых источников средств и используемые на финансирование определенных государственных или местных расходов под контролем фискальных органов государства. Целевые бюджетные фонды формируются в бюджете с 1995 г. ежегодно их состав может изменяться. Так, например, в бюджете 2000 года были предусмотрены новые фонды:

- фонд контрольно – ревизионных органов Министерства финансов;

- фонд по охране озера Байкал.

Кроме того, в бюджете сформированы следующие целевые бюджетные фонды:

- федеральный дорожный фонд;

- федеральный экологический фонд;

- фонд министерства по налогам и сборам;

- государственный фонд борьбы с преступностью;

- фонд воспроизводства минерально-сырьевой базы и др.

Подавляющая часть средств целевых бюджетных фондов консолидируется в Федеральном бюджете. Самый крупный из них до 2001 года был Федеральный дорожный фонд РФ (его удельный вес составлял порядка 70 % доходов целевых бюджетных фондов). В бюджете 2010 года все вышеперечисленные фонды упразднены и создан Фонд министерства РФ по атомной энергетике.


Расходы государственного бюджета: экономическое значение, классификация, структура


Расходы бюджета представляют экономические отношения, которые возникают между государством, с одной стороны, и предприятиями, организациями и гражданами, с другой, в процессе распределения и использования по различным направлениям средств бюджетного фонда. Совокупность конкретных видов государственных расходов, тесно взаимосвязанных между собой, представляет систему государственных расходов.

Принципы построения системы государственных расходов:

а) целевая направленность средств;

б) безвозвратность расходования государственных ресурсов;

г) соблюдение режима экономии - последовательная минимизация затрат относительно получаемого результата.

Схематично структуру государственных расходов можно представить в следующем виде (рис. 2):


 










Рис. 2. Структура расходов государственного бюджета


Расходы классифицируют по функциональной, ведомственной, экономической, территориальной классификации расходов. Экономическая классификация выделяют текущие расходы – обеспечивающие текущее финансирование органов государственного управления, бюджетных учреждений, и капитальные – денежные затраты государства, связанные с финансированием инновационной и инвестиционной деятельности государства.

Виды расходов по разделам функциональной классификации были представлены в таблице 2. Данные расходы отражают направление средств бюджета на выполнение конкретных функций государства.

Основные задачи в области государственных расходов в настоящее время:

-                     снижение расходов на управление;

-                     сокращение числа федеральных целевых программ (за счет местных бюджетов);

-                     сокращение расходов на оборону;

-                     снижение уровня дотаций по отдельным отраслям;

-                     предоставление приоритета в финансировании расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Бюджетный дефицит: понятие, причины, источники финансирования


Различные соотношения бюджетных показателей позволяют характеризовать бюджет с трех возможных состояний:

-                     когда расходы бюджета превышают его доходы, образуется отрицательное бюджетное сальдо, или дефицит бюджета;

-                     превышение доходной части бюджета над его расходами называется профицитом бюджета;

-                     сбалансированным называется бюджет, доходная и расходная части которого равны.


Итак, дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами. Для целей сравнения и анализа бюджетный дефицит рассчитывается в относительном виде: в процентах к ВВП или к расходам (если по каким – либо причинам ВВП рассчитать затруднительно).

(1)

 
 



где Деф – размер дефицита бюджета, %;

Д – доходы бюджета, руб.;

Р - расходы бюджета, руб.

Бюджетный дефицит чаще всего бывает вынужденным. Неэффективная бюджетная политика приводит к росту бюджетного дефицита и увеличению суммы государственного долга. Однако, в некоторых случаях дефицит может быть инициирован органами власти ввиду принятия программ, требующих крупных бюджетных расходов. Как правило, от таких вложений в будущем ожидаются доходы, оправдывающие затраты по погашению дефицита текущего периода. Таким образом, можно выделить следующие причины дефицитов бюджетов:

1.                 кризисные явления в экономике;

2.                 чрезвычайные ситуации и стихийные бедствия;

3.                 милитаризация экономики в мирное время;

4.                 крупные вложения в развитие экономики и изменение его структуры;

5.                 чрезмерное увеличение темпов роста социальных расходов по сравнению с темпами роста ВВП.

За 2009 год в России впервые за последние несколько лет сложился профицит Федерального бюджета. По предварительной оценке (на 1.03.2009 г.) профицит составил 177,2 млрд. руб., или 2,6% ВВП против дефицита федерального бюджета в размере 1,1% ВВП за 2008 год.

Наличие бюджетного дефицита требует от органов власти поиск источников его покрытия. Различают налоговый и кредитный методы финансирования дефицита. Налоговый метод предполагает увеличение доходов бюджета за счет поступления налоговых платежей: поднимаются налоговые ставки, расширяются объекты налогообложения, отменяются льготы, увеличивается число налогов. Кредитный способ позволяет приобрести недостающие средства за счет займов на внутреннем и внешнем рынке. Разновидностью кредитного метода является эмиссионный, который представляет собой осуществление эмиссии Центральным Банком РФ.

Источники финансирования дефицита бюджета:

1.                 Внешние источники:

а) кредиты иностранных государств, банков и международных финансово – кредитных организаций в иностранной валюте;

б) облигационные валютные внешние займы.

2.                 Внутренние источники:

а) выпуск государственных ценных бумаг внутренних займов;

б) бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней;

в) кредиты ЦБ РФ.

Последний источник финансирования дефицита бюджета по своей сути представляет собой денежную эмиссию, следовательно, является инфляционным.

Если в процессе исполнения бюджета происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходов, то вводится механизм секвестра расходов.

Секвестр – это пропорциональное снижение государственных расходов по всем статьям, кроме защищенных, в течение оставшегося времени финансового года. Состав защищенных статей определяется органами власти, составляющими бюджет. Как правило, к ним относятся расходы по выплате заработной платы, социальных пособий, стипендии, медикаменты и перевязочные средства и т.п.


Литература


1.                 Абрамова М.А., Александровна Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. М.: ИМПЭ, 2009.

2.                 Балабанов А.И., Балабанов И.Т. Финансы. - СПб.: Изд-во «Питер», 2006.

3.                 Большаков C. В. Финансовая политика и финансовое регулирование экономики переходного периода // Финансы. 2008. № 11.

4.                 Булатова А. С. Экономика: учебник. М.: Бек. 2004. Гл. 16. С. 260 — 277.

5.                 Буретин Л.Н. Рынок ценных бумаг и производственных финансовых инструментов. М., 2000.


Страницы: 1, 2, 3



2012 © Все права защищены
При использовании материалов активная ссылка на источник обязательна.